нам стать гражданами своей страны – знание и понимание законов и традиций, по которым живет общество, государство, народ.
1. Барков А. Питомец муз, питомец боя… – М., 1985. – 50 c.
2. «Воспитание патриотизма»: метод. пос. – М. : ГУВР Вооруженных сил РФ, 2003. – № 2. – 12 с.
3. Гусак П. А. Начальная военная подготовка : справ. пос. военрука / П. А. Гусак, А. М. Рогачев. – Изд. 2-е, 1975 г. – 34–35 с.
4. История русской армии. – М. : Изд-во Эксмо, 2009 г. – 768 с.
5. Пушинский Б. К. 100 вопросов и ответов / Б. К. Пушинский. – СПб. : Изд-во «Норинт», 2000. – 23–25 с.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СССР В 1965–1985 гг.
Викторов Александр Геннадьевич, аспирант исторического факультета
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а Е-mail: amsis@inbox.ru
Савельева Елена Викторова профессор, доктор исторических наук
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а Е-mail: elenasava03@gmail.com
В статье рассматриваются основные формы общественно-политического взаимодействия жителей с властью, по линии «центральной» и местной власти, местной власти и населения, «центральной» власти и населения.
Делается попытка проанализировать основные ключевые аспекты, на которые был сделан акцент при формировании вектора подобной политики в СССР.
Рассматриваются и анализируются различные трактовки терминов общественнополитическая жизнь, общественно-политическое взаимодействия, формы общественнополитической жизни.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данного исследования при подготовке комплексных работ по истории регионов СССР в изучаемый период.
Актуализацией данного исследования является потребность в формировании комплексного подхода при изучении общественно-политического взаимодействия власти и общества во всем многообразии выделяемых аспектов.
Особые интерес вызывает рассмотрение частно-исторических и конкретноисторических примеров взаимодействия власти и общества на подобных уровнях.
В заключении статьи делается вывод о ключевых формах взаимодействия с населением СССР в 1965–1985 гг., подводится итог путем формирования комплексного определения общественно-политической жизни и общественно-политического взаимодействия.
Ключевые слова: общественно-политическая жизнь, СССР, 1965, 1985 гг., формы, взаимодействие, политика, политическая структура.
При изучении общественно-политическое взаимодействия власти и общества в СССР, перед авторами научных работ встает вопрос о интерпретации термина общественно-политическая жизнь, с целью выявления основных форм общественно-политического взаимодействия власти с населением.
Общественно-политическая жизнь может быть представлена, как сторона политического бытия, охватывающая различные сферы интересов не только классов или социальных групп, наций, но и отдельных личностей.
Таким образом, можно выделить ряд ключевых определений, позволяющих сформулировать понятие общественно-политическая жизнь:
Общественно-политическая жизнь – это сфера взаимодействия людей (как индивидов, так и их объединений различного характера) по поводу власти и общества – их формирования, функционирования, контроля, критики, реформирования и т.д. [1].
Так же, общественно-политической жизнью может называться совокупность интересов различных слоев населения, деятельность общественных и общественно-политических организаций, политических партий, движений, деятельность общественно-политических групп [2].
Еще одним определением общественно-политической, косвенно, может является, область общественно-политической жизни, где концентрируются и контролируются важнейшие общественно-политические проблемы в соответствии с интересами классов или социальных слоев общества, где вырабатываются механизмы и способы решения ключевых проблем, а идеи и варианты решения переводятся на язык общественной практики [3].
Проанализировав вышеизложенные определения можно вывести совокупность ключевых критериев, отвечающих на вопрос о формах общественнополитических взаимодействий.
Таким образом, комплексное определение «общественно-политическая жизнь» может быть сформулировано следующим образом:
Общественно-политическая жизнь – это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм общественнополитического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства общественно-политической деятельности и общественно-политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от ключевых механизмов функционирования политической власти и реализуемой ее политики.
Подобная трактовка позволяет смоделировать определение и выявить формы общественно-политического взаимодействия.
Исходя из проанализированных данных, формы общественнополитической жизни – понятие охватывающее совокупность форм и видов проявления и реализации общественно-политической жизни.
Следуя вектору установленного выше определения, можно утверждать, что формы социальной и политической работы в исследуемый период были: рабочие собрания, беседы, доклады, лекции, воздействие через печать, кино, радио, телевидение и деятельность культурных и образовательных учреждений [4].
Подобный весьма широкий круг охвата деятельности объясняется нацеленностью властей СССР, изучаемого периода, на достижение конкретного результата в кратчайшие сроки, однако, отсутствие вектора деятельности привело, в конечно итоге, к смене парадигмы восприятия населением подобной деятельности, отторжение, вызванное использованием выше изложенных методов в долгосрочной перспективе условно можно объяснить тем, что отсутствие конкретных критериев и векторов деятельности привело к утрате обратной связи, по линии взаимодействия власти и населения.
Добровольно-принудительный формат взаимодействия в общественнополитическом аспекте приводил к отрицательному результату, что объявлялось отсутствием достижения конкретных результатов и решением проблем «по мере их поступления», что, так же, оказывало негативное влияние на формирующуюся динамику, данный аспект усугублялся рядом факторов прямо и косвенно влияющих на формирование общественно-политического климата, а, следовательно, и общественно-политической жизни.
Таким образом, можно предположить, что эффективность использования форм общественно-политического взаимодействия с населением характерна только для краткосрочной перспективы при формировании положительного общественно-политического климата в конкретном регионе, в определённый сравнительно-исторический промежуток времени.
1. Викторов А. Г. Проблемы и противоречия в общественно-политической жизни СССР 1965–1985 гг. с позиции современного научного знания / А. Г. Викторов, Б. Б. Утегенов // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 541–542. – URL https://moluch.ru/archive/136/38272/ (дата обращения: 9.12.2017).
2. Известие ЦК КПСС. – 1989. – № 6. – С. 106.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М., 1970. –
Т. 4. – С. 33.
4. http://www.oldru.com/kulagina/104.htm [URL: 10.12.17]
Габбасова Алтынгуль Галидуллаевна, студентка исторического факультета
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева 20а
E-mail: altyn-astra@mail.ru
Активизация познавательной деятельности на уроках истории является краеугольным камнем в работе каждого педагога. Заинтересовать ученика своим предметом, обучить способам выполнения новых форм деятельности – на это направлены все творческие и профессиональные усилия учителя в современной школе. В статье рассматривается методика применения игрового кино на уроках истории, использование кинофрагментов в разных этапах урока.
Вводятся понятия «учебное кино», «игровое кино».
Ключевые слова: история, учебное кино, игровое кино, методика.
В условиях развития технологий и достижений прогресса современного общества дети и их родители предъявляют повышенные требования к преподаванию. Поэтому развитие познавательной активности является важным условием для формирования учебной мотивации. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории является использование кинематографа. Достоинства использования таких материалов на уроках истории, прежде всего, заключается в их оперативности и маневренности, возможности повторного применения, создает эффект присутствия. Современная практика показывает, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.