Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)
Оценка 5

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русский язык
11 кл
08.11.2017
Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)
Подготовка учащихся к ЕГЭ – ответственная и трудная задача, стоящая перед учителем, работающим в 11-ом классе. Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на наш взгляд, заключается в том, что в основном в школьном обучении делается упор на изучение орфографии и пунктуации. Упускаются некоторые нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Конечно, эти разделы входят в школьную программу, но нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы.Подготовка учащихся к ЕГЭ – ответственная и трудная задача, стоящая перед учителем, работающим в 11-ом классе. Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на наш взгляд, заключается в том, что в основном в школьном обучении делается упор на изучение орфографии и пунктуации. Упускаются некоторые нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Конечно, эти разделы входят в школьную программу, но нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы.
статья.docx
Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы) (Киосева Е.Н.,  учитель русского языка и литературы) Подготовка учащихся к ЕГЭ – ответственная и трудная задача, стоящая перед учителем, работающим в 11­ом классе. Основная проблема, с которой  сталкиваются выпускники, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на наш  взгляд, заключается в том, что в основном в школьном обучении делается  упор на изучение орфографии и пунктуации. Упускаются некоторые  нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.  Конечно, эти разделы входят в школьную программу, но нет возможности  тщательно изучать вышеуказанные разделы. С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий  ЕГЭ по русскому языку тестовой части: ­орфоэпические нормы русского языка (есть такие нормы в конце учебника,  определенные списки таких норм дают на подготовительных курсах  институтов, их можно найти в Интернете, но что будет предложено на ЕГЭ – неизвестно); ­лексические нормы русского языка (знание основных групп лексики); ­стилистические нормы русского языка. ­средства связи в словосочетании; ­морфология современного русского языка (разряды местоимений, наречия,  отличие производных предлогов и союзов от самостоятельных частей речи,  частицы); ­типы сложных предложений и их специфика; ­средства языковой выразительности. Трудности в части С: ­композиционное оформление сочинения; ­абзацное членение; ­грамматические, синтаксические, лексические и стилистические нормы  русского языка; ­теория аргументации; ­ собственное мнение учащихся. Пробный экзамен этих проблем не решит. Очень часто учащиеся ошибочно  понимают формулировки вопроса к заданиям ЕГЭ; допускаются технические  ошибки при заполнении бланков ЕГЭ; не учитываются структурные  особенности КИМов; неправильно распределяется время на выполнение  заданий, в результате чего остается мало времени на написание сочинения­ эссе и его проверки. Какова же система нашей подготовки к ЕГЭ по русскому языку? Всегда  надо начинать с самого себя, т.е. с личности учителя. Учитель должен  прорешать сам не один десяток тестовых вариантов, отыскать задания­ ловушки. Например, почему в творительном падеже единственного числа  пишем то «Сидоровым», то «Чаплином»?  Имея опыт работы решения задач  ЕГЭ и написания сочинения, учитель будет по­настоящему полезен своим  ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров. Учитель обязан учиться  всегда: посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, перенимать опыт у других  учителей, знать образовательные стандарты, критерии оценки заданий ЕГЭ. Подготовка к экзамену должна начинаться уже с 5 класса, когда учащиеся  знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над  развитием речи, культурой общения, учатся систематизировать свои знания в  таблицы, разрабатывать алгоритм суждения по ним. Тестовые формы  контроля помогают пятиклассникам овладеть техникой работы с тестами,  постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Но целенаправленная подготовка к ЕГЭ, конечно же, начинается в 10 классе.  Учащиеся знакомятся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами,  бланками и КИМами, критериями оценивания, справочниками, словарями,  пособиями и т.д. Вначале учебного года проводится диагностическое  тестирование, позволяющее выявить пробелы в орфографии, пунктуации,  теории языка. Результаты такой работы важны как учителю, так и ученику. После диагностики выявляем группы, учащихся с высоким, средним и низким  уровнем подготовки. Это помогает учителю спланировать свою работу в  дальнейшем с этими группами учащихся не только на уроках, но и на  дополнительных занятиях: (1 группа­ учащиеся, способные получить «4­5», 2  группа­ учащиеся, способные получить «4­3», 3группа­слабые учащиеся). Для целенаправленной подготовки к ЕГЭ важно использовать рационально  отведенное время. Для этого теоретический материал необходимо  представлять в обобщенном и компактном виде в схемах и алгоритмах.  Подобная систематизация материала способствует максимальной  наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного и по отдельной  теме, и по всему курсу русского языка. Теория­это фундамент. Ее повторение в виде лекций, семинаров, презентаций важно. Считаем, что целесообразнее  ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или  блоку; т.к. самостоятельная работа учащихся наиболее эффективна, чем,  допустим, лекция. При решении заданий части А и В важно, чтобы ученик учился анализировать,  рассуждать, применять логику, экономить время. Нужно выявлять  закономерности, тогда нетрудно будет найти правильный ответ. Например,  алгоритм решения задания А 6.  1) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах местоимение «который» в  родительном, дательном, творительном, предложных падежах. Есть,  следовательно, это правильный вариант.  2) На случай, если не оказалось, смотрим, есть ли в главном предложении  указательные местоимения. Есть, следовательно, это правильный ответ. 3) На  случай, если не оказалось, ищем в придаточном предложении либо глагол­ сказуемое в повелительном наклонении, либо глагол­сказуемое в будущем  времени. Важно научить учащихся слушать друг друга, это приведет к тому, что  одноклассники научатся объективно оценивать не только себя, но и других. Необходимо выпускникам решать самостоятельно: каждое задание  прорешать не один десяток раз, сверить с ответами, разобраться  самостоятельно или при помощи учителя, почему же такой ответ, а не другой. Важно не только найти правильный ответ, но и суметь объяснить, почему все  другие неправильные. Работа каждого ученика анализируется. Очень важно в качестве домашнего задания дать возможность учащимся  самостоятельно разработать аналогичные задания части А и В. Уроки в 10­11 классах должны носить обобщающий характер. Кроме этого,  ежеурочно работать над произношением и лексическим значением слов,  пунктуационным и синтаксическим разбором предложений, выявлением  грамматических ошибок. Во время решения теста на ЕГЭ очень важен психологический настрой  учащегося на победу. В Интернете были найдены советы для выпускников во  время выполнения заданий ЕГЭ. Их мы стали использовать в своей работе (см. приложение). Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, с точки зрения учащихся,­ написание сочинения­эссе. Опыт работы показывает, что многие выпускники  не умеют анализировать, не видят проблему. Как избежать этого явления?  Уже в 5 классе учеников надо научить определять тему. В средних классах  можно давать задания, позволяющие научить создавать свой текст сочинения­ рассуждения по определенной модели, например, такой:  1.Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению,…  3. Я разделяю мнение автора… 4.В заключение хочу сказать…  Важный этап работы над сочинением­ это выявление проблемы. Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту, т.к.  это сводится к пересказу текста, который в сочинении не допустим. Советуем ученикам кратко изложить суть наиболее важных моментов теста. При выявлении позиции автора следует объяснить учащимся, что авторская  позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина  действительности, которую он отобразил или нет? Советуем избегать больших цитат на полстраницы, а брать только те, которые отражают самую  суть проблемы. Вместе вспоминаем способы цитирования. Следующий этап работы над сочинением­ формулировка своего мнения и его  аргументация, которая состоит из двух доказательств. Очень важно после  написания аргументов ученику ответить на вопрос: «Какая мысль мною  доказана?». Такая самопроверка поможет выпускнику избежать логических  ошибок. Хочется остановиться на использовании клише. Некоторые педагоги считают, что клише придает языку сочинения некоторую шаблонность. Наше же мнение таково: клише снимает напряжение во время экзамена, что позволяет  добиться лучших результатов. На занятиях в старших классах по подготовке части С можно  использовать прием «идеального сочинения», в группах по 5 человек  распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, другой­  выявляет проблему и комментирует ее,  третий­определяет авторскую позицию, четвертый­формулирует собственную позицию и дает аргументацию, пятый­ пишет заключение. Когда работа  готова, каждая группа предъявляет наработанное. Можно работать над  частью С и по­другому. Учащиеся дома пишут сочинение, а в классе по  критериям оценивают друг у друга работу и баллы. Учитель же проверяет и  сочинение, и оценку партнера. Очень важно напомнить учащимся о «перекидных мостиках» чтобы сочинение не напоминало лоскутное одеяло; об изложении мысли сложносочиненными и  сложноподчиненными предложениями; о замене «трудных слов» синонимами. В кабинете русского языка обязательно должен быть «Уголок  выпускника», где место найдут и типы проблем, и алгоритм выявления  проблемы. И типы конструкций, и дидактический материл для практической  работы. И шкала перевода баллов ЕГЭ, и советы выпускнику. Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что подготовка к ЕГЭ­ это  трудная и ответственная работа и для учителя, и для ученика, требующая и  знаний, и усилий, и времени.

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)

Формы и методы подготовки  учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017