ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Марина Клинчаева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

Клинчаева Марина Оганесовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Курского муниципального района Ставропольского края с.Эдиссия учитель истории и обществознания, руководитель музея «Этнографии». «История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина». Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны уроки истории и внеклассные занятия. Познавая идею Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При изучении тем Великой Отечественной войны в 9 -х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника Отечества, патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья: Нет в России ни дома, ни хаты, Где б ни глянул на нас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так, как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа - Михайлов Архип Захарович, родившийся в 1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с гордостью носит его имя. В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими медалями. Дедушке Давыдовой Дарьи - Сурену Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в 1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат. А вот дедушка Абрамова Амаза - Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину. Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую Отечественную войну - Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны. У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках - участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к «Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках величайших событий истории Великой Отечественной. При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой Отечественной войне. К 71- летию Победы в Великой Отечественной войне проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения - и всё это способствовало формированию чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию. В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение: знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. А чтобы учащиеся смогли внутренне воспринять идею патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были разные: в церкви, и т.д. Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая Сергеевича. На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё, духовность являются примером для подражания для будущего поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их судьбе достойной восхищения и сопереживания. Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона, Раевского, поэта - партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации, стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители, граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы? Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню воинской славы России. Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе учителя. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню «Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: по самым разным темам: «Национальная кухня моих предков» - Асланян Елена «Церковь Сурб Аствацацин» - Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» - Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии - Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами районного конкурса «Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок «Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235-ой годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе экскурсоводов. История - как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный деятель, реформатор и патриот своей Родины.

  • Руководства для учителя
  • Воспитательная работа
  • Доп. образование детей

закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ