«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.05.2017
Клинчаева Марина Оганесовна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 5 Курского муниципального района
Ставропольского края с.Эдиссия
учитель истории и обществознания,
руководитель музея «Этнографии».
«История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина».
Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны уроки истории и внеклассные занятия. Познавая идею Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При изучении тем Великой Отечественной войны в 9 -х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника Отечества, патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья:
Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так, как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа - Михайлов Архип Захарович, родившийся в 1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с гордостью носит его имя.
В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими медалями.
Дедушке Давыдовой Дарьи - Сурену Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в 1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат.
А вот дедушка Абрамова Амаза - Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину. Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую Отечественную войну - Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны.
У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках - участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к «Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках величайших событий истории Великой Отечественной.
При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой Отечественной войне. К 71- летию Победы в Великой Отечественной войне проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения - и всё это способствовало формированию чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию.
В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение: знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. А чтобы учащиеся смогли внутренне воспринять идею патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были разные: в церкви, и т.д.
Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая Сергеевича.
На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё, духовность являются примером для подражания для будущего поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их судьбе достойной восхищения и сопереживания.
Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона, Раевского, поэта - партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации, стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители, граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы?
Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню воинской славы России.
Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе учителя. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню «Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: по самым разным темам: «Национальная кухня моих предков» - Асланян Елена «Церковь Сурб Аствацацин» - Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» - Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии - Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами районного конкурса «Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок «Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235-ой годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе экскурсоводов.
История - как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный деятель, реформатор и патриот своей Родины.«История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина».
Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны уроки истории и внеклассные занятия. Познавая идею Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При изучении тем Великой Отечественной войны в 9 -х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника Отечества, патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья:
Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так, как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа - Михайлов Архип Захарович, родившийся в 1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с гордостью носит его имя.
В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими медалями.
Дедушке Давыдовой Дарьи - Сурену Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в 1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат.
А вот дедушка Абрамова Амаза - Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину. Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую Отечественную войну - Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны.
У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках - участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к «Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках величайших событий истории Великой Отечественной.
При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой Отечественной войне. К 71- летию Победы в Великой Отечественной войне проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения - и всё это способствовало формированию чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию.
В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение: знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. А чтобы учащиеся смогли внутренне воспринять идею патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были разные: в церкви, и т.д.
Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая Сергеевича.
На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё, духовность являются примером для подражания для будущего поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их судьбе достойной восхищения и сопереживания.
Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона, Раевского, поэта - партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации, стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители, граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы?
Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню воинской славы России.
Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе учителя. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню «Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: по самым разным темам: «Национальная кухня моих предков» - Асланян Елена «Церковь Сурб Аствацацин» - Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» - Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии - Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами районного конкурса «Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок «Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235-ой годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе экскурсоводов.
История - как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный деятель, реформатор и патриот своей Родины.
Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности..doc
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
Клинчаева Марина Оганесовна
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 5 Курского муниципального района
Ставропольского края с.Эдиссия
учитель истории и обществознания,
руководитель музея «Этнографии».
и
истории
«История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота,
Гражданина».
Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны
уроки
внеклассные занятия. Познавая идею Родины,
восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая
себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев
Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал:
«Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве».
Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все
положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм
нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования
гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи
гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем
школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство
сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в
тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её
достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не
всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев,
тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я
считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам,
как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 19411945
гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для
патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При
изучении тем Великой Отечественной войны в 9 х 11 классах я использую
на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва»,
исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое
другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы»,
учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины
победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное
искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника
Отечества, патриота Родины, способного выполнять
гражданские
обязанности в мирное и военное время.
1 А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой
Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся
готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках
войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья:
Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся
сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности
использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят,
участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь
расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так,
как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю
каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел
прадедушка Михайлова Архипа Михайлов Архип Захарович, родившийся в
1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ».
Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года,
попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до
прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и
орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе
«Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с
гордостью носит его имя.
В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко
Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках,
включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён
медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной
войне» и другими медалями.
Дедушке Давыдовой Дарьи Сурену Александровичу было всего 10
лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в
1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат.
А вот дедушка Абрамова Амаза Мурадханов Георгий Саркисович
был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был
ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том,
что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину.
Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую
Отечественную войну Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения
пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и
встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой
Отечественной войны.
У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках
участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную
2 «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к
«Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся,
рассказывая, как им пользоваться.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на
ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках
величайших событий истории Великой Отечественной.
При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и
эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко
идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и
самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по
воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой
Отечественной войне. К 71 летию Победы в Великой Отечественной войне
проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой
Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с
ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой
ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к
жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали
о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения и всё это
способствовало формированию чувство сопричастности к истории и
ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать
активную жизненную позицию.
В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю
использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение:
знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней,
бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих
поколений. А чтобы учащиеся смогли
внутренне воспринять идею
патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о
своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою
работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из
жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края.
Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на
конкретной исторической почве.
Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и
предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были
разные: в церкви, и т.д.
Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека
издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга,
независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту
России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что
Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся
вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении,
поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая
3 группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села
Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное
воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого
жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая
Сергеевича.
На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба
декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё,
духовность являются примером для подражания для будущего
поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские
женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их
судьбе достойной восхищения и сопереживания.
Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва
гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине
способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона,
Раевского, поэта партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации,
стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и
культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории;
площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское
поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание,
ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители,
граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону
Наполеону, как это сделали многие европейские народы?
Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были
патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы
должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к
героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и
мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню
воинской славы России.
Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием
патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание
любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать
основными составляющими в учебновоспитательной работе учителя. Здесь
очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая
позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к
культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой
работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят
любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает
к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное
будущее.
В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли
краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий
компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент
4 во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей
основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные
периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями,
обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет
показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся
к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса.
Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка –
развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к
своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого
материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо
поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка
используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню
«Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к
краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со
старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в
подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей
района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении
викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения
истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время
становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного
краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа
родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты,
сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята
выполнили исследовательские работы: по самым разным темам:
«Национальная кухня моих предков» Асланян Елена «Церковь Сурб
Аствацацин» Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в
крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации»
Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии
Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами
районного конкурса
«Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок
«Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников
туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235ой
годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена
дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе
экскурсоводов.
История как никакой другой предмет содержит большие
возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В
ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного
патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из
истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала
на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема
5 «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом.
Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических
документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного
материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный
деятель, реформатор и патриот своей Родины.
6
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.