«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».
Оценка 4.8

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.05.2017
«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».
Клинчаева Марина Оганесовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Курского муниципального района Ставропольского края с.Эдиссия учитель истории и обществознания, руководитель музея «Этнографии». «История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина». Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны уроки истории и внеклассные занятия. Познавая идею Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При изучении тем Великой Отечественной войны в 9 -х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника Отечества, патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья: Нет в России ни дома, ни хаты, Где б ни глянул на нас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так, как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа - Михайлов Архип Захарович, родившийся в 1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с гордостью носит его имя. В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими медалями. Дедушке Давыдовой Дарьи - Сурену Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в 1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат. А вот дедушка Абрамова Амаза - Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину. Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую Отечественную войну - Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны. У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках - участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к «Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках величайших событий истории Великой Отечественной. При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой Отечественной войне. К 71- летию Победы в Великой Отечественной войне проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения - и всё это способствовало формированию чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию. В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение: знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. А чтобы учащиеся смогли внутренне воспринять идею патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были разные: в церкви, и т.д. Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая Сергеевича. На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё, духовность являются примером для подражания для будущего поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их судьбе достойной восхищения и сопереживания. Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона, Раевского, поэта - партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации, стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители, граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы? Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню воинской славы России. Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе учителя. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню «Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: по самым разным темам: «Национальная кухня моих предков» - Асланян Елена «Церковь Сурб Аствацацин» - Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» - Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии - Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами районного конкурса «Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок «Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235-ой годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе экскурсоводов. История - как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный деятель, реформатор и патриот своей Родины.«История – могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина». Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были призваны уроки истории и внеклассные занятия. Познавая идею Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя и своё достоинство, ученики стремятся быть похожими на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности и гуманизма являются важнейшим этапом формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю, что это достигается, когда идеи гражданственности и патриотизма раскрываются перед умом и сердцем школьников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным защитникам Родины. Но в тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех, кому она обязана своим существованием и независимостью. И я считаю, что современные программы должны увеличить часы таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». А ведь именно темы этих уроков содержат богатейший материал для патриотического воспитания, для привития чувство любви к Родине. При изучении тем Великой Отечественной войны в 9 -х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические документы военных лет, фронтовые письма солдат и многое другое. На заключительной теме «Причины и цена Великой победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц причины победы, и первыми из них – массовый героизм всего народа, военное искусство военачальников. Безусловно, эти уроки формируют защитника Отечества, патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. А вот урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» я провожу в музее «Боевой славы». Учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья: Нет в России ни дома, ни хаты, Где б ни глянул на нас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологической последовательности так, как их родственники были призваны на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа - Михайлов Архип Захарович, родившийся в 1921 г 21 января и с первых часов войны он, участвовал в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам в результате побега из плена и воевал до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский» механизатором до 1975 года. Архип говорит, что он с гордостью носит его имя. В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая Монголию, Дальний Восток и Берлин. Прадедушка награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими медалями. Дедушке Давыдовой Дарьи - Сурену Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село, в 1942 году школу закрыли, и он с матерью пошёл копать окопы для солдат. А вот дедушка Абрамова Амаза - Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл солдат, был ранен, но воевал. Но вот 1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что Мурадханов Георгий Саркисович без вести пропал, защищая Родину. Затем я рассказываю, что и у меня двое дедушек моих воевали в Великую Отечественную войну - Никогосов Айик Иванович 1913 года рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович воевал всю войну и встретил победу в Берлине, награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны. У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках - участниках войны. Все свои сообщения ребята вносят в рукописную «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году. В заключении, я обращаюсь к «Книге Памяти», посвящённой нашему селу, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за родных и близких – участниках величайших событий истории Великой Отечественной. При этом я всегда помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат вечера, посвящённые Великой Отечественной войне. К 71- летию Победы в Великой Отечественной войне проведён в актовом зале вечер, с приглашением фронтовиков Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны по просмотренной видео хронике, узнали, какой ценой досталась нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения. Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения - и всё это способствовало формированию чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию. В своей работе по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать богатый потенциал, который несёт в себе и краеведение: знание о своей малой Родине. Они способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. А чтобы учащиеся смогли внутренне воспринять идею патриотизма, смогли испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села и края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Классный час «Россия – Родина моя», я начала со звоном колокола и предложила ребятам подумать, где они могли услышать? Ответы были разные: в церкви, и т.д. Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье и нужно её защитить. На занятие учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют гимны. А на основе элементов государственных символов творческая группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии и дают ему соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало выступление на скрипке уважаемого жителя села, участника Великой Отечественной войны Асланяна Николая Сергеевича. На уроке истории в 8 классе «Восстание декабристов» судьба декабристов их патриотизм, любовь к Родине и беспокойство за неё, духовность являются примером для подражания для будущего поколения. На уроке использую отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое внимание, я уделяю подвигу жён декабристов, их судьбе достойной восхищения и сопереживания. Большую воспитательную работу я провела на классном часе «Битва гигантов в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует подвиг русского народа, образы Кутузова, Багратиона, Раевского, поэта - партизана Дениса Давыдова. Использовала иллюстрации, стихи, отрывок из видео фильма «Кутузов». С целью эмоционального и культурного восприятия экскурсоводы рассказали о памятниках истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле. Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили на вопрос: «Почему эти загадочные солдаты (крестьяне, жители, граждане) боролись и умирали вместо того, чтобы перейти на сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы? Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и прадеды, и мы должны продолжить начатое их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому прошлому, к участию ребят в патриотических акциях и мероприятиях способствуют такие классные часы, посвященные Дню воинской славы России. Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе учителя. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, приобщая ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее я веду этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях кружка используем такие формы занятий как экскурсии по улицам села, в пекарню «Новатор», в мебельный цех «СОЛО», в Церковь Сурб Аствацацин, к краеведческим объектам, на природу, заочные путешествия, встреча со старожителями села. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Степной маяк», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: по самым разным темам: «Национальная кухня моих предков» - Асланян Елена «Церковь Сурб Аствацацин» - Григорян Евгения. Ученицы заняли 1 место в районе, 2 место в крае и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» - Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии - Атанасова Людмила. Девочки стали лаурятами районного конкурса «Отечество» награждены грамотами. На конкурсе краеведческих выставок «Ермолов А.П. и Северный Кавказ» на 20 районном слёте участников туристско–краеведческого движения «Отечество», посвящённого 235-ой годовщине со дня рождения А.П.Ермолова, Давыдова Дарья награждена дипломом и грамотой представленной ею в выставке и на конкурсе экскурсоводов. История - как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования исторических документов и материалы краеведческого уголка. И на основе изученного материала, делают выводы: Столыпин П.А. великий государственный деятель, реформатор и патриот своей Родины.
Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности..doc
«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».                                 Клинчаева Марина Оганесовна                                          Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная  школа № 5 Курского муниципального  района                                                              Ставропольского края  с.Эдиссия       учитель истории и обществознания,  руководитель музея «Этнографии».   и     истории   «История   –   могучая   и   вечно   живая   сила,  которая     творит   Патриота, Гражданина».              Воспитанию патриотизма и гражданственности всегда были  призваны уроки     внеклассные   занятия.   Познавая   идею   Родины, восторженности, испытывая тревогу об её настоящем и будущем, утверждая себя     и   своё   достоинство,   ученики   стремятся   быть   похожими     на   героев Родины.   Участник   Отечественной   войны   1812   года   Я.П.Кульнев   писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». Уроки   истории   призваны   помочь     школьникам   пережить   и   осмыслить   все положительное  истории своей Родины. Идея любви к Родине, привитие норм нравственности   и   гуманизма   являются   важнейшим   этапом   формирования гражданственности и патриотизма. Я считаю,  что это достигается, когда идеи гражданственности   и   патриотизма     раскрываются     перед   умом   и   сердцем школьников   в   ярких,  эмоциональных   образах,   пробуждают     в  них   чувство сопереживания, благодарности к мужественным   защитникам Родины. Но в тоже  время, знания  о  Родине  должны  вызывать   не  только    гордость  за  её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что  у нас не всё ещё таково, каким должно быть. Страна не должна забывать своих героев, тех,   кому   она   обязана   своим   существованием     и     независимостью.       И   я считаю, что современные программы  должны  увеличить  часы  таким темам, как «Отечественная война 1812г.», «Великая Отечественная война 1941­1945 гг.». А ведь именно  темы  этих  уроков содержат богатейший материал  для патриотического воспитания, для привития чувство   любви   к Родине. При изучении  тем  Великой  Отечественной войны  в 9 ­х 11 классах я использую на уроках: видео хроники «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», исторические   документы военных   лет, фронтовые письма солдат и многое другое.   На   заключительной     теме   «Причины   и   цена   Великой   победы», учащиеся сами называют на основе изученных героических страниц   причины победы,     и   первыми     из   них   –   массовый     героизм   всего   народа,   военное искусство   военачальников.   Безусловно,   эти уроки формируют защитника Отечества,   патриота   Родины,   способного   выполнять     гражданские обязанности  в мирное  и  военное время. 1 А вот  урок с региональным компонентом «Моя семья в годы Великой Отечественной   войны»   я   провожу   в   музее   «Боевой   славы».   Учащиеся готовятся  заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны  или трудового фронта. Начинаю урок с четверостишья: Нет в России ни дома, ни хаты, Где б  ни глянул на нас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Война затронула каждую   советскую семью, в том числе и вашу. Учащиеся сами называют тему урока, записывают в тетрадях. В качестве наглядности использую документы и награды, фотографии и медали  родственников ребят, участвовавших   в   войне.   Заранее   ознакомившись   с   материалом,   я   стараюсь расположить   сообщения   ребят   в   хронологической   последовательности   так, как   их родственники   были призваны   на фронт и кратко я представляю каждое сообщение. Так, я говорю: «В возрасте двадцати лет  на фронт ушел прадедушка Михайлова Архипа ­ Михайлов Архип  Захарович,  родившийся  в 1921 г  21 января  и с первых  часов  войны   он,  участвовал  в оборе Латвии ». Архип рассказывает, что его прадедушка прошёл   всю войну до 1945 года, попал к Югославским партизанам  в результате побега из плена и воевал  до прихода Красной Армии со своими товарищами. Был награждён  медалями и орденами Отечественной войны. После войны прадедушка работал в совхозе «Эдиссийский»     механизатором     до   1975   года.   Архип   говорит,   что   он   с гордостью носит его имя.                В 1941 году в 23 года был призван на войну прадедушка Павлюченко Александры Макаров Карп Георгиевич. Он воевал во многих боевых точках, включая   Монголию,   Дальний   Восток     и     Берлин.   Прадедушка   награждён медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой  Отечественной войне» и другими медалями.                 Дедушке Давыдовой Дарьи  ­ Сурену  Александровичу было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная. С приходом немцев в село,   в 1942 году  школу закрыли,  и он  с матерью  пошёл копать окопы для солдат.                 А вот дедушка Абрамова Амаза ­ Мурадханов Георгий Саркисович был призван на войну в 40 лет в 1941 году. Всю войну прошёл  солдат, был ранен, но воевал. Но вот  1945 году прабабушка получила похоронку, о том, что  Мурадханов  Георгий  Саркисович без вести пропал, защищая  Родину. Затем я рассказываю, что  и  у меня  двое дедушек моих  воевали в Великую Отечественную   войну   ­     Никогосов   Айик   Иванович   1913   года   рождения пропал без вести в 1943 году, Григоров Варлам Иванович  воевал всю войну  и встретил   победу   в   Берлине,   награждён   орденами   и   медалями   Великой Отечественной войны.               У каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках ­ участниках   войны. Все свои сообщения     ребята   вносят   в   рукописную 2 «Книгу Памяти», созданную нами в 2008 году.  В заключении, я обращаюсь к «Книге   Памяти»,   посвящённой   нашему   селу,   знакомлю   с   ним     учащихся, рассказывая, как им пользоваться.              Подобные уроки  оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят,   вызывают   чувство   гордости   за   родных   и     близких   –   участниках величайших  событий  истории  Великой Отечественной.                        При этом   я всегда   помню слова Сухомлинского: «… сила, и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея  Родины овладевает  личностью, насколько  ярко видит человек  мир и самого   себя   глазами   патриота».   Наиболее   благодатный     материал     по воспитанию   любви   к   Родине   содержат   вечера,   посвящённые   Великой Отечественной войне. К 71­ летию Победы в Великой Отечественной войне проведён     в  актовом   зале   вечер,     с   приглашением   фронтовиков     Великой Отечественной войны, участников тыла, гостей села. Ребята соприкоснулись с ожившей историей войны  по просмотренной  видео хронике,  узнали, какой ценой досталась   нам Победа, рассказали о подвигах детей, прикоснулись к жизни целого поколения.  Ребята расширили знания о цене победы, рассказали о   подвигах   детей,   прикоснулись   к   жизни     целого   поколения   ­     и   всё   это способствовало   формированию   чувство   сопричастности   к   истории   и ответственности за будущее страны, желание защищать Родину, воспитывать активную жизненную позицию.                         В своей   работе   по патриотическому воспитанию я продолжаю использовать    богатый потенциал, который   несёт в себе   и   краеведение: знание  о своей малой Родине. Они способствуют  формированию любви к ней, бережному   отношению   ко   всему,   что   досталось   от   предшествующих поколений.   А   чтобы   учащиеся   смогли     внутренне   воспринять   идею патриотизма, смогли испытать   радость познания нового о своей   семье, о своей малой Родине, я стараюсь постоянно включать  этот материал  в свою работу,  растить   гражданина   не   на   абстрактных   идеалах,  а  на   примерах   из жизни   родителей,   сельчан,   на   событиях   из   истории   своего   села   и   края. Воспитание   патриотизма,   уважения   к   старшим,   их   судьбе   строится   на конкретной исторической почве.             Классный  час «Россия – Родина моя», я  начала со звоном колокола и предложила   ребятам     подумать,   где   они   могли   услышать?     Ответы   были разные: в церкви, и т.д.                           Дополняю ответы ребят тем, что колокол для русского человека издревле   был   голосом   Родины,   символом   единения   и   гражданского   долга, независимости и величия государства. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину   постигло   несчастье   и   нужно   её   защитить.   На   занятие     учащиеся вспоминают государственные символы РФ, Ставропольского края, Армении, поют  гимны. А  на основе  элементов  государственных  символов творческая 3 группа ребят самостоятельно составляют символы своей малой Родины – села Эдиссии   и дают ему   соответствующее объяснение. Особое эмоциональное воздействие на школьников оказало  выступление   на скрипке   уважаемого жителя   села,   участника   Великой   Отечественной   войны   Асланяна   Николая Сергеевича.                        На  уроке истории  в 8 классе «Восстание декабристов»  судьба декабристов     их     патриотизм,   любовь   к   Родине   и   беспокойство   за   неё, духовность     являются     примером     для     подражания     для       будущего поколения. На уроке использую   отрывки   из   поэмы Некрасова «Русские женщины». И особое   внимание, я   уделяю   подвигу жён   декабристов, их судьбе  достойной  восхищения  и сопереживания.             Большую воспитательную  работу я  провела  на классном часе «Битва гигантов   в Отечественной войне 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствует   подвиг   русского   народа,   образы   Кутузова,   Багратиона, Раевского, поэта ­ партизана Дениса Давыдова. Использовала   иллюстрации, стихи,   отрывок   из   видео   фильма   «Кутузов».   С   целью   эмоционального   и культурного восприятия  экскурсоводы  рассказали  о памятниках  истории; площадь Победы, здание Арсенала, военная галерея 1812года, Бородинское поле.  Класс был  поделён на 4 группы, каждая из которых, получив задание, ответили   на   вопрос:  «Почему   эти   загадочные   солдаты  (крестьяне,  жители, граждане)   боролись   и   умирали   вместо   того,   чтобы   перейти   на   сторону Наполеону, как это сделали многие европейские народы?                          Ответы были даны различные, но суть одинаково: «Они были патриотами, любили свою землю, защищали её как их деды и  прадеды,  и мы должны продолжить начатое  их дело. Я считаю, к позитивному отношению к героическому   прошлому,   к   участию   ребят   в   патриотических   акциях     и мероприятиях     способствуют   такие     классные   часы,   посвященные     Дню воинской  славы  России.              Меня как обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви   к   Родине   и   формирование   достойного   гражданина   должны   стать основными составляющими в учебно­воспитательной работе учителя. Здесь очевидны   огромные   возможности     краеведческой   деятельности,   которая позволяет   воспитывать   патриота   и   гражданина,   приобщая   ребят   к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы– « Духовно – нравственное воспитание школьников» научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.              В настоящее  я веду  этнографический кружок «Поиск». В нее вошли краеведческий компонент «История основания села Эдиссии», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент 4 во внеклассной работе. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания,   социально–экономическим   развитием,   с   жизнью   края   в   разные периоды,   с   выдающимися   людьми,   а   также   с   культурой,   традициями, обычаями,   бытом,   духовной   жизнью   края.   Содержание   курса   позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Главная задача кружка – развитие   интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо­ поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях  кружка используем  такие формы занятий как экскурсии по улицам села,  в пекарню «Новатор»,   в   мебельный   цех   «СОЛО»,   в   Церковь   Сурб   Аствацацин,   к краеведческим   объектам,   на   природу,   заочные   путешествия,   встреча   со старожителями   села.   Основные   направления   его   деятельности   состоят   в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин   и   конкурсов   по   краеведческой   тематике.   Источниками   изучения истории   родного   края   для   учащихся   на   уроках   и   во   внеурочное   время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного   села,  районная   газета «Степной   маяк»,  краеведческая   литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения,   исследовательские   работы.   За   последние   три   года   ребята выполнили   исследовательские   работы:   по   самым   разным   темам: «Национальная   кухня   моих   предков»   ­   Асланян   Елена   «Церковь   Сурб Аствацацин» ­ Григорян Евгения. Ученицы заняли  1 место в районе, 2 место в крае  и награждены дипломами. «История создания пионерской организации» ­ Асланян Альбина, «История основания и образования школы в Эдиссии ­ Атанасова   Людмила.   Девочки   стали   лаурятами     районного   конкурса «Отечество»   награждены   грамотами.   На   конкурсе   краеведческих   выставок «Ермолов   А.П.   и   Северный   Кавказ»   на   20   районном   слёте   участников туристско–краеведческого   движения   «Отечество»,   посвящённого   235­ой годовщине   со   дня   рождения   А.П.Ермолова,   Давыдова   Дарья   награждена дипломом   и   грамотой     представленной   ею   в   выставке   и   на   конкурсе экскурсоводов.                         История   ­   как   никакой   другой   предмет   содержит   большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее   учебных   материалах   можно   найти   множество   примеров   истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, тема 5 «Столыпинская аграрная реформа» дополняется краеведческим материалом. Учащиеся анализируют, проводят собственные исследования     исторических документов   и     материалы   краеведческого   уголка.  И   на   основе   изученного материала,   делают   выводы:   Столыпин     П.А.   великий     государственный деятель,  реформатор  и  патриот своей  Родины.    6

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности».

«Формы и методы  воспитания  патриотизма и гражданственности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017