Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"
Оценка 4.6

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.04.2017
Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой, то, что научит ребёнка анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. Данный материал содержит подробное описание видов проектов, структуры, раскрывает роль проектной деятельности в овладении учащимися деятельностным компонентом образования.
организация проектной деятельности.doc
МБОУ Сычёвская средняя общеобразовательная школа № 1 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ТЕМА: Организация проектной деятельности учащихся                                                       Материал подготовила:                                                              учитель начальных классов  I квалификационной категории,                                                 руководитель ШМО                                                         Байкова Яна Викторовна Сычёвка, 2013г. Известно,   что   до   70%   личностных   качеств   закладывается   в   начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот   сложный   и   противоречивый   мир,   необходимы   определённые   навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное,   решать   проблему,   уметь   дать   адекватную   самооценку,   быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.    Какие   из   педагогических   технологий   целесообразно   применять   в начальной   школе,   чтобы   помочь   ребёнку   овладеть   этими   умениями?     В настоящее   время   процесс   обучения   всё   больше   связывают   с  деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.    «Человек рождён для мысли и действия»,  ­ говорили древние мудрецы. Проектная   деятельность   учащихся   –   сфера,   где   необходим   союз   между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Немного истории…  Во   второй   половине   19   века   в   США   возникают   сельскохозяйственные школы. Джон Дьюи формулирует условия успешности обучения: связь обучения с   жизнью   ребёнка,   игрой,   трудом;   активность   ребёнка;   проблематизация учебного материала. Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов.   Они   учли   то,   что   с   большим   увлечением   выполняется   ребёнком только та деятельность, которая  свободно  выбрана им самим; познавательная деятельность   чаще   строится   не   в   русле   учебного   предмета,   а   опирается  на сиюминутные   интересы  детей;   реальное   обучение   никогда  не   бывает односторонним, важны и побочные сведения. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий. Разумеется,   со   временем   идея   метода   проектов   претерпела   некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится  интегрированным   компонентом   вполне   разработанной   и структурированной   системы   образования.  Но   суть   ее   остается   прежней   ­ стимулировать   интерес   ребят   к   определенным   проблемам,   предполагающим владение   определенной   суммой   знаний,   и   через   проектную   деятельность, предусматривающую   решение   одной   или   целого   ряда   проблем,   показать практическое применение полученных знаний. Что   же   такое   «метод   проектов»,   и   какова   специфика   его   применения   в начальной школе?  Метод   проекта  –   это   одна   из   личностно­ориентированных   технологий,   в основе,   которой   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений   ориентироваться   в самостоятельно   конструировать   свои   знания, информационном   пространстве,   развивать     и   творческое мышление.    критическое   Проектная деятельность учащихся в школе организуется с познавательными и практическими   целями.   Результаты   исследований   ученики   реализуют   в школьной и повседневной жизни. Тесная связь теории и практики стимулирует учащихся   к   творчеству,   формирует   устойчивый   интерес   к   самостоятельным исследованиям. Ученикам, знакомым с проектной деятельностью, будет легче учиться   в   школе,   переходящей   на   новые   формы   работы,   соответствующие стандартам второго поколения. Основной тезис:  «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»  Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что­ то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   показать   публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, учебный проект ­ это и задание для учащихся, сформулированное в виде   проблемы,   и   их   целенаправленная   деятельность,   и   форма   организации взаимодействия   учащихся   с   учителем   и   учащихся   между   собой,  и   результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Учебный проект, как  комплексный и многоцелевой  метод, имеет большое количество   видов   и   разновидностей.   Чтобы   разобраться   в   них,   требуются различные виды классификаций.  По доминирующей в проекте деятельности:   практико­ориентированные;  исследовательские;  информационные;  творческие;  ролевые. Практико­ориентированный   проект  нацелен   на   социальные   интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др. Исследовательские  проекты  по   структуре   приближены   к   подлинному научному   исследованию:   доказательство   актуальности   темы,   определение проблемы,   предмета   и   объекта   исследования,   обозначение   задачи,   методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.  Информационные   проекты  направлен   на  сбор   информации   и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими   проектами   и   являются   их   составной   частью,   требуют презентации и её разработки. Творческие   проекты  не   имеют   детально   проработанной   структуры, подчиняются   жанру   конечного   результата   (газета,   фильм,   праздник),   но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты). Ролевые   проекты  проектанты   берут   на   себя   роли   литературных   или исторических   персонажей,   выдуманных   героев.   Результат   проекта   остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт? По характеру контактов между участниками:  моно проект (в рамках одной области знания);   межпредметный проект. По характеру координации проекта:   непосредственный (жесткий, гибкий);    скрытый   (неявный,   имитирующий   участника   проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).           По количеству участников проекта:   индивидуальные;  групповые.  По характеру контактов между участниками:  внутриклассные;  внутришкольные;  межрегиональные;  международные.   По продолжительности:   мини­проекты (укладываются в 1 урок);  краткосрочные (4­6 уроков);  среднесрочные (1­2 месяца);  долгосрочные (до 3 месяцев). Долгосрочными проектами лучше не злоупотреблять, т.к. сложно длительное  время удержать интерес к проекту. Мы включаем школьников в проектную деятельность  постепенно, начиная с  первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную  проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания (это как раз  мини­проекты, краткосрочные проекты), а уже в 3­4 классах учащиеся с  большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В   проектной   деятельности   младших   школьников   выделяем   следующие этапы учебной деятельности:  мотивационный  (я,   как   учитель   заявляю   общий   замысел,   создаю положительный   мотивационный   настрой;   ученики   обсуждают, предлагают свои идеи);  планирующий   –   подготовительный  (определяем   тему   и   цели проекта,   формулируем   задачи,   вырабатываем   план   действий, согласовываем  способы совместной деятельности);  информационно­операционный  (ученики   собирают   материал, работают   с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я   наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);  рефлексивно­оценочный  (ученики   представляют   проекты, участвуют   в   коллективном   обсуждении   и   содержательной   оценке результатов   и   процесса   работы,   осуществляют   устную   или письменную   самооценку,   я     выступаю   участником   коллективной оценочной деятельности). На   наш   взгляд,   такое   построение     проектной   деятельности   наиболее оптимально для учащихся начальной школы. 1.  Возрастные психолого­физиологические особенности детей младшего школьного возраста  При организации  проектной деятельности в начальной школе  мы учитываем  психолого­физиологические особенности младших школьников. У  учащихся этого возраста   наглядно­образное мышление,   любопытство, интерес к окружающему миру. 2. Темы  детских проектных  работ  мы выбираем  в зависимости от  содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для  проекта требуется значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию  включения в самостоятельную работу.  3. Длительность  выполнения   учебного   проекта   или   исследования   в   1­2 классе ограничиваем 1­2 неделями в режиме  урочно­внеурочных занятий или  одним или  сдвоенными уроками. В 3­ 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2­3 месяцев. Структура проекта  Дети  не  способны к длительной самостоятельной работе без   участия   взрослых,   их   поддержки,   помощи,   анализа   и     нацеливания   на следующий   этап   работы.   Для   поддержания     руководства организацией проекта       младших школьников выделяется не три этапа, как в старших   классах,   а   4,   5,   или   6   ,   в   зависимости   от   поставленных   задач, содержания  и продолжительности работы над проектом.    мотивации   и • I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)  • II этап: Сбор и обработка информации  • III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:       актуальность и важность данной проблемы;       анализ разнообразной информации;      программа действий;      разработка варианта реализации своей программы. • IV этап: Реализация плана действий (проекта)  • V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на  группы)      представляют проект на конференции       оформляют портфолио       готовят стендовую защиту      разрабатывают электронную презентацию и т.д.  • VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников  применимы все виды представления проекта: доклад­защита,  инсценировка, электронная презентация и т.д.)  • VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной  работы, свои впечатления).  Проектирование.   В   начальных   классах   учащиеся   еще   не  умеют   работать   с научно­   познавательной   литературой,   выделять   главное,   систематизировать, делать обобщения,   планировать свою деятельность, они только приступают к поисково­исследовательской   работе.   От   учителя     такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.    потребуется   Роль учителя.  В учебном проекте  степень активности  и самостоятельности  учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме: 1­й этап ­ УЧИТЕЛЬ ученик,    2­й и 3­й этапы­ учитель ­УЧЕНИК,  Последний этап­УЧИТЕЛЬ ученик. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель  выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, ­ зависит  судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку  ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или  исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к  неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель. Нельзя не сказать и о роли самого ребёнка и роли родителей. Учитель:  Консультирует  Мотивирует  Стимулирует  Наблюдает Ученик:  Является субъектом познавательной деятельности  Выбирает (принимает решение)  Выстраивает систему взаимоотношений с людьми  Оценивает  Родители:  Консультируют  мотивируют Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это  теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ­  конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, во  внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было  увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Результатом проекта может быть атлас,  видеофильм, диафильм,  газета,  журнал, коллекция, гербарий,  костюм, макет,  модель, наглядные пособия,   плакат. публикация, справочник, словарь,  экологическая программа, книга,  сборник  стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник,  представление,   план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия,   путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача.  научная конференция,  ролевая,  деловая, спортивная, интеллектуально­   творческая игра.  Презентация  Особое  внимание в начальной школе мы уделяем завершающему  этап у проектной деятельности ­ презентации( защите проекта), где учащиеся  докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной  демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации  является выработка или развитие презентативных умений и навыков:  демонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения,  анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа  групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого  участника проекта,  самоанализ успешности и результативности решения  проблемы.  После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ   важно,   чтобы   дети   ощутили   потребность   в   изготовленных   изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость. Оценка  выполненных   проектов   должна   носить   стимулирующий   характер,   но следует   превращать   презентацию   в   соревнование   проектов   с   присуждением мест.  Школьников,   добившихся     особых   результатов     необходимо   отметить дипломами или  памятными подарками, не присуждая мест.  В начальной школе должен   быть   поощрен   каждый,   кто   участвовал   в   проекте,   каждый   должен получить   свою   «минуту   славы».   Выделить   несколько   номинаций,   отметить победителей   в   каждой   номинации.    Например,   могут   быть   следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект»,   «Веселый   проект»   «Творческий   проект,» «Красочный   проект», «Исследовательский   проект»,   «Игровой   проект».  Помимо   личных   призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. Вывод Таким   образом,   в   процессе   работы   над   проектом   у   ученика   формируется большое   количество   надпредметных   умений   (в   современной   трактовке   – универсальные учебные действия), а именно: 1. Проектировочные   –  осмысливание   задачи.   Планирование   этапов предстоящей деятельности. 2. Исследовательские   –  выдвижение   предположения,   установление причинно­следственных   связей,   поиск   нескольких   вариантов решения проблемы. 3. Информационные   –  самостоятельный   поиск   необходимой информации   (в   энциклопедиях,  в   книгах,  словарях,   в   интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта,   родителей),   структурирование   информации,   выделение главного. 4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи   в   группе   в   решении   общих   задач,   поиск компромиссного решения. 5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в   диалог.   Задавать   вопросы,   участвовать   в   дискуссии,   выражать себя. 6. Экспериментальные   –  организация   рабочего   места,   подбор необходимого   оборудования,   измерение   параметров,   осмысление полученных результатов. 7. Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки. 8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе,   выбор   различных   средств   наглядности   при   выступлении. Навыки   монологической   речи,   ответы   на   незапланированные вопросы. Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным   компонентом   образования.   При   правильной   организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности,   способствует   повышению   их   интеллектуального   и   творческого потенциала.

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"

Выступление на тему "Организация проектной деятельности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017