Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Детсад
02.02.2018
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Формы работы с детьми раннего возраста.doc
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к
дошкольному учреждению
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое
воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного
развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как
повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям.
Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии
детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные
условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у
взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления,
укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями,
привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и
благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей
и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Если
воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту,
эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома
– то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к
детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы
социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А.Амонашвили,
Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для
успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и
соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования
к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей
раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия
ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном
возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться
воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Таким образом, актуальность проблемы привыкания детей раннего возраста к
условиям детского сада и ее недостаточная разработанность определили выбор
темы данной работы. Залог успешного посещения ребенком садика контакт
родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё.
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни
происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в
течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со
сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и
опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной
организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи,
отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш
переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного
учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся
условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический.
Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому
дети раннего возраста часто болеют).
Существует такое понятие как прогноз адаптации:
Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением
ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
Психологопедагогический – составляется в дошкольном учреждении
психологом и педагогами группы через наблюдение за психоэмоциональным
состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трехпяти дней, отражается в
индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы
неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).
Составляя прогноз адаптации,
неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
необходимо учитывать,
следующие
частые заболевания матери
несоответствие домашнего режима ясельному
токсикоз 2ой половины беременности
заболевания матери во время беременности
вредные привычки
недостаток эмоционального общения в первый год жизни
резкие отношения между родителями
раннее искусственное вскармливание
вторая и третья группа здоровья
заболевания ребенка в первый год жизни
отставание в нервнопсихическом развитии (например, диагноз задержка
речевого развития ЗРР).
При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен
прогноз неблагоприятного течения адаптации.
В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в
речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними
возрастными нормами (длится 35 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
дети к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного
периода:
легкая адаптация сдвиги нормализуются в течение 1015 дней, ребенок
прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца, при
этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание
длительностью 57 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже
имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение
организма.
Адаптация закончена, если:
у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение
недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет,
взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает
и спокойно спит;
у него отсутствуют заболевания;
есть динамика массы тела;
и динамика психомоторного развития.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и
высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к
дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно
приспособиться.
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка
– яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному
ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех
основных систем организма кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы
должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную
перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих
адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень
готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних
условиях. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных
механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет
постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка
формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок
овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с
формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к
невротическим реакциям.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к
одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Общая
задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно
войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него
дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Возрастные особенности, показатели, определяющие возможности детей
необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная
организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная
активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в
общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того,
что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в
одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня,
тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных
процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной
деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к
ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него
уравновешенного настроения.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они
чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не
плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет,
подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей,
которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти
дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях
их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают.
Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с
предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует
приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен
поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в
период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его
поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у
них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у
легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя поразному,
особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при
расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к
новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает
индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду
отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки
в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не
привык спать без укачивания – плачет и т.д., поэтому очень важно знать привычки
ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его
педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не
дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего
ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях.
Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий
необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему
необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых
педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в
тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни
может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным
указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые
«Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый
возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому
является поведение и самочувствие малыша.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные
особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством
вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к
помощнику воспитателя, чтобы узнать о чемнибудь. Другие сторонятся чужих
взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с
воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к
стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в
контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад,
определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание
содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью
которого можно определить характер педагогических воздействий на него в
адаптационный период.
Непосредственно эмоциональный контакт между ребенком и взрослым
устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не
ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом
возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их
одних.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у
ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия
воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится
отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время,
чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность,
слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе
отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии
ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает
проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к
воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит
детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями:
ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает чтото
интересное в группе и т.п.
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного
учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья,
сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.
Особенности поведения детей в период адаптации.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу
уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие.
Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого
беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют
предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными,
которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с
мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в
группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не
решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет
внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за
воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он
испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки,
внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок
находит доброго близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами
занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно
и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая
растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться
в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе.
Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на
окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает
красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он
видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково.
Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями,
которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в
поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут
определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с
близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений
об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в
общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними
действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных
самостоятельных действиях.
Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с
бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с
родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых
предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует
против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «хочу домой!», «где моя
мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям
поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена
семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность
общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно
условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с
посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит
адаптирование ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад
приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт
общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно
наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока
воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на
расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут
оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных
самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу
спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив,
например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно,
когда содержание общения воспитателя с ребенком
удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок
безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации
возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь
в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у
него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в
процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно
относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь
уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение
содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в
период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в
получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве
и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в
активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность
на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить
в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с
осложнениями (от 20 дней до 23 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести
ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в
сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем.
Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно
будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что
общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к
взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период
адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20
дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в
активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные
темы, конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от
23 до 710).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая
деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и
осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности
детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит
потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия,
способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание,
какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его
будут бессистемными, случайными по характеру.
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения,
поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться,
трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития.
Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие
форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе
привыкания непременно нуждаются в непосредственноэмоциональном общении, и
только на втором этапе привыкания – в ситуативнодейственном. Поэтому
воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка,
ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в
нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметноигровой
деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает
сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном
упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная
предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень
сформированности предметноигровых действий детей, как и их готовность к
общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом
привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система
педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация
деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно
адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить
его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда
хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в
раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители
предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают
любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано,
необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям
раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто
непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают,
что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут
оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от
взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они
складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в
хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в
вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость,
внимание к людям, доброту).
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно
дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям
общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с
персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в
группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет
хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад,
ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском
саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру,
требованиям, по тону общения.
Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни
родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют
причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения
ребенка, если он проявит какоето новое умение, навык, хотя это является
закономерным для развития малыша.
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к
ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его
особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния
здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с
программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер
реагирования на поступки ребенка также важная черта, которая отличает условия
воспитания в семье от условий в детском саду.
Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к
изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.
Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 56
чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка
является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики
введения ребенка в систему общественного воспитания.
При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая
подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте
подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить
малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком
гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега,
лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные
процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами.
Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то
вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет
к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда
также может стать причиной заболевания.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является
режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего
режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка,
он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в
какой мере сформированы у него необходимые культурногигиенические навыки и
привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех
семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и
привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не
умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог
должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные
закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может
показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных
привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и
полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в
адаптационный период.
Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании
навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той
или иной привычки, необходимо время.
Необходимо вырабатывать у детей культурногигиенические навыки терпеливо,
спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться
отрицательное отношение ко всем режимным процессам.
Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать чтолибо,
поупражнять его в действии, а затем давать указания.
Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми одна из основных
задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это
должна быть направлена работа детского сада с семьей.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная
ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся
определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и,
формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.
Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в
детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если
необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения
родителей.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза
которые
адаптации применяются психологопедагогические параметры,
объединены в три блока:
Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
Нервно психическое развитие;
Черты личности.
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в
детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы .Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации
ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы,
которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке
детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей
перейти от одних условий жизни к другим.
Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы
посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается
ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки,
место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как
можно больше внимания уделять новому ребенку, старается «влюбить» в себя малыша,
чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и
добрая «тетя». Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности
и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в
играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей
очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.
Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во
время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время
укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее
расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой
игрушкой, принесенной его родителями.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не
приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к
ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к
этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание и картина психологии
доверия будет достаточно полной.
Этапы адаптационного периода. Подготовка родителями и воспитателями
ребенка к условиям детского сада.
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует
многих родителей. Но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно:
когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации или когда до первого
посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.
Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию
заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями,
а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Как следствие всего этого малыш отказывается идти в детский сад, хотя до его
посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же это
будет, и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им
кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о детском саде, наблюдали
вместе с ним, как играют дети на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он
выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не
хочет оставаться без мамы. Иногда это случается не в первый, а на второй или третий
день.
Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина в их педагогической неосведомленности, незнании, как правильно готовить детей к
поступлению в детский сад, так как рассказы о детском саде и наблюдения за детьми
лишь внешняя сторона подготовки ребенка.
Все вышеперечисленные негативные явления вовсе не являются неизбежными
спутниками периода адаптации, который в той или иной мере переживается каждым
ребенком при поступлении в дошкольное учреждение. Правильнее их отнести к
“издержкам” семейного воспитания, неподготовленности ребенка к этому событию. А
в результате у некоторых родителей возникают сомнения в возможности и
целесообразности посещения малышом дошкольного учреждения, особенно когда дело
касается двухтрех леток. Бытует даже совершенно необоснованный термин
«несадовский» или «неясельный» ребенок, который в подавляющем большинстве
случаев свидетельствует лишь о педагогической беспомощности взрослых (как семьи,
так и некоторых воспитателей).
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого
необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму
дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни в коем
случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания организма
такие природные факторы, как вода, свежий воздух. Взять за правило в любую погоду
(кроме сильных морозов и проливных дождей) по нескольку часов гулять с ребенком.
Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные упражнения,
достаточная двигательная активность ребенка все это будет способствовать
укреплению здоровья ребенка, предохранит от простудных заболеваний, снизит их
вероятность в адаптационный период.
Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому
саду, в первые дни его пребывания там. На формирование этой позиции должны
повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно,
воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при
индивидуальных контактах они должны выяснить, что волнует и тревожит родителей в
отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного
учреждения, в связи с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка
новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и
волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь
коллектив сотрудников от повара до заведующей, но главными людьми для него
станут воспитатели.
Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать
за 12 месяца до приема в группу. Задачи этого этапа сформировать такие
стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые
для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие
распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого
достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его
выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за
стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в
отдыхе в часы сна всей группы.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону
питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется
голодным.
Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ
кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание
каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого
или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т.д. Все это отвлекает воспитателя
от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы.
Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном
учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все
коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не
торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков
самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет
чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется
на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему
отвлечься от переживаний, на какоето время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления
контактов со взрослым и сверстниками.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном,
радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему
дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр. И конечно же, не следует
высказывать вслух опасения по поводу того как он останется один, как его будут
кормить, одевать и тем более угрожать: «Не будешь слушаться отдам тебя в детский
сад!». Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш
подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает следующий этап в
работу включается педагог, который непосредственно будет воспитывать ребенка в
детском саду.
Накануне того дня, когда малыш впервые переступит порог группы, педагог
посещает его дома. Ребенок чуток к эмоциональному настрою взрослых в семье,
поэтому встреча должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Она
направлена на решение нескольких задач. В непринужденной обстановке есть
возможность познакомить воспитателя с малышом. Подробно и откровенно
рассказывают родители о своем чаде: что он любит есть и как ест, как засыпает, кто и
как одевает его, где и как гуляют с ним, как закаливают, как его ласково в доме
величают, воспитывают строго или же балуют, с чем он играет и может ли играть сам.
Всей этой информацией воспитатель сможет потом воспользоваться, учитывая
индивидуальные особенности новенького. Да и самому ребенку это пойдет на пользу.
Если он вдруг вспомнит о маме, воспитатель тут же сможет предложить ему любимую
игрушку, знает, чем его легче всего отвлечь, успокоить. Опора на знакомое в новое
обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для
него условиях.
Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.
Следующий этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком
в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Педагог доброжелательно встречает гостей, обращается к малышу: «Я к тебе
вчера в гости приходила, сегодня ты ко мне. Я рада!» Так закрепляются их
положительные взаимоотношения, установившиеся накануне. Педагог не преминет
воспользоваться любой создавшейся ситуацией, чтобы почувствовать новенькому свое
расположение к нему: «Слышишь, это для тебя запел наш попугайчик Кеша!»
Идеально, если первый раз ребенка приведут в группу в отсутствие других детей,
например в субботу, или в вечернее время, когда большинство детей уже ушло из
группы домой. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке
познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями.
На первых порах гости присаживаются в уголок, откуда видно все в группе.
Основная задача мамы в данной ситуации помочь малышу в создании положительного
образа воспитателя. Сидя рядом, она поясняет: «Какая добрая Татьяна Ивановна! Она
кормит Кешу», «Погляди, какой красивый домик для матрешки она сделала.
Молодец!» и т.д. Но малышу еще нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к
незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе
к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Эта встреча не
последняя. Их количество определится поведением самого малыша. В следующий раз
по предложению мамы они вместе могут подойти к игровому уголку, перейти к
гаражу, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогает ребенку быстрее
освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравится!»,
«Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т.д. Каждый визит в детский сад
длится не более часа. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по
группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет
такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей
стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то
приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме. Все чаще задерживается он
возле воспитателя, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил
принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В
следующий раз малыш пойдет в сад «к своему» шкафчику. То же самое можно сказать
и о выборе кроватки.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным и остается в
группе в течение 23 часов в присутствии мамы или других родственников. За это
время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими
детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой.
Воспитатель знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь
ребенка. Он то назовет малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то
ласково обнимет, пригласит участвовать в игре. На фоне положительного
эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и
малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к
маме. Теперь она на некоторое время (1015 минут) может выйти незаметно из группы.
Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокоится, услышав
заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает
верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической
защищенности.
Постепенное привыкание.
В течение III недель адаптации ребенка родители и воспитатели внимательно
следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых
проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 23 дня, а потом
опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в
первую очередь нормализуется настроение,
затем
восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь сон. Поэтому ребенка в
спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группе, где
он вместе со всеми играет, гуляет в течение 23 часов, а на обед и сон возвращается
домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже
можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не
нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей.
самочувствие малыша,
На IIIII неделе ребенок может остаться на дневной сон. Педагог заранее
настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома
мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок
охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия: «Я спать не
буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в
детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его,
укрывает одеялом, присаживается рядом. Можно тихонько напеть мелодию
колыбельной.
Подъем можно провести так, чтобы малыш почувствовал заботу, ласку, доброту
воспитателя. Необходимо подойти к ребенку, порадоваться вместе с ним тому, что он
проснулся, помочь ему окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его
пробуждение встречено с радостью.
Задумывались ли вы над тем, как много бытовых проблем окружает маленького
ребенка в детском саду? А ведь он может забыть, где его шкафчик; побояться идти
один в туалет; заблудиться среди одинаковых кроваток в спальне; устать работать
ложкой, когда супа еще полная тарелка и т.д. Привыкнув дома к заботливым рукам
мамы, малыш чувствует себя спокойно, но первые же трудности, с которыми он
сталкивается в группе, лишают его уверенности и душевного комфорта. В новых
условиях даже те ребята, которые сами ели, одевались, пользовались горшком, часто
просят кормить их, одевать. В этом проявляется подсознательное желание проверить,
готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда не следует отказывать ребенку
в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро
захочет сделать сам все, что умеет.
Среди педагогов действует правило приходить на работу только с хорошим
настроением, т.к. от этого зависит настроение детей. Ведь на какоето время педагог
заменяет ребенку самого близкого человека маму, поэтому как и у мамы, у него
должны быть ласковые глаза и добрые руки. Хорошее настроение помогает
поддерживать в группе в течение дня спокойную обстановку.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду все режимные процессы
выполняются не спеша. Не стоит предъявлять к детям непосильных для них требований. Обязательным считается соблюдение принципа постепенности. Так, на
первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы
каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему
требуется.
В период адаптации важно ежедневно проводить коллективные игры, в которых
все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые
действия. В зависимости от возраста ребят игры могут быть различными. Для
маленьких детей важна возможность приятного физического контакта со взрослыми,
ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку
пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.
Случается и такое: когда бурные эмоциональные реакции первых дней адаптации
начинают затихать, когда ребенок ведет себя уже спокойнее, играет самостоятельно,
длительное время обходится без взрослых, т.е. в значительной степени нормализуются
его поведенческие реакции, наступает вдруг такой период, именуемый физиологами
истощением адаптационной энергии. Малыш болезненно начинает воспринимать
всякую перемену в окружающей обстановке: заплачет, когда возле него переставят
игрушки, или помощник воспитателя (няня), прервав кормление, принесет второе
блюдо, меняет халат или в группу входит посторонний человек, или взрослые
разговаривают необычно громко и т.д. и т.п. Чтобы состояние малыша
нормализовалось, взрослые должны спокойно, ласково разъяснить ему суть
происходящего, дабы предупредить отрицательные эмоции («Егорушка, я машину
переставлю, смотри!», «Слава, посиди, я сейчас принесу тебе водички»). Совершенно
недопустимо в этот период переводить ребенка в другую группу, в другое учреждение,
т.к. состояние его резко ухудшится. Были случаи, когда мать, видя страдания ребенка,
увозила его в отпуск в другой город, к бабушке, к родственникам в деревню, и ни
разу положительного результата. Наоборот, ухудшение самочувствия, а по
возвращении в ясли затягивание адаптационного периода на 36 месяцев.
Перевод детей в другую группу также требует правильной организации. Переход к
другой воспитательнице и в новый коллектив детей, хотя и не является таким резким
изменением, как переход из семьи в ясли, однако у некоторых детей нарушается
обычное поведение. Для того чтобы избежать этих нарушений, воспитательница,
передавая ребенка, должна сообщить персоналу следующей группы о всех
особенностях данного ребенка и приемах, которые давали положительные результаты
при его воспитании.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со
сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка.
Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и
самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем,
может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя
заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение
1012 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он
не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при
укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же
начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по
очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту в условиях
детского сада, требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны
взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с
ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю и наоборот. Даже
в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых
малыш может заболеть, т.к. постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое
внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими
нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и
дольше.
Направления психологопедагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Цель: спроектировать психологопедагогическую работу для оптимизации
процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и
для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к
совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык и семье. А это совсем
непросто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система,
физиологические промессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает
необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у
новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Именно поэтому целью работы является: помощь детям в адаптации к условиям
дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи
работы: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
помощь воспитателям в организации и проведении групповых и индивидуальных
занятий и адаптационный период;
Параллельно с решением основных задач решаются задачи развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжении;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
развитие навыков взаимодействия друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения
необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного
учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям
предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ
анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка,
сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям
правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче
привыкнуть к новым для них условиям.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного
учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные
рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания
(соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно
гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в
общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих
воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования
навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования
необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия
в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно
психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в
котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики
и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают
особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с
направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают
на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели
составляют план воспитательнообразовательной деятельности воспитателей 1 мл.гр.
При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации
для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры,
способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного
народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы
организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения
ребенка на дому, папкипередвижки, наглядные формы педагогической пропаганды
(стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в
детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней
почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет
адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно
«одомашнить» группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие
комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе
будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет
благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность
детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось
желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и
эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце
концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что
никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для
ребенка не столько художественноэстетическое действо, сколько возможность
выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом
детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только
у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет
детям рисование фломастерамимаркерами, оставляющими толстые линии, на
прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют
большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их
успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннезимнее время
желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и
увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема,
ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде
резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей,
пускать по воде кораблики и т. д.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации
потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с
ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство
защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время
была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с
фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент
сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности,
направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок —
взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включающей игры и
упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта,
доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда
готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых
улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным
вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом
возможностей детей, места проведения.
Заключение.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств
ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно
приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре
помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в
детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно
сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу
эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина,
Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова
Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период
адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медикопедагогических мероприятий до поступления
ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более
легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе данной работы доказывают, что существует много
условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к
дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе
привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей,
быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь
его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития
детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь
управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям
детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только
детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с
родителями.
Список использованной литературы.
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. 304с.
2. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКАПРЕСС ,1999.
3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж:
Учитель, 2006, 236с.
4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет
сада/ М.: Просвещение, 1983.80с.
5. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.:
Педобщество, 2003, 240с. 6. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского
сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. М.:
Просвещение, 1981.
7. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду.
//Дошкольное воспитание. 1988, № 5.
8. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития.
/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. М.: ЛинкаПресс, 2001.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для
воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
10.Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме
адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.
11.Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное
воспитание. 1987, № 9.
12. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное
воспитание. 2006, № 1.
13. Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка.
//Дошкольное воспитание. 1982, № 8.
14. Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, №
6.
15. Недосека О. Адаптация и здоровье. // Здоровье дошкольника. 2009, № 3.
16. Новикова И.И. и др. Основные факторы сохранения и укрепления здоровья
дошкольника в ДОУ. // Медработник ДОУ. 2009, № 4.
17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
М.: Владос, 2007, 176с.
18. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 24 лет в период адаптации к
дошкольному учреждению М.: Книголюб, 2000. – 72с.
19.Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное
воспитание. 1993, № 8.
20. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. //Дошкольное воспитание.
1991, № 8.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Формы работы с детьми раннего возраста способствующие облегчению адаптации к дошкольному учреждению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.