Отгадайте загадки
Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
.
Как называются отгадки? Сформулируйте тему и задачи урока
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – (фразеологическая единица, идиома), выполняющее функцию отдельного слова, - устойчивое сочетание слов, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов.
Сравните: на краю света – далеко;
намылить шею – проучить;
зарубить на носу – запомнить:
как в воду глядеть – предвидеть.
ИСТОЧНИКИ | Примеры |
1. Народное творчество | По щучьему велению, за тридевять земель, |
2. Античная мифология | Нить Ариадны, ахиллесова пята, кануть в лету, |
3. Библейская мифология | Блудный сын, козёл отпущения, избиение младенцев |
4. Художественная литература | Мартышкин труд (И.Крылов), злые языки (А.Грибоедов) |
5. Традиции, обычаи | Выкурить трубку мира, очертя голову, носить на руках |
6. Профессиональная лексика | Тянуть канитель, играть первую скрипку, на два фронта |
7. Реальный исторический факт | Держать порох сухим, во всю Ивановскую, перейти Рубикон |
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?
Фразеологи-змы могут иметь
Фразеологические обороты широко употребительны в художественной, публицистической литературе. Использование их в речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения
Используйте в своей речи фразеологизмы, и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
ПОМНИТЕ!
Используя фразеологизмы,
не нарушайте их цельности
Ошибки, допускаемые при употреблении фразеологизмов
1. Искажение смысла:
На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.
2. Неправильное толкование:
Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.
3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых):
Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)
4. Смешение двух фразеологизмов:
У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)
5.Искажение лексического состава (замена слов):
Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")
Упражнение 42.
Выпишите свободные словосочетания в один столбец, а фразеологические обороты — в другой.
Хорошо работать, спустя рукава, белая ворона, удельный вес, гашёная известь, белая известь, бить тревогу, бить ногой, бить баклуши, уйти из дома, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, в три кармана, первая скрипка, первая перчатка, первая победа, отвечать головой, рыдать навзрыд, прямой угол, щекотливое дело.
Свободные словосочетания | Фразеологические обороты |
хорошо писать, | спустя рукава |
Объясните значение фразеологических оборотов.
Плясать под чужую дудку, подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землёй.
Упражнение 43.
Плясать под чужую дудку — поступать, вести себя так, как угодно кому-либо, безоговорочно во всём подчиняться кому-либо.
Подливать масло в огонь — 1) обострять отношения, усугублять какие-либо чувства, настроения и т. п.; 2) разжигать, повышать интерес, внимание к кому-либо или чему - либо.
Перемывать косточки — сплетничать, судачить, злословить о ком—либо.
Набрать в рот воды — сохранять упорное молчание, ничего не говорить.
Между небом и землёй — 1) без жилья, без крова, без пристанища; 2) в неопределённом положении. состоянии.
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов. При выполнении задания пользуйтесь книгой Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова».
Шапка Мономаха, Янус двуликий, дамоклов меч, гомерический смех, аредовы веки, гордиев узел, злоба дня, притча во языцех.
Упражнение 44.
Шапка Мономаха — «Ох, тяжела ты. шапка Мономаха!» — Так обычно говорят о тяжести власти, ответственности. Этим выражением характеризуется какое-либо тяжёлое положение` Мономах по-гречески — единоборец; это прозвание присоединилось к именам некоторых византийских императоров. В Древней Руси оно закрепилось за великим князем Владимиром, от которого вели своё происхождение русские цари. Шапка Мономаха — венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской власти. Выражение это использовалось в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов», где получило метафорический смысл «трудно управлять государством».
Янус двуликий — двуличный человек. В древнеримской мифологии Янус — бог времени, а также всякого начала и конца, бог перемен, движения. Он изображался с двумя лицами, молодым и старым, которые были обращены в разные стороны: молодое — вперёд, в будущее, старое — назад, в прошлое.
Дамоклов меч — постоянно угрожающая кому-либо опасность, неприятность. Выражение возникло из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисия Старшем (432—367 гг. до н. э.), который с целью проучить одного из своих приближённых, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл понял, как мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом.
Гомерический смех — чрезвычайно громкий, неудержимый, сотрясающий всё вокруг. Великий Гомер, легендарный слепой певец Древней Греции, в поэмах «Одиссея» и «Илиада» ярко, живо, образно рисует жизнь греческих богов на вершине Олимпа. В его изображении боги похожи на людей, обладают всеми человеческими качествами, только в неимоверных, преувеличенных размерах. Когда боги смеялись, всё сотрясалось вокруг, земля ходила ходуном. Этот смех называют гомерическим. по имени описавшего его поэта и певца Гомера.
Аредовы веки — так говорится о долголетии кого-либо. Выражение произошло от имени библейского патриарха Иареда. якобы прожившего 962 года.
Гордиев узел — трудноразрешимое, запутанное дело, задача и т. п. Выражение возникло от названия сложного, запутанного узла (который никто не мог развязать), завязанные, согласно легенде, фригийским царём Гордием.
Злоба дня — то, что в данное время, в данный момент волнует, интересует всех, привлекает всеобщее внимание.
Притча во языцех — предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов.
Подберите синонимы к следующим фразеологическим единицам.
На скорую руку, куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чём свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам.
Упражнение 45.
На скорую руку — быстро; куда глаза глядят — на все четыре стороны, куда угодно; спустя рукава — небрежно, кое-как; хоть шаром покати — пусто; на чём свет стоит — очень сильно; рукой подать — в трёх шагах, близко, рядом; семь пятниц на неделе — постоянное изменение решений; повесить нос - опечалиться, прийти в уныние; дать дуба — сыграть в ящик, умереть; постоять за себя — защититься; курить фимиам — восхвалять.
Заполните таблицу
фразеологизмы | их значение |
Как корова языком слизала | |
Наиболее уязвимое место у кого-либо | |
Козел отпущения | |
Придавать чему-нибудь незначительному большое значение | |
Сжечь корабли | |
Нить Ариадны | |
Хоть трава не расти |
фразеологизмы | их значение |
Как корова языком слизала | Что-то быстро и бесследно исчезло |
Ахиллесова пята | Наиболее уязвимое место у кого-либо |
Козел отпущения | Человек, несущий ответственность за вину других |
Делать из мухи слона | Придавать чему-нибудь незначительному большое значение |
Сжечь корабли | Решительно порывать с прошлым. |
Нить Ариадны | то, что позволят выйти из затруднительного положения |
Хоть трава не расти | Кто-либо совершенно равнодушен, безразличен к кому-либо или к чему-либо. |
«ЧТО ЛЮБЛЮ И НЕ ЛЮБЛЮ»
Что люблю | Что не люблю |
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, работать засучив рукава, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса, раздувать из мухи слона, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.
Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма
1) хоть пруд пруди
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
4) ни рыба ни мясо
5) рукой подать
6) куда ноги несут
7)с пустыми руками
8)ни кровинки в лице
9) доводить до белого каления
1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4) кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного неба
6) ни то ни сё
7) приводить в бешенство
8) несолоно хлебавши
9) как мел
Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика
1) рукой подать
2) на вес золота
3) семи пядей во лбу
4) песок сыплется
5) в час по чайной ложке
6) профессор кислых щей
7) засучив рукава
8) потерпеть фиаско
9) душа в душу
1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) у чёрта на куличках
4) грош цена
5) одержать победу
6) как кошка с собакой
7) глуп как сивый мерин
8) Молоко на губах не обсохло
9) со всех ног
Блиц - опрос
1. Что такое фразеологизм?
2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного?
3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?
4. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов?
5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?
Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
school-asilo-nido-child-kindergarten-pinocchio-png-clip-art
0_11b4fc_32731bb5_orig
0009-015-KHudozhnik-inostranets
иллюстрации к фразеологизмам с сайта «uchitel-slovesnosti.ru»: 123, 53
2349335-b8f0b02f0a7d24ea
359861-cdb88a9ad8fa8935
D:\_Desktop\1\рисунки речь\children_read_write30
47761785.tp25xcecpn.W665
https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/10/1758243b6a0ca5a.jpg
http://images.easyfreeclipart.com/1636/thrift-schooling-april-2014-1636056.jpg
58c710f5a5a56_610
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.