Фразеологизмы. Сборник упражнений для 3 класса.
Оценка 4.8

Фразеологизмы. Сборник упражнений для 3 класса.

Оценка 4.8
Карточки-задания +2
docx
русский язык
1 кл—3 кл
07.09.2021
Фразеологизмы. Сборник упражнений для 3 класса.
фразеологизмы 3 класс.docx

Дудукина Ольга Владимировна
ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»
Фразеологизмы
Сборник упражнений для 3 класса


 

 

Фразеологизм – это

v  Устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий;

v  Лексическое значение имеет фразеологизм в целом;

v  В предложении является одним членом предложения.

Сравните: на краю света – далеко; зарубить на носу – запомнить;

как в воду глядеть – предвидеть

Особенности фразеологизмов

1. Фразеологизм можно заменить, одним словом.

2. Синонимия фразеологизмов.

3. Антонимия фразеологизмов.

4. Омонимия фразеологизмов.

5. Постоянство состава.

6. Строго закрепленный порядок слов.

 

1. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами, а какие нет. Выпиши эти фразеологизмы.

 

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

 

2. Замени выделенные фразеологизмы, одним словом. Выполни по образцу.

     Образец: Как на пожар – быстро.

1.      Все бежали как на пожар.

2.      Туристы берегли спички как зеницу ока.

3.      Рыбы в нашем озере пруд пруди.

4.      Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.

5.      Из похода мы возвращались черепашьим шагом.

6.      Маслята попадались грибникам на каждом шагу.

7.      Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.

8.      Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.

9.      Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.

10.  Пуговица на куртке держалась на честном слове.

 

3. Спиши, вставляя пропущенные числа. Объясни значение фразеологизма.

Выполни по образцу.  Образец: Без пяти минут - почти что, скоро будет.

Без ... минут

... верст до небес

от горшка …  вершка

... пядей во лбу

как свои ... пальцев

гнать в ... шеи

в ... счета

... пятниц на неделе

книга за ...печатями

 

4.      Дополни фразеологизмы недостающими  словами.  Запиши   фразеологизмы.

Зарубить  …   -  твердо запомнить.

Работать   спустя   …  -   плохо, не  стараясь.

Как снег …   -   неожиданно.

Прикусить …  -  замолчать.

В час  по  …   -  очень медленно.

Бить  …  -  бездельничать.

Ни к селу,  …  -  неуместно.

Ни в зуб  …  -  ничего не понимать.

 

Для справок:  на  носу, ногой,  рукава, язык, на голову, чайной  ложке,  баклуши,  ни  к городу.

5. Прочитайте фразеологизмы. Подберите к фразеологизму первого столбика:

Образец: одержать победу - потерпеть  поражение.

-  близкие по смыслу фразеологизмы

Золотые  руки                                с глазу на глаз

Капля в море                                  смотреть сквозь пальцы

Один в поле не воин                        мастер на все руки

Закрывать глаза                              кот наплакал

- противоположные по смыслу фразеологизмы

Брать себя в руки                            воспрять духом

Засучив рукава                                рукой подать

За тридевять земель                       спустя рукава

Повесить голову                             выходить из себя

 

6. Спиши. Соотнеси фразеологизмы с характерами героев сказки.

Образец: Емеля - лежит и в ус не дует.

Баба – Яга

Падает с ног, но работу не бросает

Золушка

Так и чешется язык

Илья Муромец

Водит всех за нос

Айболит

Он не робкого десятка

Незнайка

Широкая душа

 

7. Спиши. Вставь нужное животное, подчеркни.

Надулся как ____на крупу. Ползёшь, как ____. Нем, как ____. ____ на ухо наступил. Голоден, словно ____. Купил ____ в мешке. Изворотлив, как ____.

 

Слова для справок: медведь, слон, черепаха, улитка, заяц, мышь, рыба, змея, волк, уж, кот.

 

8. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

 

Слова для справок: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

9. Закончи предложения. Спиши, вставляя подходящие фразеологизмы.

Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, что он.....

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....

 

Слова для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

10. Соедини части фразеологизма. Запиши полученные фразеологизмы и их значение.

 

глаза

 

негде упасть

как сыр

 

кот

 

 

 

 

 

 

не клюют

 

наплакал

 

разбежались

куры

 

яблоку

 

в масле кататься

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Фразеологизмы. Сборник упражнений для 3 класса.

Фразеологизмы. Сборник упражнений для 3 класса.

Фразеологизм – это v Устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий; v

Фразеологизм – это v Устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий; v

Прочитайте фразеологизмы. Подберите к фразеологизму первого столбика:

Прочитайте фразеологизмы. Подберите к фразеологизму первого столбика:
Скачать файл