Функциональная грамотность в начальной школе
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.
С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе. первые и классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС. Этот ФГОС более чётко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающегося. Их отличает конкретика, они стали инвариативными - Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
2) возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
3) обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
4) способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;
5) способность оценивать свою деятельность;
6) стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты уже давно понятное словосочетание (познавательные, учебные и регулятивные). Как же их правильно разделить с функциональной грамотностью? Ничего делить и не надо.
Новый ФГОС требует от учителя интересного урока. И достигаем это благодаря использованию современных дидактических инструментов, созданных самим учителем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебных и познавательных заданий, слайд-презентаций, проектов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Так для формирования читательской грамотности на уроках чтения, азбуки, русского языка используются читательское пространство • пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, самостоятельное формулирование вопросов, устное словесное рисование, словарно-стилистическая работа.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:
· необходимость теоретической базы;
· погружение обучающихся в реальные ситуации;
· формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;
· развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]
Так для математической и финансовой грамотности на уроках математики, технологии можно использовать
· Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
· Решение нестандартных задач.
· Решение задач с недостающими данными.
· Изменение вопроса задачи.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:
· готовность осваивать и использовать знания о природе;
· сознание ценности и научных знаний о природе;
· овладение методами познания природных явлений;
· способность к рефлексивным действиям.
· Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:
· переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
· «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;
· анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
· представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
Каковы критерии оценки задач, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности?
Оценка выполненной задачи. Проверяемый компонент компетенции задает способы и критерии оценивания результата. Эталонный ответ должен в полной мере учитывать задаваемый контекст ситуации. Для задач с одиночным или множественным выбором ответ принимается полностью при соответствии с эталонным вариантом.
Например: задача из задания «Секреты микроволновки» (с. 96).
Задача (разработчики О. А. Абдулаева, А. В. Ляпцев,
Миша решил в микроволновке разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?
1. Открытый пластмассовый контейнер.
2. Фарфоровую тарелку с позолотой.
3. Эмалированную миску.
Оценка выполнения задачи:
Верный ответ — 1 балл.
1. Открытый пластмассовый контейнер.
Ответ не принимается (если):
· Несколько вариантов ответа.
· Другой вариант.
· Ответ отсутствует.
Поскольку в задачах моделируется жизненная ситуация то в ряде случаев невозможно стандартизировать все ответы. Для задач с коротким ответом возможны допущения.
В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:
— открытого с кратким или развернутым ответом;
— закрытого с выбором одного правильного ответа из 4‒5 предложенных;
Большинство задач в задании (около 80%) открытого типа с кратким ответом.
В представленном задании все формулировки задачи предполагают развернутый письменный ответ.
Памятка для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности
1. Какую учебную цель преследует данная задача?
2. Какие элементы функциональной грамотности имеются в виду?
3. Необходима ли именно эта задача?
4. Почему выбран такой стимул к задаче?
5. Почему взяты такие, а не другие исходные данные?
6. Отвечают ли исходные данные реальной обстановке,
в которой могла бы возникнуть аналогичная задача?
7. Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно?
8. Сможет ли учащийся самостоятельно решить данную задачу? Что он для этого должен знать, уметь, помнить, представлять? Если учащийся не сможет этого сделать, о чем будет свидетельствовать этот факт?
9. Чем и в какой мере ему может и должен помочь учитель?
10. Как эта задача связана с предшествующей и последующей учебной деятельностью учащегося?
11. Как эта задача связана с предшествующей и последующей жизнью учащегося?
Существует курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС 2023.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Мы ведём этот курс по тетрадям – тренажёрам «Функциональная грамотность».
Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Каждый блок в тетради выделен разными цветами. Тренажёр предполагает эффективный способ как коллективной, так и индивидуальной работы.
Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.