Функциональная грамотность ФГОС НОО
Оценка 4.6

Функциональная грамотность ФГОС НОО

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
другое
1 кл—4 кл
26.02.2024
Функциональная грамотность ФГОС НОО
Материалы по формированию ФГ в начальной школе ФГОС 3
Функциональная грамотность ФГОС НОО.docx

Функциональная грамотность в начальной школе

На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. 

Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.

С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе. первые и классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС.  Этот ФГОС более чётко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающегося. Их отличает конкретика, они стали инвариативными - Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

2) возможность решать различные учебные и жизненные задачи;

3) обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

4) способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;

5) способность оценивать свою деятельность;

6) стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию. 

Метапредметные результаты уже давно понятное словосочетание (познавательные, учебные и регулятивные). Как же их правильно разделить с функциональной грамотностью? Ничего делить и не надо.

Новый ФГОС требует от учителя интересного урока. И достигаем это благодаря использованию современных дидактических инструментов, созданных самим учителем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебных и познавательных заданий, слайд-презентаций, проектов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Так для формирования читательской грамотности на уроках чтения, азбуки, русского языка используются читательское пространство • пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, самостоятельное формулирование вопросов, устное словесное рисование, словарно-стилистическая работа.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:

·        необходимость теоретической базы;

·        погружение обучающихся в реальные ситуации;

·        формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;

·        развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]

Так для математической и финансовой грамотности на уроках математики, технологии можно использовать

·        Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

·        Решение нестандартных задач.

·        Решение задач с недостающими данными.

·        Изменение вопроса задачи.

 

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений.  Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:

·        готовность осваивать и использовать знания о природе;

·        сознание ценности и научных знаний о природе;

·        овладение методами познания природных явлений;

·        способность к рефлексивным действиям.

·        Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:

·        переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;

·        «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;

·        анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

·        выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;

·        представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;

Каковы критерии оценки задач, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности?

 

Оценка выполненной задачи. Проверяемый компонент компетенции задает способы и критерии оценивания результата. Эталонный ответ должен в полной мере учитывать задаваемый контекст ситуации. Для задач с одиночным или множественным выбором ответ принимается полностью при соответствии с эталонным вариантом.

Например: задача из задания «Секреты микроволновки» (с. 96).

Задача (разработчики О. А. Абдулаева, А. В. Ляпцев,

Миша решил в микроволновке разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?

1. Открытый пластмассовый контейнер.

2. Фарфоровую тарелку с позолотой.

3. Эмалированную миску.

Оценка выполнения задачи:

Верный ответ — 1 балл.

1. Открытый пластмассовый контейнер.

Ответ не принимается (если):

·        Несколько вариантов ответа.

·        Другой вариант.

·        Ответ отсутствует.

Поскольку в задачах моделируется жизненная ситуация то в ряде случаев невозможно стандартизировать все ответы. Для задач с коротким ответом возможны допущения.

В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:

— открытого с кратким или развернутым ответом;

— закрытого с выбором одного правильного ответа из 4‒5 предложенных;

Большинство задач в задании (около 80%) открытого типа с кратким ответом.

В представленном задании все формулировки задачи предполагают развернутый письменный ответ.

Памятка для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности

1. Какую учебную цель преследует данная задача?

2. Какие элементы функциональной грамотности имеются в виду?

3. Необходима ли именно эта задача?

4. Почему выбран такой стимул к задаче?

5. Почему взяты такие, а не другие исходные данные?

6. Отвечают ли исходные данные реальной обстановке,

в которой могла бы возникнуть аналогичная задача?

7. Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно?

8. Сможет ли учащийся самостоятельно решить данную задачу? Что он для этого должен знать, уметь, помнить, представлять? Если учащийся не сможет этого сделать, о чем будет свидетельствовать этот факт?

9. Чем и в какой мере ему может и должен помочь учитель?

10. Как эта задача связана с предшествующей и последующей учебной деятельностью учащегося?

11. Как эта задача связана с предшествующей и последующей жизнью учащегося?

 

Существует  курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС 2023.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

 Мы ведём этот курс по тетрадям – тренажёрам «Функциональная грамотность».

Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Каждый блок в тетради выделен разными цветами. Тренажёр предполагает эффективный способ как коллективной, так и индивидуальной работы.

Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.


 

Функциональная грамотность в начальной школе

Функциональная грамотность в начальной школе

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений

Задача (разработчики О. А. Абдулаева,

Задача (разработчики О. А. Абдулаева,

Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно? 8

Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно? 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024