Функциональная грамотность
Оценка 4.7

Функциональная грамотность

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
биология
6 кл—11 кл
04.05.2017
Функциональная грамотность
В данной разработке можно найти материалы по биологии на развитие функциональной грамотности учащихся.На таких уроках, как сами ребята, так и учителя могут с помощью карт самоконтроля определить свой уровень владения интеллектуальными, организационными и коммуникативными навыками, обозначая, таким образом; свои преимущества и недостатки как истинных субъектов учебного процесса.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.docx
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика. Этапы Критерии Уровни низкий средний высокий I.  Целепологание II.  Планирование Осознание  учеником  потребности и способности к  самореализации. Возникновение учебно­ познавательного  интереса Владение  приемами  самостоятельной  работы Выделение  алгоритма в  наборе понятий,  терминов. Осмысление  терминов,  понятий,  общеучебных умений и навыков. Способность  ориентироваться в  условиях задачи. Выделение  алгоритма поиска  необходимой информации Принятая  познавательная цель сохраняется при  выполнении учебных  действий и регулирует весь  процесс их  выполнения; четко выполняется  требование  познавательной  задачи. Предъявляемое  требование  осознается лишь частично.  Включаясь в  работу, ученик  быстро отвлекается или  ведет себя  хаотично, не знает, что именно надо  делать. Может  принимать лишь простейшие (не  предполагающих  промежуточных целей) требования. Этому ученику часто  требуется опора на реальные предметы  для построения  замысла; находит общий  принцип решения и  соответствующий ему оптимальный  способ действия с  помощью учителя. Ученик действует  путем «проб и ошибок» при  решении задач;  нередко затрудняется в  постановке  вопросов к любому заданию.  Построение  замысла  отсутствует. Все  это указывает на  манипулятивный  способ планирования. Самостоятельно  формулирует новые познавательные цели  без какой­либо  стимуляции извне; цели выходят  за пределы  требований программы. По  собственной  инициативе выдвигает содержательные  гипотезы, учебная  деятельность приобретает форму  активного  исследования, активность  направлена на  содержание способов действия и их  применение в  различных условиях. Процесс решения  представленной  задачи у такого ученика  делятся четко на исследовательскую и  исполнительскую  стадии. Реализация замысла  осуществляется  детьми практически  безошибочно. Этому  способствуют предварительные  поиски условий  построения оптимального  способа, которые  завершаются выделением принципа и нахождением III. Принятие  решения Выбор  оптимального  варианта для решения  поставленной  задачи. Анализ планов деятельности. IV.  Выполнение V. Оценка  результатов Умение работать с  текстом,  рисунком, схемой, графиком, составлять  опорный конспект; усваивать образцы  общих способов  действий. Самооценка  достигнутых  общеучебных умений и навыков;  самоанализ. способа построения  рациональной  последовательности кодов. Ученик  самостоятельно (без вспомогательных  вопросов­подсказок)  – находит принцип решения  представленной  задачи и действует в  соответствии с этим  принципом. Поисково­ исследовательская  активность у такого учащегося протекает  преимущественно в умственном плане. Ученик не может  сразу самостоятельно найти принцип  решения задачи. Для  этого ему требуется либо  наводящий вопрос  учителя направляющий на  поиск не любого, а  оптимального способа решения,  либо изменения  способа решения в очередной  однотипной задачи. Ученик не просто  принимает задачу, но  и сам отыскивает  средства ее  выполнения (имеет место большая  степень  самостоятельности) Свободно и  аргументировано  оценивает уже решенные им  задачи; пытается  оценить свои возможности в  решении новых задач. Позиция ученика  характеризуется готовностью  включиться в  нестандартную  учебную ситуацию, поиска  новых средств для ее  решения. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно  оценить свои  возможности в ее решении, учитывая  возможные изменение  известных ему способов  действия. Ученик выделяет  чисто внешние, несущественные  признаки в  условиях задачи,  что свидетельствует о  непонимании  содержания задачи; не умеет  рассуждать и  действовать логично; трудно  найти  самостоятельно  даже эмпирический  способ решения  задач, что свидетельствует о  наличии лишь  зачатков элементарного  анализа. Ученик не  способен  выполнять учебные действия как  таковые, а лишь  может овладеть способами его  применения по  образцу. Ученик не умеет,  не пытается, и не испытывает  потребности в  оценки своих  действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. На таких уроках, как сами ребята, так и учителя могут с помощью карт самоконтроля определить свой уровень владения интеллектуальными, организационными и коммуникативными навыками, Работа с  табли цей Работа  с  микрос ко­ пом 3 этап урока Дом. задание Работа  с  учебни ком Рабоч ая  тетра дь “Трет ий  лишни й” Рабоч ая  тетра дь Зада ча Кро с сво рд Испра вле ние  ошибо к Задан ие №  1  Тест Задани е № 2 Понят ий­ ный  блок Задан ие №  3 Собер и  карти нку обозначая, таким образом; свои преимущества и недостатки как истинных субъектов учебного процесса. Тогда выстроив график, станет понятно: “Какие промахи и неудачи в учебном процессе, можно исправить с помощью тренировочных упражнений”. Лист самоконтроля ученика 7 “А” класса Ф.И._____________________________ оце ка 2 этап урока 1 этап урока 5 4 3 2 В результате подобной самодиагностики выявляются “западающие” и недостаточно сформированные учебные навыки и умения на каждом этапе формирования функциональной грамотности. Для учителя эта информация является основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала. Для учеников такой самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению учебных неудач, для повышения уровня учебного успеха.(1) Примерный конспект урока в 7 классе по теме: Особенности организации одноклеточных, их классификация. Проблема: Почему одноклеточные, несмотря на примитивное строение, широко распространены и многочисленны на Земле? Оборудование: видеофильм “Одноклеточные”, микроскоп, готовые микропрепараты инфузории, эвглены, амебы, споровиков, кодограммы, графопроектор, компьютер, программа по биологии для компьютера, слова на доску, портреты, магнитофон, кассета с музыкой природы, горные породы – результат деятельности простейших. На каждую парту: эволюция животного мира, информационный лист (1,2,3), листок самоконтроля Этапы урока: Целепологание. Планирование. Принятие решения Выполнение. Оценка результатов. Рефлексия. Ход урока Учитель: “Я знаю, что я ничего не знаю”,­ именно так сказал в конце своей жизни один из умнейших людей древности. (Сократ, 5 век до н.э.). Да и сейчас с ним согласятся многие ученые, философы, исследователи. Потому что чем больше человек узнает, тем дальше отодвигается предел познания. Но необозримость мирового пространства, как и бесконечность глубины материи продолжают будоражить пытливый ум человека своими загадками. И пожалуй самая большая загадка – это тайна жизни! Она всюду: и в синеве неба, и в темноте ущелий и в траве, у наших ног. И исследовать мы сегодня будем необычный новый биологический объект. Наука, которая изучает эти живые организмы называется: протистология ( термин на доску) Что же это за организмы о которых пойдет речь на уроке? Всю жизнь их изучал известный зоолог Э. Геккель (портрет на доске) А с тех пор, как XVII (17 веке) голландский ткач Антоний ван Левенчук особенно тщательно отшлифовал линзу для рассматривания ткани и посмотрел через нее на каплю воды, началось изучение мира организмов, которые находятся на стадии одной клетки, поэтому они получили название одноклеточных или простейших. В своей системе живой природы Э.Геккель выделял 3 царства: простейших, растений и животных. А сколько нам с вами известно царств! В наше время простейших не считают единым царством. Мы уже рассматривали одноклеточные формы растений (водоросли) и грибов. А сегодня мы будем изучать простейших, которые относятся к царству животных. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация” Проблема: (зачитать проблему) ­Каким путем мы можем решить проблему: что мы должны узнать.(дети перечисляют, а учитель открывает на доске таблички план­схемы) И по плану который у меня на доске, а у вас в информационном листке мы будем работать и заполнять схему, занося свои результаты на каждом этапе исследования в листок самоконтроля. ­Какой характерный признак отличает большинство животных от растений? Чтобы ответить на этот вопрос – возьмите информационную карту № 1 и выполните тестовое задание. Правильность задания проверим по ключу. (объяснение правил работы с листом самоконтроля “Погружение в царство животные). Затем выполняется задание №2 – работа с понятиями по теме “Общая характеристика царства Животные” Школьники выполняющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Оценка выставляется в листок самоконтроля. Затем выполняется 3 задание “Собери картинку” — работа в парах и у доски. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории. Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название животного, с которым вам предстоит познакомиться на сегодняшнем уроке. (1 ряд­ амеба, 2 – инфузория, 3 — эвглена) у доски – простейшие. Поставьте себе отметки в 1 колонке листа самоконтроля. А теперь приготовили информационные листки №2 для работы по новой теме Название подцарства «Простейшие» происходит от греческого слова «protos», что означает в переводе «первый». Рассказ учителя и заполнение схемы. 1. Классификация. В современной систематике выделяют несколько типов простейших (графопроектор­ кадограмма)­!Соотнесите данные кодограммы и таблицы на вашем столе­ в чем сходство и отличие. (помощник за компьютером добывает информацию по ходу урока и зачитывает). Заполните в информационном листке. 2. Строение Какие ассоциации возникают у вас при употреблении термина «одноклеточные»? (запишите в тетрадь, прочитайте понравившиеся определения). Чтобы убедиться в правильности своих суждений предлагаю познакомиться со строением простейших на примере инфузории туфельки Данные заносим в таблицу “Сходство и различие в строении одноклеточных”.(Просмотр видеосюжета) Индивидуальное задание для 2­х уч­ся – работа с микроскопом по инструкции Заполнение схемы: Движение . (найти в учебнике) Питание(помощник за компьютером добывает информацию по ходу урока и зачитывает). Выделение Функцию выделения выполняют сократ. вакуоли, из которых наружу удаляются продукты обмена и излишки воды. Дыхание. (Дополните видео информацию информацией из учебника + компьютер) Размножение –А сейчас видеозагадка! Вопросы к видеофрагменту: ­Определить и назвать способы размножения. Записать в тетрадь. Почему одноклеточные размножаются разными способами? Какие преимущества дает каждый из них.. Среда обитания. Значение. (музыка и читаю текст) Ответим на проблему? Широкое распостранение свидетельствует о том, что эта группа животных находится в состоянии биологического прогресса. Процветание обусловлено как приспособлениями к разнообразным условиям среды, так и возникновением в эволюции ряда ароморфозов: увеличение числа органоидов движения (реснички), усложнение ядерного аппарата. Контроль знаний: 1).внимание на экран ­ Видеозагадка — Почему инфузории находятся рядом с водорослями? 2. Задание: “Третий лишний” Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор . Вывод Изучение мира простейших принесет еще не мало сюрпризов в познании природы, но главное понятно уже теперь — в этом мире есть начало всего, что было впоследствии развито и усовершенствовано. Рефлексия КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ХОРОШОЛИ ТЫ УСВОИЛ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ? КАКИЕ ВОПРОСЫ (МОМЕНТЫ УРОКА) УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ БЫСТРО И ПОЧЕМУ? КАКОЙ МОМЕНТ УРОКА ТЕБЕ ПОКАЗАЛСЯ ИНТЕРЕСНЫМ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ? ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №1 “ ПОГРУЖЕНИЕ В ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ” I этап ЗАДАНИЕ № 1 Тест по теме “ Общие сведения о животном мире”. На каждый вопрос найдите правильный ответ и запишите его буквенное обозначение А, Б, В, Г в таблицу. Какой характерный признак отличает большинство животных от растений? способы размножения ограниченный рост способность к фотосинтезу. По способу питания животные являются: автотрофами гетеротрофами Для питания животные организмы: используют готовые органические вещества образуют органические вещества на свету поглощают углекислый газ поглощают воду из окружающей среды. 4. В чем сходство животных с растениями? питание органическими веществами наличие двусторонней симметрии тела клеточное строение 5. в какую систематическую категорию входят сходные виды: отряд 1 2 3 4 5 класс семейство род. Критерии : “5”­ без ошибок “4”­ 1 ошибка “3”­ 2 ошибки “2” — более 3 Оценка : ЗАДАНИЕ № 2. (работа с понятиями) Перечень понятий по теме “Общая характеристика царства Животные”. Термин Понятие Зоология Гетеротрофы Наука о животных, один из разделов биологии Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Ограниченный рост Специфический признак характерный только животным. Симметрия тела Животные с симметрично расположенными парными органами называются двусторонне симметричными, а симметрия их тела – двусторонней. У животных ведущих сидячий образ жизни – лучевая (радиальная) симметрия. Поставьте себе оценку в листе самоконтроля ЗАДАНИЕ № 3. (работа в парах и у доски) “Собери картинку” На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории. Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название животного, с которым вам предстоит познакомиться на сегодняшнем уроке. Поставьте себе отметки в 1 колонке листа самоконтроля. II этап ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №2 Тема: Особенности организации одноклеточных, их классификация. Проблема: Почему одноклеточные, несмотря на примитивное строение, широко распространены и многочислены на Земле? 1.Классификация подцарства одноклеточных: типы: Представители: 2. Строение Сходство и различие в строении одноклеточных Дополните таблицу, отметив знаком + наличие у животного соответствующей части тела: Одноклеточные Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория­ туфелька Органоид Оболочка Цитоплазма Ядро Ложноножки Жгутик Реснички Пищеварительная вакуоль Сократительная вакуоль Ротовое отверстие Хлоропласты Поставьте себе оценку в листе самоконтроля 1. Задание для самостоятельной работы учащихся Под микроскопом рассмотрите готовый препарат амебы обыкновенной. Схематично нарисуйте это животное. Обозначьте на рисунке части амебы и напишите их названия. Под микроскопом рассмотрите готовый препарат эвглены зеленой. Нарисуйте схему строения эвглены зеленой. Раскрасьте цветными карандашами ее части и напишите их названия. Поставьте себе оценку в листе самоконтроля 2. Инцистирование (стр. 95, учебника) – это… 3. Размножение 4. Значение (заполни таблицу в рабочей тетради, стр. 33 № 55). Поставьте себе оценку в листе самоконтроля ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №3 III этап. Контроль . Домашнее задание. 1 “Третий лишний”.Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте выбор: Споровики, саркодовые, жгутиковые. Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок. Ядро, циста, цитоплазма. Поставьте себе оценку в листе самоконтроля 2. Задание в рабочей тетради. ( стр. 32 № 52). Рассмотрите рисунок, укажите название органоидов, обозначенных цифрами. Какова их роль в процессе жизнедеятельности. 3. В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые ­ палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основании каких находок ученые пришли к такому выводу? 4. Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели гарнизона иная. Как вы думаете какая? Поставьте себе оценку в листе самоконтроля

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017