В статье проводится психологический анализ гендерных особенностей современных подростков в контексте особенностей их профессионального самоопределения. Рассматриваются понятия «гендер» и «пол» и их влияние на выбор профессии в старшем школьном возрасте.
Гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с социальной принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. Гендер характеризует социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, семейные роли и репродуктивное поведение.
С целью эмпирического исследования данной проблемы мы использовали: методику «маскулинность-фемининность» С. Бем для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности; «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова для выявления склонности человека к определенным типам профессий; «опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардовой для определения профессиональной направленности на выделяемые сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ).
По результатам исследования гендерных особенностей в предпочтениях старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности наибольшие различия были подтверждены в преобладании профессиональных интересов у юношей в области «техника», у девушек в области «искусство». При выборе типа профессий были выявлены наибольшие гендерные различия у юношей при выборе профиля «человек-техника», у девушек: «человек-художественный образ».
Изучая взаимосвязь гендерных особенностей с самоопределением учащихся в будущей профессии, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения устоявшихся в обществе гендерных стереотипов.
Статья Гендерные особенности.docx
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Е. А. Шейнова
Научный руководитель: Поваренков Ю. П., д.пс.н., профессор
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д.
Ушинского
В статье проводится психологический анализ гендерных особенностей
современных подростков в контексте особенностей их профессионального
самоопределения. Рассматриваются понятия «гендер» и «пол» и их влияние
на выбор профессии в старшем школьном возрасте.
Гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной
структуры общества наряду с социальной принадлежностью, возрастом и
другими характеристиками, организующими социальную систему. Гендер
характеризует социальный статус, который определяет индивидуальные
возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти,
семейные роли и репродуктивное поведение.
Понятие «гендер» — это понятие, характеризующее социальные
представления о мужчине и женщине. Содержание гендера — это
полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах
в поведении мужчин и женщин, о психологических особенностях
представителей того и другого пола [4]. В понятие «гендер» включают
деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных
представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории
принадлежности по полу [1].
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания,
возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства
оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной
ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого
психологического качества, как образ «Я».
Исследования Ю. В. Кобазовой показывают, что старшеклассники
стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их
пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание
собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на
пути выбора их ожидают неудачи [2].
Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев
ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь
затем интеллектуальных и только потом
нравственноволевых,
организаторских качеств. [5, стр. 9]
Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный
шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах
профессионального самоопределения, прежде всего, психологических [3, стр.
24].
С целью эмпирического исследования данной проблемы мы
использовали: методику «маскулинностьфемининность» С. Бем для
диагностики психологического пола и определения степени андрогинности,
«дифференциально
маскулинности и фемининности личности;
диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова для выявления склонности
человека к определенным типам профессий; «опросник профессиональной
готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардовой для определения профессиональной
направленности на выделяемые сферы профессиональной деятельности
(человек, техника, природа, знак, художественный образ).
Анализ психологического содержания гендерных особенностей в
системе профессионального самоопределения старшего школьника позволил
определить следующие характерные особенности.
Вопервых, у старших школьников с маскулинной идентичностью
преобладает направленность на точные, технические профессии и практически не наблюдалась направленность на профессии, связанные с
общением с людьми и творческие профессии. То есть именно юноши с
маскулинной гендерной идентичностью проявляют направленность на
традиционно мужские профессии, что можно объяснить желанием
соответствовать стереотипам и традициям, принятым в обществе. С другой
стороны, у испытуемых с фемининной гендерной идентичностью выявилась
направленность лишь на творческие профессии и профессии, которые
требуют постоянного общения с людьми, и не выявилась направленность на
технические профессии и профессии, связанные с цифровыми знаками и
подсчётами.
Вовторых, выбор профессии и способ получения образования у
девушек сильно зависит от планирования семейной жизни. Девочки
подвержены влиянию гендерных стереотипов о «неженских» предметах, а так
же имеют намного меньше ранней практики и взрослых образцов для
подражания. Юноши менее подвержены влиянию гендерных стереотипов по
отношению выбора профессий. Мужчины реже, чем женщины, отказываются
от интересной работы при неблагоприятных условиях.
Половые различия учащихся оказывают существенное влияние на
профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование
жизни.
Втретьих, биологический и психологический фактор влияет на выбор
профессии и на профессиональную направленность, а именно, у испытуемых
мужского пола чаще проявляется направленность на традиционно мужские
профессии, а у испытуемых женского пола – на профессии, считающиеся
традиционно женскими. Эти данные подтверждают устоявшееся мнение о
том, что женщины в своей профессиональной деятельности проявляют
большую направленность на взаимодействие, а мужчины – на решение задачи.
Нами были обнаружены ярко выраженные половые различия в учебно
познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессио
нальных намерениях и планах юношей и девушек. «Мужские» типы профессий
могут сочетаться с «женскими» интересами и склонностями, и наоборот,
причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности.
По результатам исследования гендерных особенностей в предпочтениях
старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности наибольшие
различия были подтверждены в преобладании профессиональных интересов у
юношей в области «техника», у девушек в области «искусство». При выборе
типа профессий были выявлены наибольшие гендерные различия у юношей
«человек
при выборе профиля «человектехника»,
у девушек:
художественный образ».
Изучая взаимосвязь гендерных особенностей с самоопределением
учащихся в будущей профессии, можно отметить сохранение и поддержание в
процессе обучения устоявшихся в обществе гендерных стереотипов.
Литература:
1.
Гендерные тетради. Выпуск первый. СПб., 1997.
2.
Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения
старших школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Якутского
государственного университета имени М.К. Аммосова. – 2009. – Т. 6. – 2. – С.
8489., стр. 45.
3.
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] /
Э.Ф.Зеер. – Воронеж. Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с., стр. 24.
4.
5.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.
Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и
др.].– М., 1997. – 528 с., стр. 9. 6.
Солынин,
Н.Э.,
Гендерная специфика
идентичности студентов [Текст] / Н.Э. Солынин, А.В. Лингурарь // Проблемы
Лингурарь,
А.В.
современного педагогического образования. – 2016.– №53–8.–с. 239246.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.