Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"
Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Отечественная история”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.
Информационная революция, в которую вступило человечество в конце прошлого века, отчетливо высветила нарастающий кризис существующей системы профессионального образования. Суть этого кризиса, получившего название “функциональной неграмотности”, проявляется в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации.
Информационная революция — это не просто лавинообразно растущий поток информации, это постоянно меняющаяся информация.
Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской
государственности"
Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при
изучении курса “Отечественная история”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке
специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с
другой – развития их познавательной активности.
Информационная революция, в которую вступило человечество в конце прошлого века, отчетливо
высветила нарастающий кризис существующей системы профессионального образования. Суть этого
кризиса, получившего название “функциональной неграмотности”, проявляется в том, что студенты
не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации.
Информационная революция — это не просто лавинообразно растущий поток информации, это
постоянно меняющаяся информация.
Преодоление кризиса современной системы профессионального образования предполагает переход к
новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как
фундаментализм и методологизм.
Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке,
перевод научных текстов на язык учебнопознавательной деятельности. В конце XX в. основной
проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области
образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения
различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами
познавательной деятельности.
Существующая до сих пор парадигма профессионального образования, ориентированная на овладение
студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в
принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему
информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как
раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности
студентов, на то, чтобы они “научились учиться”, в том числе выбирать и усваивать ту информацию,
которая необходима им в первую очередь.
Особое значение в новой парадигме профессионального образования отводится его гуманитаризации,
которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в
котором главным становится “сотворчество” студента и преподавателя. Гуманитаризация
образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание
творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его
эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой
парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием
“мертвых” знаний.
Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами
определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих
оптимальному их включению в динамику социокультурного развития.
В связи с этим целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу “Отечественная
история” является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и
аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми
понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные
задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
Для этого студентам предлагается выполнить ряд заданий, связанных с усвоением сквозных тем курса
путем заполнения таблиц тематического содержания.