Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 имени Л.С.Грома
хутора Белого
муниципального образования
Ленинградский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2022 года протокол №1
Председатель педагогического совета
_________________
О.А.Булатецкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по географии
«География сегодня»
Уровень образования (класс) - основное общее образование, 9 класс
Количество часов- 17
Учитель – Степанченко Ольга Петровна
Программа разработана на основе: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., учебника «География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2017 г.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Чтобы повысить уровень знаний необходимо привить учащимся интерес к географии. Это позволит сформировать у ребят:
1. Комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
2. Целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «География сегодня» рассчитана на 17 часов в 9 классе. Данный элективный курс призван помочь учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса
Развивать географическое мышление школьников и формировать у них целостное представление о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, любви к своей родине, бережного отношения к природе, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре быту и национальным особенностям.
Задачи
1.Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.
2.Сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе.
3. Научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей.
4. Развивать картографическую грамотность школьников и использовать ИКТ при черчении карт.
5.Сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны.
6. Показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере Краснодарского края).
.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данная программа составлена для организации занятий элективного курса, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Она включает вопросы, которые есть в КИМах, которые вызывают наибольшее затруднения при подготовке к экзаменам.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, интернетом. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения
Применяются современные образовательные технологии:
1.Групповые и индивидуальные формы работы.
2. Игровая форма.
3.Тренировочное тестирование заданий первой и второй части КИМов.
4.Проектная деятельность.
5.Информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания
Проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ» и защиты проектов..
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
· картографические элементы, факты;
· номенклатуру;
· основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
· особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
· определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
· определять различия в поясном времени различных территорий;
· анализировать статистический материал;
· воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
· читать карты различного содержания;
· показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
· описывать географическое положение;
· определять тип объекта согласно классификации;
· сравнивать свойства географических объектов;
· определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты
Элективный курс «География сегодня» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Научит делать презентации и позволит благодаря проектной деятельности лучше разбираться в экономике и развитии страны. Приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты
· Повышение учебной мотивации обучающихся.
· Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
· Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр.
Итогом элективного курса является проведение двух тренировочных экзаменов в 9 классе, защита презентаций и проектов.
Содержание программы
1.Источники географических знаний (1ч)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2. Природа Земли и человек (3ч)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
3. Материки, океаны, народы и страны (3ч)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки. Многообразие стран.
4. Природопользование и геоэкология (1ч)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5. География России (7ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6. Обобщающее повторение по курсу (2ч)
Защита проектов. Тренировочный ОГЭ.
Тематическое планирование элективного курса
№ занятия |
Тема занятия |
количество часов |
|
Источники географических знаний |
1 |
1 |
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования. Решение типовых заданий, представленных в КИМах. |
1 |
|
Природа Земли и человек. |
3 |
2 |
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. |
1 |
3 |
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. |
1 |
4 |
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Доклады учащихся. Презентации |
1 |
|
Материки, океаны, народы и страны |
3 |
5 |
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Материки |
1 |
6 |
Многообразие стран. Население Земли |
1 |
7 |
Практикум |
1 |
|
Природопользование и геоэкология |
1 |
8 |
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. |
1 |
|
География России |
7 |
9 |
Особенности географического положения. Природа России. Природно-хозяйственное районирование. России. Население России. Россия в современном мире |
1 |
10 |
Хозяйство России: ТЭК. Транспорт. |
1 |
11 |
Хозяйство России: Металлургия. Машиностроение |
1 |
12 |
Хозяйство России: Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
1 |
13 |
Хозяйство России: АПК. Лёгкая и пищевая промышленность |
1 |
14 |
Практикум |
1 |
15 |
Семинар |
1 |
|
Обобщающее повторение по курсу |
2 |
16 |
Защита проектов. |
1 |
17 |
Тренировочный ОГЭ. |
1 |
Учебно-методический комплект элективного курса по географии в 9 классе.
Программы:
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2017 г.
Учебные пособия для учащихся:
1. Контрольно-измерительные материалы. География:9 класс/Составитель. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
2. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д: Легион, 2011- 383 с.
4. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.