«География сегодня»
Оценка 5

«География сегодня»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
география
9 кл
01.12.2022
«География сегодня»
Рабочая программа электива по географии 9 класс.docx

Муниципальное образование

Ленинградский район

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 имени Л.С.Грома

хутора Белого

муниципального образования

Ленинградский район

 

 

                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                                                           решением педагогического совета

                                                                                           от 29 августа 2022 года протокол №1

                                                                                          Председатель педагогического совета

                                                                                                _________________

                                                                                               О.А.Булатецкая

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по географии

«География сегодня»

 

 

 

 

 

Уровень образования (класс) - основное общее образование, 9 класс

Количество часов- 17

Учитель – Степанченко Ольга Петровна

Программа разработана на основе: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., учебника  «География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2017 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Чтобы повысить уровень знаний необходимо привить учащимся интерес к географии.  Это позволит сформировать у ребят:

1. Комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.

2. Целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

     Программа «География сегодня» рассчитана на 17 часов в 9 классе. Данный элективный курс призван помочь  учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Цель курса

       Развивать географическое мышление школьников и формировать у них целостное представление о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма,  любви к своей родине, бережного отношения к природе, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре быту и национальным особенностям.

Задачи

1.Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.

2.Сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе.

3. Научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей.

4. Развивать картографическую грамотность школьников и использовать ИКТ при черчении карт.

5.Сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны.

6. Показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере Краснодарского края).

.

Формы и методы проведения занятий

     С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данная программа составлена для организации занятий элективного курса, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Она включает вопросы, которые есть в КИМах, которые вызывают наибольшее затруднения при подготовке к экзаменам.

     Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами,  интернетом. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

 

Методы, формы обучения

    Применяются современные образовательные технологии:

1.Групповые и индивидуальные формы работы.

2. Игровая форма.

3.Тренировочное тестирование заданий первой и второй части КИМов.

4.Проектная деятельность.

5.Информационно-коммуникативные  и здоровьесберегающие технологии.

 

     В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение.       Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания

    Проводится  текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ» и защиты проектов..

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

 

Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

·         картографические элементы, факты;

·         номенклатуру;

·         основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

·         особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

·         определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

·         определять различия в поясном времени различных территорий;

·         анализировать статистический материал;

·         воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;

·         читать карты различного содержания;

·         показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

·         описывать географическое положение;

·         определять тип объекта согласно классификации;

·         сравнивать свойства географических объектов;

·         определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

 

Ожидаемые результаты

 

    Элективный курс «География сегодня» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Научит делать презентации и позволит благодаря проектной деятельности лучше разбираться в экономике и развитии страны.  Приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

 

Предполагаемые результаты

 

·         Повышение учебной мотивации обучающихся.

·         Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.

·         Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр.

     Итогом элективного курса является проведение двух тренировочных  экзаменов в 9 классе, защита презентаций и проектов.

 

Содержание программы

1.Источники географических знаний (1ч)

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

2. Природа Земли и человек (3ч)

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.

3. Материки, океаны, народы и страны (3ч)

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки. Многообразие стран.

4. Природопользование и геоэкология (1ч)

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5. География России (7ч)

Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире

6. Обобщающее повторение по курсу (2ч)

Защита проектов. Тренировочный ОГЭ.

 

  Тематическое планирование элективного курса

№ занятия

Тема занятия

количество часов

 

Источники географических знаний

1

1

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования. Решение типовых заданий, представленных в КИМах.

1

 

Природа Земли и человек.

3

2

Земля как планета. Форма и размеры  Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.

1

3

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

1

4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Доклады учащихся. Презентации

1

 

Материки, океаны, народы и страны

3

5

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Материки

1

6

Многообразие стран. Население Земли

1

7

Практикум

1

 

Природопользование и геоэкология

1

8

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

1

 

География России

7

9

Особенности географического положения. Природа России. Природно-хозяйственное районирование. России. Население России. Россия в современном мире

1

10

Хозяйство России: ТЭК. Транспорт.

1

11

Хозяйство России: Металлургия. Машиностроение

1

12

Хозяйство России: Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность

1

13

Хозяйство России: АПК. Лёгкая и пищевая промышленность

1

14

Практикум

1

15

Семинар

1

 

Обобщающее повторение по курсу

2

16

Защита проектов.

1

17

Тренировочный ОГЭ.

1

 

 

Учебно-методический комплект элективного курса по географии в 9 классе.

Программы:

Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2017 г.

Учебные пособия для учащихся:

1.     Контрольно-измерительные материалы. География:9 класс/Составитель. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.

2.     Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

3.     Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д: Легион, 2011- 383 с.

4.     Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke


 

Муниципальное образование Ленинградский район

Муниципальное образование Ленинградский район

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Она включает вопросы, которые есть в

Она включает вопросы, которые есть в

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь: · определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; · определять различия в поясном времени…

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь: · определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; · определять различия в поясном времени…

Земля как планета. Форма и размеры

Земля как планета. Форма и размеры

Гидросфера, ее состав и строение

Гидросфера, ее состав и строение

Чернова В.Г. География в таблицах и схемах

Чернова В.Г. География в таблицах и схемах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022