ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир
Класс: 8
Автор УМК: БАДОВ М.,дряев
Тема урока: Полезные ископаемые
Тип урока: Открытие новых знаний
Вид урока: проблемный урок
Планируемые результаты изучения темы |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Ученик узнает: 1. Что такое полезные ископаемые; 2. Для чего добывают полезные ископаемые; 3. Как и где добывают полезные ископаемые; 4. Профессию людей, добывающих полезные ископаемые; 5. Способы добычи полезных ископаемых; 6. Разнообразие (группы) и свойства полезных ископаемых. |
Ученик научится: Познавательные УУД: 1. Выделять в тексте нужную информацию в соответствии с поставленной задачей; 2. Развивать логическое мышление через логические операции: анализ, синтез обобщение, сравнение. РегулятивныеУУД: 1. Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять задание в соответствии с ней; 2. Планировать свою деятельность; 3. Развивать способность к саморефлексии. КоммуникативныеУУД: 1. Грамотно строить монологическое высказывание; 2. Работать в паре, группе; 3. Высказывать свою точку зрения и принимать чужую. |
Ученик получит возможность формирования: - формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых.
|
Цель урока для ученика: узнать, что такое полезные ископаемые.
Задачи урока для ученика:
на знание: называть группы, свойства то или иного полезного ископаемого, знать места добычи и применение их;
на понимание: объяснять значимость полезных ископаемых для человека;
на применение: описание свойств одного представителя полезного ископаемого;
на анализ: находить ответы на вопросы по тексту;
на оценку: объяснять значимость приобретенных знаний для жизни человека.
Задачи для учителя:
Образовательные: Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителей, с свойствами, их применением и способом добычи;
Развивающие: развивать: умение работать в паре, группе; логическое мышление; умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; способность к саморефлексией;
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Ресурсы |
||
Учебно-методическое сопровождение |
Дидактические материалы |
ИКТ, ЦОР |
ч. |
коллекция полезных ископаемых |
Презентация |
Межпредметные связи |
Литература |
|
Организация пространства |
фронтальная, групповая, |
Этапы урока
Название этапа и его образовательная задача |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
|
Личностные |
||||||
Мотивационный этап |
Методы: С: беседа
|
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. |
Приветствие |
Ф |
|
|
|
|
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
Методы: С: беседа, рассказ
|
- Давайте вспомним тему прошлого урока. - Расскажите, что составляет основу экономики? - Какие природные богатства использует экономика? - От чего зависит успех труда в экономике? |
Отвечают на вопросы: - природные богатства; - воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные; - зависит от образования и здоровья людей
|
Ф, И |
Устный |
|
Р:1 К:1 |
|
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. |
Методы: С: беседа
Приемы: проблемный вопрос |
Давайте порасуждаем: - Из чего изготавливают автомобили, самолёты, заводы и т.д.? - Вот построили автомобили, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них? - Из чего делается горючее? Что вы видите на слайде? - Значит, о чем мы сегодня будем разговаривать? - Назовите тему урока. Цель - Вы, были правы, мы сегодня изучим всё про полезные ископаемые. |
Предполагают варианты ответа: - из стали, меди и т.д; - бензин, горючее и т.д.; - из нефти.
|
Ф |
Устный |
|
К:3 |
|
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. |
Методы: С: диалог Н: иллюстрация П: составление плана |
И для того, чтобы ничего не упустить, мы будем придерживаться плана. Посмотрите на слайд. Вам необходимо соединить пункты плана.
|
составляют план:
|
Ф |
Устный |
1 |
Р: 2 |
|
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. Первичное закрепление нового знания |
Методы: С: диалог, инструктаж, объяснение, рассказ Н: иллюстрация П: работа в группах
|
- Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46. - Как вы поняли, что такое полезные ископаемые? ( на выбор спрашиваю). - -Назовите жидкое полезное ископаемое. - Назовите газообразное полезное ископаемое. - Подумайте от какого слово произошло слово «ископаемые»? - Почему они полезные? - Вопрос на засыпку: Как вы думаете, горючее – это тоже полезное ископаемое или нет? Запомните, горючее, это тоже полезное ископаемое. Потому что оно гори и даёт тепло. Всё это виды ископаемого топлива. - Сейчас посмотрите на рисунок на стр. 46. Всё это полезные ископаемые. Каждый имеет своё свойство. И их можно разделить на три группы: как вы думаете на какие? - Я вижу у вас возникли затруднения. Сейчас помогу. Я называю название группы, а вы называете примеры: 1 группа : горючие (каменный уголь, торф, нефть, природный газ); 2 группа: рудные (медная руда, железная руда); 3 группа: нерудные: известняк, глина, гранит). Сейчас поработаем по группам: 1 группа читает материал «Для чего добывают полезные ископаемые». 2 группа «Как добывают полезные ископаемые». Читаем внимательно, будут вопросы. ФИЗМИНУТКА Вопросы для 1 группы: 1.Из чего изготавливают кирпичи и бетон? 2.Из чего получают бензин? 3.Из чего сделаны ножницы, самолёты, рельсы? Вопросы для 2 группы: 1.Какое полезное ископаемое добывают в шахте? 2.Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых? 3.Какие полезные ископаемые добывают в карьере? 4.Какие полезные ископаемые добывают их скважин?
|
Работа по прочитанному тексту, отвечают на вопросы: - эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности; - нефть; - газ; - от слова «копать»; - применяются при строительстве. - затрудняются ответить
- предлагаемые варианты и рассматривают коллекцию полезных ископаемых
работают в группах
- из песка, глины, известняка; - из нефти; - из руд.
- каменный уголь; - геологии; - глину, песок, железную руду, известняк, гранит; - нефть, газ. |
Ф,Г,И |
Устный, взаимоконтроль |
1,2,3 |
П: 1,2 Р: 1 К: 1,2,3 |
1 |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. |
Методы: С: инструктаж П: выполнение задания |
Вы отлично поработали в группах. Некоторые активно отвечали на вопросы по тексту, но я хочу проверить, как каждый из вас понял тему. - Сейчас, выполним самостоятельную работу. Поменяйтесь тетрадями и по шаблону проверьте друг у друга. |
Выполняют самостоятельную работу
Проверяют соседа |
И |
Самоконтроль Взаимоконтроль |
1,2,3 |
Р:1,2 |
|
Включение в систему знаний и умений |
Методы: С: диалог |
Давайте подведем итоги. На все ли пункты планы мы ответили. 1.Что такое полезные ископаемые? 2.Какие способы добычи полезных ископаемых вы узнали? 3.На какие группы делятся полезные ископаемые? Приведите примеры. |
Отвечают на вопросы |
Ф |
Устный |
1,2,3 |
К: 3 |
|
Рефлексия, |
Методы: С: инструктаж П: рефлексия |
Урок подошёл к концу. Оценивание. Домашнее задание: |
Оценивают свою работу на уроке, записывают домашнее задание |
И |
Самоконтроль |
|
Р: 3 |
1 |
Выводы по уроку:
1. Организация групповой работы в данном классе на уроке окружающего мира приветствуется.
2. Самым интересным задание было рассматривание коллекции полезных ископаемых.
Подпись учителя ______________/___________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.