В данной статье сообщается о геополитическом положении современной России, о ее отношениях со странами. Раскрывается в работе основные проблемы и достижения страны. На фоне современных событий показана роль России в мире, каково ее значение для стран-союзников. Помимо этого приводятся конкретные факты.
геополитика.doc
В начале XX века громкую известность получила новая наука
геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В
современной интерпретации геополитика это наука о пространстве, о
человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и
его специфическими особенностями ландшафтом, рельефом, климатом.
Иными словами «география как судьба».
Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись
на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной
политической практике, международным отношениям и военной стратегии.
Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например,
математика. У нее есть свой предмет исследования взаимодействие и
взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и
метод системный анализ пространственного положения географических
факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с
несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин.
Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии
географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика
есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика
или логика.
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы
отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так
как Россия страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от
международных отношений.
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее
геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил
в мировой системе государств. Геополитическое положение России
специалисты рассматривают с учётом географических, политических,
военных, экономических и других факторов. Одной из важных составляющих
геополитического положения является способность контролировать ключевые
пространства и географические точки. Такая способность является
(жизнеспособности)
производной от степени самодостаточности
геополитического субъекта.
Современное геополитическое положение России нельзя рассматривать в
отрыве от исторической части вопроса политических игр разных мировых
акторов. Все геополитические события в наши дни в мире являются
следствием актов, осуществленных политическими силами ранее. Говоря о
современном положении России как геополитического игрока на мировой
арене , стоит отметить, что исторически последние два, а то и три десятка лет позиция нашей страны была слабой, что по своей сути свидетельствовало о
политической однополярности мира. Советский Союз проиграл Холодную
войну, распавшись, что в свою очередь привело к укреплению позиций
видного политического игрока – Соединенных Штатов Америки. Учитывая
то, что валюта США на протяжении последних 40 лет остается самой главной
валютой в мире позиции США были всегда сильнее, чем позиции СССР,
однако Союз составлял мощный противовес американской гегемонии. Хотя
формально «господство» доллара насчитывает уже более сотни лет, наиболее
значительным шагом к всеобъемлющему властвованию американской валюты
считаются события 1970х годов: тотальный переход к доллару как к валюте,
используемой для расчётов при куплепродаже нефти, а также отвязка в 1971
году доллара от золота, осуществленная президентом США Никсоном.
Советский Союз не выдержал конкуренции в этой жестокой политической
борьбе за власть и влияние. Россия после развала Союза была два десятилетия
занята восстановлением внутреннего порядка, и, по большей части, нашей
стране хватало забот и без навязчивой идеи о возобновлении конкуренции с
Западом. Последние два с половиной десятка лет Россия искала «свой путь» в
изменившейся мировой обстановке. Мы то ориентировались на Запад и
внедряли либеральные ценности, то ориентировались на Восток и трубили о
возврате к традициям и консервативному пути. Но в последние годы наша
внутриполитическая и внешнеполитическая стратегия примерно зашла в
рамки «консервативного» пути с желательным реформированием и эволюцией
системы. Этот путь, безусловно, связан как с политическими тенденциями,
объективно существующими в мире, так и с громкими именами. Наш
«особенный путь», по мнению многих, заключается в том, чтобы сделать мир
вновь многополярным. У самой Российской Федерации на это нет никаких
ресурсов и политических сил, поэтому выход видится нам в объединениях:
это и налаживание отношения между Россией и Китаем, и БРИГС, и
производящий в последнее время много шума Евразийский Союз. Такая внешнеполитическая работа России поможет не только укреплению наших
позиций за рубежом, но и сделает всю нашу систему более стабильной: будь
то политическая система или же экономическая. Стабильность будет
обеспечиваться тем, что фактически «организм» Российской Федерации
разрастется в размерах и его будет сложнее поколебать разными санкциями и
акциями Запада.
Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес
вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется
серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого
ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на
мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка,
сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым
значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что
явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР
произошли качественные изменения в структуре международных отношений,
изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы
СССР России. Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в
двух аспектах:
военном (военностратегическом);
геоэкономическом.
По сути то, что происходит сейчас на мировой политической арене
можно назвать мировой войной. Но эта война не похожа на две предыдущие,
она совершенно иного формата: эта война полностью завуалирована такими
благими понятиями как «борьба за права человека», «демократия»,
«современные ценности». Под этими лозунгами вводятся войска НАТО в
Ирак, под этими лозунгами убивают мирных жителей в Украине, под такими
громкими словами была развязана Западом война с суверенными режимами на
Востоке. Но скрываются за ними всё те же мотивы что и раньше: идеи о
мировом господстве, власть и деньги.
Изза гражданской войны в Украине (не поворачивается язык назвать это
«Антитеррористической операцией») одну из сторон в которой поддерживает
Россия, рядом западных стран были введены санкции против отдельных
российских компаний и граждан РФ, что ухудшило экономическую ситуацию
в стране – резкая инфляция, достигающая местами 100150%, сильно ударила
по карману, прежде всего обычных граждан. Падение цен на нефть загоняет всю Россию в кризисное положение, так как в бюджет РФ была заложена цена
на нефть в 110 долларов за баррель, а её нынешняя цена в два раза ниже.
Печально также и то, что реальное производство начало внутри России
развиваться только с введением санкций, то есть в экстренном порядке, хотя
о необходимости наращивать собственное реальное производство говорилось
последние два десятка лет всеми экономистами и ведущими специалистами
разных отраслей. Но наша страна занималась тем, что плодила менеджеров по
продажам, визажистов и юристов. Мы наращивали сферу услуг, пытаясь стать
постиндустриальным обществом, хотя индустриальную стадию мы не прошли
и наполовину и поэтому нынешний кризис, который является сугубо
российским достаточно серьезно подкосил экономику нашей страны:
сокращены бюджетные расходы, увеличился отток капитала, замедлился рост
ВВП. Иные нефтедобывающие страны, например Саудовская Аравия или
Объединенные Арабские Эмираты практически не пострадали от падения цен
на нефть. Все эти события заставляют нашу страну акцентироваться на
решении внутренних проблем, что в свою очередь ослабляет нашу
геополитическую позицию: у нас не может не хватать ресурсов и
возможностей для отстаивания собственной линии в отношениях с мировым
сообществом.
Однако стоит заметить позитивные тенденции в формировании и
укреплении нашего геополитического статуса: вопервых, достаточная
внутренняя сплоченность населения и его поддержка политического курса
нашей страны,
усиление развития межгосударственных
вовторых, политических блоков (БРИКС, Евразийский Союз и другие), что говорит о
нашей интенсивной адаптации к новым политическим и экономическим
условиям существования.
Тем не менее, нельзя не обратить внимание на то, что по всем прогнозам
этот сложный и тернистый политический путь обойдется России очень
недешево: отголоски нынешнего экономического кризиса будут отражаться на
жизни нашей страны ещё несколько лет, а речи о снятии санкций вообще не
идёт. К сожалению, Запад не сможет простить России её «уход на восток»,
политику импортозамещения, а также нашу борьбу за свою реальную свободу.
Но такова цена государственного суверенитета.
Постоянным и эффективным стало участие российских делегаций в
различных международных форумах, посвящённых борьбе с терроризмом,
конференциях по обсуждению перспектив социальноэкономического
развития мирового сообщества, встречах, нацеленных на заключение новых
торговых соглашений или подписание договоров в области научно
технического сотрудничества.
Основными направлениями жесткой российской политики на данный
момент остаются: Украина, Сирия, Иран, Китай. Все эти государства, так или
иначе, связаны с нашей обороной, с нашими внешнеполитическими и
экономическими интересами. На все эти государства в той или иной степени
пытаются воздействовать западные страны, с США во главе. Однако стержень
в нашей политике позволяет нам не бросать своих партнеров, а отстаивать
вместе с ними наши взаимные интересы в борьбе за собственную свободу и
против западной гегемонии.
Считается, что 2014 год – это самый сложный год за все 15 лет руководства
нашей страной Владимира Путина, так как усиление России и рост ее
политического влияния не вписались в картину мира западных политиков. В результате – постоянные конфликты на постсоветском пространстве и в ряде
стран на периферии, например, в Сирии.
Геополитическое значение Сирии для России во многом обусловлено
наличием единственного для нас выхода в Средиземное море. В сирийском
порте Тартус расположена единственная военная база России, за пределами
бывшего СССР. Этот объект находится в распоряжении нашей страны с 1971
года. Некоторые критики России обращают внимание на то, что
«дислоцированные там суда старые и в очень плохом состоянии», да и сам
порт сильно обветшал. Однако именно сейчас там ведутся активные
ремонтно–восстановительные работы для того, чтобы уже в следующем году
существенно расширить возможности пункта.
Есть у России в Сирии и экономический интерес. В 2010 году объем
российского экспорта в Сирию составил 1,1 млрд. долларов. Инвестиции в
страну превышают 20 млрд. долларов, преимущественно благодаря экспорту
российского вооружения.
Согласно, опубликованному на днях докладу SIPRI, Сирия является
одним из наиболее активных покупателей оружия на внешних рынках. В
период с 2007 по 2011 год Дамаск увеличил закупки вооружений на 580%.
При этом большая часть импорта вооружений в Сирию обеспечивается
Россией (72%). Сирия с удовольствием покупает у нас истребители Миг–29, учебно–
боевые самолеты Як–130, системы ПВО «Панцирь» и «Бук», береговые
комплексы «Бастион», противокорабельные ракеты П–800 «Яхонт». По
некоторым данным, часть этого оружия из Сирии переправляется в Иран.
Видимо Башар Асад и Махмуд Ахмадинежад не успели ознакомиться с
мнением г–на Белковского о том, что «российское вооружение устарело и
морально, и физически, оно никому не нужно».
На протяжении многих лет, Россия последовательно выстраивала
партнерские взаимоотношения с Сирией, вкладывая деньги и политический
ресурс в эту страну. Не понятно, почему сейчас наша страна должна
отказаться от проделанной работы в угоду интересам Запада. Тем более что
представители сирийской оппозиции призывают оказывать давление на нашу
страну и грозят разорвать все договоренности, как только придут к власти.
И всё это, не считая геополитического значения возможной нитки
трубопровода, могущей пройти через территорию Сирии...
Ключевым вопросом для восстановления отношений с европейскими
странами, конечно, остается урегулирование украинского кризиса. Европа
убедилась в недостижимости своих целей (отрыв Украины от России,
принуждение Путина вернуть Украине Крым и Донбасс), а Москва доказала, что не собирается направлять танки на Киев и способствовать расширению
украинской гражданской войны.
Решение украинского вопроса, скорее всего, лежит в плоскости
выработки Европой и Россией новых «правил игры», возвращения Украине
статуса «нейтрального поля» через федерализацию и возврат внеблокового
статуса. При этом ДНР и ЛНР, как минимум, должны сохранить статус
максимальной автономии внутри Украины, что, в частности, избавит Россию
от финансирования восстановительных работ в этих республиках, которые, к
сожалению, не могут быть включены в состав России по примеру Крыма.
Понятно, что для европейцев такое решение равносильно поражению, но
которая является их
Украина,
важнейшим политическим
проектом,балансирует на грани банкротства и политического коллапса, и
спасти ее может, хочет этого Европа или нет, только Россия. Так, МВФ
пообещал очередной транш Киеву только при условии, что Россия не станет
требовать в 2015 году у Украины 3,5 млрд долларов, выданных ей в конце
2013 года. Россия пока готова идти на уступки и уже согласилась поставлять
Украине уголь и электроэнергию, но в обмен на соответствующие уступки со
стороны ЕС. В частности, требуется снизить накал антироссийской риторики
и воздействовать на киевских «братьев меньших»,
шантажировать Москву Крымом.
пытающихся Нормализация отношений, выработка новых «правил игры» в Восточной
Европе, установление переговорного формата между ЕврАзЭс и ЕС о
создании «Большой Европы», а также новый договор о коллективной
безопасности в Европе необходимы сторонам, чтобы избежать новых
конфликтов вокруг других спорных постсоветских территорий – Молдавии (с
Приднестровьем), Грузии, Армении и даже Белоруссии.
Пока непонятно, хватит ли у европейцев политической воли, особенно у
такого влиятельного европейского политика, как Ангела Меркель, которая
рассматривает продолжение кризиса в российскоевропейских отношениях
как шанс для Германии добиться политического лидерства в Европе. При
этом французский президент Франсуа Олланд видит в решении этого кризиса
определенный шанс вернуть Франции утерянное политическое влияние и
вынудить госпожу Меркель поумерить свои аппетиты.
Эксперты полагают, что многое станет ясным в марте, когда ЕС будет
голосовать по вопросу продления антироссийских санкций. Для сохранения
санкционного режима нужно согласие всех странучастниц ЕС, а среди них
уже сейчас есть несогласные государства. Если Германия и Франция начнут
оказывать на них давление и заставлять голосовать за продление санкций,
значит, ЕС не готов отказаться от конфронтации.
При таком раскладе Украину ждет полный крах, а Россию и Европу –
«холодная война», в результате которой уровень жизни россиян будет
снижаться. А Европу ожидает нестабильность на восточных границах,
энергетический кризис, серьезные экономические проблемы и возврат к
тотальной зависимости от США. При этом Китай в лице России получит
надежного политического и делового партнера, что будет явно невыгодно
Западу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормализация
российскоевропейских отношений будет выгодна всем сторона
Нам же остается надеяться, что наша страна будет сохранять свою
независимость, и не на бумаге, как у нас это периодически было, а в
реальности. И для полноценного суверенитета и счастливой жизни у нас есть
ВСЁ: работоспособное население, духовность, ресурсы и богатая история,
являющиеся задатками будущих побед и достижений!
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Геополитическое положение современной России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.