История создания
«Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николай Михайловича Сатина (товарища Лермонтова по Московскому университетскому пансиону), будущие герои романа (княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер) были списаны с оригиналов как раз в этом году:
"... он писал тогда свою «Княжну Мери» и зорко наблюдал за встречающимися ему личностями. Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого, умного и оригинального доктора Майера"
"Отрывки из воспоминаний" Н.М. Сатин
Хронология публикации глав
1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2).
2. "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7).
3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8).
4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г.
5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г.
6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.
Кратко
Год написания: 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)
Год опубликования: 1839-1840 гг. в «Отечественных записках» с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе".
Об издании и названии романа
Первоначальное название романа, данное Лермонтовым - "Один из героев нашего века". Название «Герой нашего времени» предложил редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский в 1841 году.
Первое издание романа увидело свет в 1840 г. Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 2 книгах тиражом 1000 экземпляров.
«Героя» продавали по цене 5 руб. 60 коп. за обе части. Ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Публикация второго издания состоялась в 1841 году.
Интересен отрицательный отзыв Императора Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к Императрице от 12 июня 1840 года:
«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству… Итак, я повторяю, что по моему убеждению, это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора».
Жанр
Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе.
В. Г. Белинский:
„Герой нашего времени“ — это грустная дума о нашем времени...
М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов « Дума»
Сюжет и композиция
Роман состоит из 5 самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.
В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора: последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Сюжет и композиция
Хронологический порядок событий | Расположение повестей в романе | |
Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. | Предисловие к роману. | Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Читатель напряжен: он хочет найти ответы на вопросы. |
После военных действий на Кавказе, где он знакомится с Грушницким, Печорин едет в Пятигорск. | «Максим Максимыч» | Печорин показан не с лучшей стороны: он показывает равнодушие и холодность к человеку, который им восхищается. Читатель готов осудить героя. Единственный раз видим Печорина как читатели. |
После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. | «Предисловие» к «Журналу Печорина» | Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. |
Затем происходит история с Вуличем. | «Княжна Мери» | |
Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. | «Фаталист» | |
«Предисловие» к «Журналу Печорина» |
Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Сюжет и композиция
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая, еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Некто (Лермонтов, или, точнее, его лирический герой) видит во сне, будто он умирает в долине у восточных отрогов Кавказских гор. Это Сон 1, который снится Первому Лицу
Смертельно раненному человеку (Второму Лицу) снится в свою очередь молодая женщина, сидящая на пиру в петербургском, не то московском особняке. Это Сон 2 внутри Сна 1.
Молодой женщине, сидящей на пиру, снится Второе Лицо (этот человек умирает в конце стихотворения), лежащее в долине далекого Дагестана. Это Сон 3 внутри Сна 2 внутри Сна 1, который, сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе.
Витки пяти этих четверостиший сродни переплетению пяти рассказов, составивших роман Лермонтова "Герой нашего времени".
В первых двух - "Бэла" и "Максим Максимыч" - автор, или, говоря точнее, герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в 1837 году или около того. Это Рассказчик 1.
Выехав из Тифлиса в северном направлении, он знакомится в пути со старым воякой по имени Максим Максимыч. Какое-то время они путешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает Рассказчику 1 о некоем Григории Александровиче Печорине, который, тому пять лет, неся военную службу в Чечне, севернее Дагестана, однажды умыкнул черкешенку. Максим Максимыч - это Рассказчик 2, и история его называется "Бэла".
При следующем своем дорожном свидании ("Максим Максимыч") Рассказчик 1 и Рассказчик 2 встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 - ведь еще три истории будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 опубликует посмертно.
Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых. В первом рассказе Печорин находится от читателя на "троюродном" расстоянии, поскольку мы узнаем о нем со слов Максима Максимыча да еще в передаче Рассказчика 1. Во второй истории Рассказчик 2 как бы самоустраняется, и Рассказчик 1 получает возможность увидеть Печорина собственными глазами. С каким трогательным нетерпением спешил Максим Максимыч предъявить своего героя в натуре. И вот перед нами три последних рассказа; теперь, когда Рассказчик 1 и Рассказчик 2 отошли в сторону, мы оказываемся с Печориным лицом к лицу.
Роль рассказчиков
Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа: раскрытию образа Печорина.
Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен.
«Бэла»
Рассказчик - Максим Максимыч, с которым нас знакомит герой-рассказчик
Роль рассказчиков
Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.
«Максим Максимыч»
Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»
Роль рассказчиков
Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.
Максим Максимыч | Путешествующий офицер | Печорин |
Какой рассказчик (краткая характеристика) | ||
Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен | Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке, как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить | Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит |
Каким представлен герой | ||
Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить | Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. | Трагическая исповедь героя. |
Такое распределение ролей между рассказчиками не случайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь. |
Григорий Печорин
Герой времени
В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.
Григорий Печорин
Портрет
Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».
Григорий Печорин
Характеристика
Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.
В.Г. Белинский:
Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в этих стихах Лермонтова:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Сила | Слабость | Демонические черты |
Широкие плечи | Стройный тонкий стан | И 23 и 30 лет |
Крепкое сложение | Пыльный бархатный сюртучок | Белокурые волосы и чёрные усы и брови |
Ослепительно чистое бельё | Маленькая аристократическая рука | Глаза не смеялись, когда он смеялся |
Прямой стан | Худоба бледных пальцев | Фосфорический блеск глаз |
Морщины | Нервическая слабость | |
Детская улыбка | ||
Женская нежность кожи |
Григорий Печорин
Художественная условность
Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья.
Проблема смысла жизни и назначения человека
Нравственные проблемы в романе
Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
«Наполеоновская проблема»
Нравственные проблемы в романе
Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».
Проблема уважения к людям
Печорин и Максим Максимыч
Печорин | Максим Максимыч |
Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам. | |
Скрытен и загадочен | Весь на виду |
Эгоист | Всегда помнит о других, часто забывая о себе. |
Весь в противоречиях | Всегда верен себе – это очень цельный характер. |
Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе. | Лишён понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен. |
У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально. | Выше Печорина нравственно (а это важнее любого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного. |
Печорин и Грушницкий
Грушницкий | Печорин |
Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование. | |
Находится в полной гармонии с собой и обществом. | Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой. |
Стремится к показной деятельности. | Не находит себе достойной деятельности. |
Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя. | Печорин и есть романтический герой. |
Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа. | В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистическая, но сложная, глубокая и противоречивая. |
Дуэль | |
До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души. |
Печорин и Грушницкий
Печорин | Вернер |
У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры. | |
Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. | |
Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга. | |
Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим обманывать» | Вернер – единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал – друзья расстаются). |
Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину. | Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию. |
Вывод | |
Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний. |
Женские образы в романе. Бэла.
Портрет
Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство.
Любовь
Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.
Женские образы в романе. Бэла.
Разочарование
Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Параллель «Человек - животное»
Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.
Женские образы в романе. Мери.
Портрет
Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.