"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
Оценка 4.8

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
06.04.2024
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
Урок по роману М.Ю. Лермонтова (история создания, тематика, проблематика, система персонажей)
ГНВ.ppt

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Герой нашего времени»

История создания «Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман

История создания «Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман

История создания

«Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николай Михайловича Сатина (товарища Лермонтова по Московскому университетскому пансиону), будущие герои романа (княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер) были списаны с оригиналов как раз в этом году:
"... он писал тогда свою «Княжну Мери» и зорко наблюдал за встречающимися ему личностями. Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого, умного и оригинального доктора Майера"
"Отрывки из воспоминаний" Н.М. Сатин

Хронология публикации глав 1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т

Хронология публикации глав 1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т

Хронология публикации глав

1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2).
2. "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7).
3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8).
4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г.
5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г.
6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.

Кратко
Год написания: 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)
Год опубликования: 1839-1840 гг. в «Отечественных записках» с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе".

Об издании и названии романа Первоначальное название романа, данное

Об издании и названии романа Первоначальное название романа, данное

Об издании и названии романа

Первоначальное название романа, данное Лермонтовым - "Один из героев нашего века". Название «Герой нашего времени» предложил редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский в 1841 году.

Первое издание романа увидело свет в 1840 г. Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 2 книгах тиражом 1000 экземпляров.
«Героя» продавали по цене 5 руб. 60 коп. за обе части. Ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Публикация второго издания состоялась в 1841 году.

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

Интересен отрицательный отзыв

Интересен отрицательный отзыв

Интересен отрицательный отзыв Императора Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к Императрице от 12 июня 1840 года:

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству… Итак, я повторяю, что по моему убеждению, это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора».

Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера

Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера

Жанр

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В. Г. Белинский:
„Герой нашего времени“ — это грустная дума о нашем времени...

М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов « Дума»

Сюжет и композиция Роман состоит из 5 самостоятельных повестей , расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий

Сюжет и композиция Роман состоит из 5 самостоятельных повестей , расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий

Сюжет и композиция

Роман состоит из 5 самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.

В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора: последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

Сюжет и композиция Хронологический порядок событий

Сюжет и композиция Хронологический порядок событий

Сюжет и композиция

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.
«Тамань»

Предисловие к роману.
«Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Читатель напряжен: он хочет найти ответы на вопросы.

После военных действий на Кавказе, где он знакомится с Грушницким, Печорин едет в Пятигорск.
«Княжна Мери»

«Максим Максимыч»

Печорин показан не с лучшей стороны: он показывает равнодушие и холодность к человеку, который им восхищается. Читатель готов осудить героя. Единственный раз видим Печорина как читатели.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.
«Бэла»

«Предисловие» к «Журналу Печорина»
«Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем.
«Фаталист»

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.
«Максим Максимыч»

«Фаталист»

«Предисловие» к «Журналу Печорина»

Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой

Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой

Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:

1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

Сюжет и композиция

Владимир Набоков (1899-1977) Статья

Владимир Набоков (1899-1977) Статья

Владимир Набоков
(1899-1977)

Статья

ПРЕДИСЛОВИЕ К "ГЕРОЮ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

В полдневный жар в долине Дагестана

В полдневный жар в долине Дагестана

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая, еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Некто (Лермонтов, или, точнее, его лирический герой) видит во сне, будто он умирает в долине у восточных отрогов Кавказских гор. Это Сон 1, который снится Первому Лицу

Смертельно раненному человеку (Второму Лицу) снится в свою очередь молодая женщина, сидящая на пиру в петербургском, не то московском особняке. Это Сон 2 внутри Сна 1.

Молодой женщине, сидящей на пиру, снится Второе Лицо (этот человек умирает в конце стихотворения), лежащее в долине далекого Дагестана. Это Сон 3 внутри Сна 2 внутри Сна 1, который, сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе.

Витки пяти этих четверостиший сродни переплетению пяти рассказов , составивших роман

Витки пяти этих четверостиший сродни переплетению пяти рассказов , составивших роман

Витки пяти этих четверостиший сродни переплетению пяти рассказов, составивших роман Лермонтова "Герой нашего времени".
В первых двух - "Бэла" и "Максим Максимыч" - автор, или, говоря точнее, герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в 1837 году или около того. Это Рассказчик 1.
Выехав из Тифлиса в северном направлении, он знакомится в пути со старым воякой по имени Максим Максимыч. Какое-то время они путешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает Рассказчику 1 о некоем Григории Александровиче Печорине, который, тому пять лет, неся военную службу в Чечне, севернее Дагестана, однажды умыкнул черкешенку. Максим Максимыч - это Рассказчик 2, и история его называется "Бэла".
При следующем своем дорожном свидании ("Максим Максимыч") Рассказчик 1 и Рассказчик 2 встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 - ведь еще три истории будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 опубликует посмертно.

Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам

Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам

Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых. В первом рассказе Печорин находится от читателя на "троюродном" расстоянии, поскольку мы узнаем о нем со слов Максима Максимыча да еще в передаче Рассказчика 1. Во второй истории Рассказчик 2 как бы самоустраняется, и Рассказчик 1 получает возможность увидеть Печорина собственными глазами. С каким трогательным нетерпением спешил Максим Максимыч предъявить своего героя в натуре. И вот перед нами три последних рассказа; теперь, когда Рассказчик 1 и Рассказчик 2 отошли в сторону, мы оказываемся с Печориным лицом к лицу.

Роль рассказчиков Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа: раскрытию образа

Роль рассказчиков Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа: раскрытию образа

Роль рассказчиков

Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа: раскрытию образа Печорина.

Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен.

«Бэла»
Рассказчик - Максим Максимыч, с которым нас знакомит герой-рассказчик

Роль рассказчиков Человек той же социальной среды и культуры, что и

Роль рассказчиков Человек той же социальной среды и культуры, что и

Роль рассказчиков

Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.

«Максим Максимыч»
Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Роль рассказчиков Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного

Роль рассказчиков Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного

Роль рассказчиков

Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.

Максим Максимыч Путешествующий офицер (автор романа)

Максим Максимыч Путешествующий офицер (автор романа)

Максим Максимыч

Путешествующий офицер
(автор романа)

Печорин

Какой рассказчик (краткая характеристика)

Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен

Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке, как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит

Каким представлен герой

Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить
«Ведь люди, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.
«…Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…»

Трагическая исповедь героя.
«История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Такое распределение ролей между рассказчиками не случайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.

Григорий Печорин Герой времени

Григорий Печорин Герой времени

Григорий Печорин

Герой времени

В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

Григорий Печорин Портрет Походка

Григорий Печорин Портрет Походка

Григорий Печорин

Портрет

Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

Григорий Печорин Характеристика

Григорий Печорин Характеристика

Григорий Печорин

Характеристика

Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.

В.Г. Белинский:
Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в этих стихах Лермонтова:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Сила Слабость Демонические черты

Сила Слабость Демонические черты

Сила

Слабость

Демонические черты

Широкие плечи

Стройный тонкий стан

И 23 и 30 лет

Крепкое сложение

Пыльный бархатный сюртучок
Запачканные перчатки

Белокурые волосы и чёрные усы и брови

Ослепительно чистое бельё

Маленькая аристократическая рука

Глаза не смеялись, когда он смеялся

Прямой стан

Худоба бледных пальцев

Фосфорический блеск глаз

Морщины

Нервическая слабость

Детская улыбка

Женская нежность кожи

Григорий Печорин

Художественная условность

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его,

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его,

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья.

Проблема смысла жизни и назначения человека

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

Проблема счастья

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

«Наполеоновская проблема»

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

Проблема уважения к людям

Печорин и Максим Максимыч Печорин

Печорин и Максим Максимыч Печорин

Печорин и Максим Максимыч

Печорин

Максим Максимыч

Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам.

Скрытен и загадочен

Весь на виду

Эгоист

Всегда помнит о других, часто забывая о себе.

Весь в противоречиях

Всегда верен себе – это очень цельный характер.

Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе.

Лишён понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен.

У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально.

Выше Печорина нравственно (а это важнее любого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного.

Печорин и Грушницкий Грушницкий

Печорин и Грушницкий Грушницкий

Печорин и Грушницкий

Грушницкий

Печорин

Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование.

Находится в полной гармонии с собой и обществом.

Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой.

Стремится к показной деятельности.

Не находит себе достойной деятельности.

Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя.

Печорин и есть романтический герой.

Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа.

В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистическая, но сложная, глубокая и противоречивая.

Дуэль

До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души.

Печорин и Грушницкий Печорин Вернер

Печорин и Грушницкий Печорин Вернер

Печорин и Грушницкий

Печорин

Вернер

У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры.

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.

Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим обманывать»

Вернер – единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал – друзья расстаются).

Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину.

Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию.

Вывод

Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний.

Женские образы в романе. Бэла.

Женские образы в романе. Бэла.

Женские образы в романе. Бэла.

Портрет

Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство.

Любовь

Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.

Женские образы в романе. Бэла.

Женские образы в романе. Бэла.

Женские образы в романе. Бэла.

Разочарование

Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Параллель «Человек - животное»

Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.

Женские образы в романе. Мери.

Женские образы в романе. Мери.

Женские образы в романе. Мери.

Портрет

Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024