«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»
Оценка 5

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

Оценка 5
docx
другое
Детсад
04.03.2022
«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»
статья о значении формирования КГН у детей дошкольного возраста
ФКГН.docx

«Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

Картинки по запросу Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством игр

 

 В условиях модернизации образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей, начиная с раннего возраста, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития,  именно в этом возрасте, закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для здоровья детей, но и для их успешной социализации. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом, поскольку на его основе строится развитие других функций и качеств.

Таким образом, целью моей работы стало создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством использования игр и художественного слова.

Поставленные задачи помогают успешному достижению цели:

Образовательные:

·        Изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

·        Познакомиться с методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

·        Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

·        Способствовать сохранению и укреплению детей дошкольного возраста;

Развивающие:

·        Развивать речь.

·        Развивать психические процессы: память, мышление, воображение.

·        Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

·        Воспитывать культуру поведения;

·        Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры без напоминания.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. К их числу можно отнести использование  игровых приемов и художественного слова.

Значение художественного слова было замечено издревле. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Интересное содержание, яркие художественные образы, а также богатство фантазии педагога привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

Особенное значение в формировании КГН  имеет использование художественного слова в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Традиционная потешка о водичке помогает малышам привить любовь к водным процедурам, а если привлечь сказочный персонаж, то эффект возрастает в разы!

Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста. Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать - заканчивают его сами. Например, если кто-то не спит:

       «Даже если вы не спите, то лежите, не шумите

       Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать».

Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д.

Конечно, с возрастом, меняются и серьезность произведений, их объем и содержание. Так, если в младшем возрасте основное место уделяется пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, то в старшем возрасте они уступают место чтению, этическим беседам, творческому рассказыванию, инсценировкам.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Самый действенный способ – использование игровых приемов. Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.

Для достижения желаемого результата опытный педагог использует следующие игровые приемы:

- дидактические игры с картинками, предполагающие отработку определенного алгоритма, например, разложить картинки в определенной последовательности («Одежда по сезону»);

- дидактические игры со сказочным персонажем: «Наша Маша проснулась», «Оденем Мишу на прогулку», «Помоги Незнайке раздеться».

- дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании.

- на вечерние часы могут быть запланированы инсценировки небольших сюжетов с помощью игрушек, содержание которых педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

- игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.

В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка. Любая игра преследует цель воздействовать на такие психические процессы, как память, логическое мышление, а также творческое воображение и непосредственное развитие культурно-гигиенических навыков. Данные игры способствуют выработке усидчивости, предоставляет место для проявления самостоятельной деятельности.

В процессе игры все внимание ребенка обращено на реализацию заранее выявленного сценария. Данный процесс превращает игру в своеобразный обучающий механизм, когда дети определенным образом усваивают все необходимые знания, умения и возможности. 

Работа с родителями.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй является важным направлением в формировании личности ребенка. Поэтому важным направлением нашей работы стало достижение единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи по вопросам формирования у детей культурно – гигиенических навыков.

В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия:

·                   анкетирование родителей  («Мой ребенок: какой он?, «Что умеет мой малыш?»);

·                   консультации («Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?» и др);

·                   консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ («Если малыш не любит умываться», «Как приучить ребенка одеваться самостоятельно?», «Если ребенок грызет ногти» и др);

·                   оформление информационного стенда («Вредные привычки: серьезные последствия», «3 способа, как научить ребенка завязывать шнурки» и др);

·                   родительские собрания, игровые тренинги, практикумы по изучаемой теме («Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых», «Чистота – залог здоровья» и др) ;

·                   домашние задания (оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»);

·                   обмен опытом между родителями («Как я укладываю своего ребёнка спать» и др).

·                   участие в конкурсах («Кукла - сплюшка своими руками»);

·                   привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ («В гостях у Мойдодыра», «Чистюля и Грязнуля в гостях у ребят» и др).

Таким образом, используя разнообразие форм и методов работы с семьями воспитанников, нам удалось убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования культурно-гигиенических навыков.

В заключение хочется сказать, что предлагаемый опыт работы позволяет утверждать, что игра и художественное слово, используемые воспитателем в течение дня, помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие и закрепление.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.


 

Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

Гигиеническое воспитание и обучение детей дошкольного возраста посредством игр и художественного слова»

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач воспитания

Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; ·

Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; ·

Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста

Не пропадает интерес к художественному слову и у детей старшего дошкольного возраста

В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка

В рамках функционирования образовательного процесса в период реализации выбранной игры очень важно использовать только те игры, которые будут максимально понятны и приятны для ребенка

ДОУ («Если малыш не любит умываться», «Как приучить ребенка одеваться самостоятельно?», «Если ребенок грызет ногти» и др); · оформление информационного стенда («Вредные привычки: серьезные последствия»,…

ДОУ («Если малыш не любит умываться», «Как приучить ребенка одеваться самостоятельно?», «Если ребенок грызет ногти» и др); · оформление информационного стенда («Вредные привычки: серьезные последствия»,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022