Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Статья
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1 Понятие о профессиональной компетентности учителя
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика – это свод обобщённых требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание
- методологических основ и категорий педагогики;
- закономерностей социализации и развития личности;
- сущности целей и технологий воспитания и обучения;
- законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая подготовленность – это основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания являются необходимым, но не достаточным условием профессиональной компетентности. Теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Педагогическое умение – это совокупность последовательно развёртывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчёркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путём автоматизации отдельных действий. Данное понимание сущности педагогического умения позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умения) как относительно самостоятельных частных умений. Это в свою очередь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного разложения их в практических целях. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на части: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, потребности учащихся и в то же время учитывающую воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать формы, методы, средства воспитания с учётом возраста воспитанников и конкретных условий; составить план (план-конспект) и т.д. Точно также можно разложить любое другое умение.
Выделяют 4 вида профессиональной компетентности – специальную, социальную, личностную, индивидуальную.
Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приёмами профессионального общения.
Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами профессиональной деформации. Сюда же относят способ специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приёмами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из составляющих профкомпетентности называют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Вызывает интерес иерархическая модель профессиональной компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для вырастания» следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой 6 видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчёркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.
Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico – связываюсь, общаюсь) компонент включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от лат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем сапопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегрированный, целостный характер, являются результатом профессиональной подготовки в целом.
2 Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, тесно связанное с умение подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа – одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность умения педагогически мыслить и действовать, которое интегрирует всю совокупность педагогических умений.
Вне зависимости от уровня обобщённости педагогической задачи законченный цикл её решения сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1 Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи:
- изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся;
- выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2 Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему:
- комплексное планирование образовательно-воспитательных задач;
- обоснованный отбор содержания образовательного процесса;
- оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3 Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:
- создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.);
- активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания;
- организация и развитие совместной деятельности;
- обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4 Умения учёта и оценки результатов педагогической деятельности:
- самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя;
- определение нового комплекса доминирующих и подчинённых педагогических задач.
Таким образом, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Литература
1 Батракова С.Н. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры. – М., Российское психологическое общество, 2004
2 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. – М., ПЭР СЭ, 2001
3 Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала – Новокузнецк: Издательство Института повышения квалификации, 2001
4 https://www.tarbie.kz/23739
5 https://www.kazedu.kz/referat/189860/4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.