Глагол как часть речи
Оценка 4.7

Глагол как часть речи

Оценка 4.7
pptx
25.01.2021
Глагол как часть речи
глагол ка часть речи.pptx

Глагол как часть речи Митрошина

Глагол как часть речи Митрошина

Глагол как часть речи


Митрошина М.Ю.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «Лицей №2»
Михайловск, 2011

pptcloud.ru

Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к

Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к

Цель :

повторить и систематизировать
материал по теме
в рамках подготовки к ЕГЭ

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола

Задачи :

1. Повторить морфологические признаки глагола.
2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.
3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2

Морфологические признаки
1.Что делать? что сделать?
2.Действие предмета.
3.Грамматические категории:
А) вид, переходность-непереходность,
возвратность;
Б) наклонение, время, лицо, число
4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие;

Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие;

Вид глагола :
Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Переходные глаголы действие, направленное на объект:

Переходные глаголы действие, направленное на объект:

Переходные глаголы
действие, направленное на объект:
А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.
Непереходные глаголы
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь

Возвратные глаголы
имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.
Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс).
Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт)

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт)

Наклонение глагола :
Изъявительное (реальный факт).
Повелительное (побуждение к действию).
Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное:

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное:

В значении повелительного употребляются:
а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.
б) условное наклонение:
Ты бы отдохнул немного.
в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.
В значении условного употребляется:
а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Категория времени: Настоящее, прошедшее,

Категория времени: Настоящее, прошедшее,

Категория времени:
Настоящее, прошедшее,
Будущее простое -напишу, принесу,
Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Определите синтаксическую роль инфинитива 1

Определите синтаксическую роль инфинитива 1

Определите синтаксическую роль инфинитива
1.Ум нужно тренировать.
2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
4.Я спешил скорее видеть вас.
5.Жить-родине служить.
6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Спряжение глагола 2 спряжение:

Спряжение глагола 2 спряжение:

Спряжение глагола
2 спряжение:
А) все на –ИТЬ,
(кроме брить, стелить, зиждиться);
Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
В) 4 на -АТЬ:
гнать, дышать, слышать, держать.

Личные окончания глагола : А) 1спр

Личные окончания глагола : А) 1спр

Личные окончания глагола :
А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
(суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем).
2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
(суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.)
Б) вылетите –летите,
выгоните –гоните(2спр.)
В) сохраняй вид при образовании инфинитива;
В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы: Ед

Разноспрягаемые глаголы: Ед

Разноспрягаемые глаголы:

Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет,
Мн.ч. Хотим, хотите, хотят

Ед.ч. бегу, бежишь, бежит
Мн.ч. бежим, бежите, бегут
Брезжишь – но: брезжут

Сложные случаи согласования: 1

Сложные случаи согласования: 1

Сложные случаи согласования:
1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.
2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.
3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.
4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа.
5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Ключи: 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2

Ключи: 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2

Ключи:
1. 1-Б, 2-Б, 3-А ;
2. 1-А, 2-Б, 3-Б;
3.1-А, 2-Б, 3-А;
4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Правописание суффиксов глагола :

Правописание суффиксов глагола :

Правописание суффиксов глагола :
А) - ова-, - ева = - ую (-юю):
беседовал -беседую,
Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю):
развеивал-развеиваю.
В) одолеть -одолевать, одолеваю.
Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1

Правописание суффиксов
после приставок обез - ( обес-):
1.В переходных - И :
обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага
2. В непереходных – Е :
обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому

Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр

Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр

Домашнее задание:

1. Чтение теории :
стр. 158-161,165-166.
2. Упражнения: 252,253.

Литература : 1.Учебник.Русский язык

Литература : 1.Учебник.Русский язык

Литература :

1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
«Русское слово»,2009 год.
2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.

pptcloud.ru

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021