Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и входит в систему уроков для учащихся 10-х классов общеобразовательного направления по теме «Глагол».
Урок включает в себя мобилизующий этап, самоопределение обучающихся на основе антиципации, осознание учениками недостаточности имеющихся знаний, закрепление нового материала, рефлексию.Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx), размер - 400 КБ (409 975 байт)
Глаголы 10.pptx
Глагол как часть речи.
Урок русского языка в 10м классе.
Презентация к уроку учителя русского
языка и литературы МАОУ «СШ №36»
ПетропавловскКамчатского ГО
Ковтун Ирины Николаевны
Глагол как часть речи.
Цель урока:
1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;
2) формирование умения находить глагол и определять
его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3) обосновывать правильность выбора орфограмм при
написании глагола; использовать глагол в речи;
4) формировать интерес к предмету через использование
различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Глагол как часть речи.
Двадцатое марта.
Классная работа.
Глаголы.
Глагол как часть речи.
Это в памяти
остается,
Одинаковые
законы
Повторяется, как
И у сердца, и у
Говорится, словно
полка.
поется
молва:
Сердце бьется,
Армия бьется –
Одинаковые
слова.
Одинаковые
глаголы –
Не случайные
наверняка.
С интонацией
вихревой:
Бьется армия,
Сердце бьется,
Бьется знамя над
Определите тему урока
головой.
Глагол как часть речи.
Синтаксический разбор предложения.
Сашка только что выш…ший из под…езда
выгл…д…л очень довольным видимо он (не)
знал всех …собенностей этого человека.⁴
Глагол как часть речи.
Синтаксический разбор предложения.
Сашка, только что вышедший из подъезда,
выглядел очень довольным; видимо, он не
знал всех особенностей этого человека.⁴
I. Грамматическое значение.
II.Морфологические признаки.
III.Синтаксическая роль.
Глагол как часть речи.
I. Грамматическое
значение.
Самостоятельная часть речи.
Действие предмета.
Что делать? Что сделать?
Глагол как часть речи.
II. Морфологические признаки.
Неопределенная форма глагола
(инфинитив).
Что делать? Что сделать?
подморозит –
поём –
зайдёт –
искупаюсь –
берегу –
Глагол как часть речи.
II. Морфологические признаки.
бросать
прыгать
махать
повторять
решать
получать
стучать
бросить
прыгнуть
махнуть
повторить
решить
получить
стукнуть
сов. –
несов. вид
Какой опознавательный признак
объединяет все глаголы группы?
Глагол как часть речи.
II. Морфологические признаки.
препятствовать движению – тормозить движение
В.п. без предлога
Р.п. (часть ч.л.)
НЕ при глаголе
– прямое дополнение
переходные глаголы!
непереходность –
переходность
Какой опознавательный признак
разделяет глаголы в
словосочетаниях?
Глагол как часть речи.
II. Морфологические признаки.
изменять
выделиться
шагать
умываться
сверкать
выключаться
отменять
улыбаться
возвратность –
невозвратность
Какой опознавательный признак
разделяет все глаголы группы?
Глагол как часть речи.
Переходный или непереходный?
строить дом
переходить улицу
переплыть реку
не ждать дождя
выпить молока
ходить по тропинке
стоять на остановке
чувствовать боль
встретиться с
друзьями
Возвратн
ые
глаголы -
неперехо
дные
Глагол как часть речи.
Спряжение -
Глаголы с окончаниями
под ударением.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.
Проспрягайте глаголы: идти, говорить.
I спряжение
-у ( -ю)
-ешь ( -ёшь)
-ет ( -ёт)
- ем ( -ём)
-ете ( - ёте)
- ут ( -ют)
II спряжение
- у ( -ю)
- ишь
- ит
- им
- ите
- ат ( -ят)
Глагол как часть речи.
Безударное
положение
• К I-ому спр. –
все остальные
(на – АТЬ,
ОТЬ,
УТЬ,
ЮТЬ,
ЫТЬ и
т.д.)
Ко II-ому же
спряженью отнесём
мы, без сомненья,
все глаголы, что на –
ИТЬ, исключая
брить, стелить;
и ещё
смотреть, обидеть,
слышать, видеть,
ненавидеть,
гнать, дышать,
держать, терпеть,
и зависеть, и
Глагол как часть речи.
Определите спряжение
глаголов
дать
бежать
II спр.
I спр.
II спр.
I спр.
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
I спр. (искл.)
крепить
прикрепл
ять
верить
уверять
гнать
выгнать
слышать
стелить
Глагол как часть речи.
Разноспрягаемые глаголы
ед. ч. мн. ч.
хотим
хотите
хотят
1 л. хочу
2 л. хочешь
3 л. хочет
ХОТЕТЬ
БЕЖАТЬ
Определить
вид и
спряжение
1 л. бегу
2 л.
бежишь
3 л. бежит
бежим
бежите
бегут
Глагол как часть речи.
Наклонения глагола.
повелител
ьное
ное
изъявител
условное
сослагатель
ьное
писал бы пиши
пишу
прочитаю читала бы читай
буду
учить
играл
пролетела летела бы лети
играл бы играй
учил бы
учи
Глагол как часть речи.
II. Морфологические
признаки.
Радовал успехами.
Порадую успехами.
Радую успехами.
Буду радовать
успехами.
прошедшее время
будущее время
настоящее время
будущее время
Определите наклонение глаголов.
изъявительное
Глагол как часть речи.
III. Синтаксическая роль.
Глагол как часть речи.
Чьё действие обозначает глагол в личной форме?
советовал
- - - - - - - - - -
заниматься
- - - -
- - - - - - - - -
рекомендовали
- - - -
- - - -
напечатать
- -
- - - - - - -
просит уйти
- - -
- - - - -
умоляла оставить
- -
- - - - - - - - -
приказал встать
предложил
прочитать
- - - -
начал заниматься
продолжает
тренироваться
стал улыбаться
задумал уйти
хотел встать
решил прочитать
Чередование Е И
бир – бер
дир – дер
мир – мер
пир – пер
тир – тер
стил –
стел
… И … а
блист –
блест
жиг – жег
чит – чет
Глагол как часть речи.
Почему?
не разгорается – не
разгораться
не разливается – не
разливаться
не расстилается – не
расстилаться
Мне нездоровится.
Глагол как часть речи.
Задания в рамках ЕГЭ
В каком ряду в обоих словах
пишется Ь?
1.Испугаеш…ся, поднимает…ся
2.Сбереч…, угадывает…ся
3.Надо трудит…ся, заслушаеш…
ся
4.Подстереч…, слышит…ся
Глагол как часть речи.
Не с глаголами
(не)плакал
(не)гулял
(не)страдал
(не)бежал
(не)был
(не)может
(не)должен
(не)удержал
бы
- не плакал
- не гулял
- не страдал
- не бежал
- не был
- не может
- не должен
- не
удержал
бы
НЕгодовать
НЕдоумеват
ь
НЕвзлюбить
НЕнавидеть
НЕдомогать
НЕсдоброва
ть
НЕздоровит
ся
НО:
не
поздоровитс
Глагол как часть речи.
НЕДО
НЕДО = ПЕРЕ
план
недоварить
картофель
недобрать тетрадей
недовыполнить
недовесить масла
недогрузить вагон
недооценить
возможности
Глагол как часть речи.
Задания в рамках ЕГЭ
В каком случае НЕ со словом
пишется слитно?
1.(не) выйдет
2.(не) годуют
3.(не) просил
4.(не) изменится
Глагол как часть речи.
Что написать???
т
т
ЮТ
ЯТ
ЮТ
ЯТ
ЯТ
тся
ЯТ
ЯТ
т
колЕМ
клеИМ
ездИМ
строИМ
кол (Ю/Я)
- колоть (I спр.); колЕШЬ,
кле (Ю/Я)
- клеить (II спр.); клеИШЬ,
бор (Ю/Я)
- бороться (I спр.);
борЕШЬся, борЕМся
езд (Ю/Я)
- ездить (II спр.); ездИШЬ,
стро
(Ю/Я) т
гон (Ю/Я)
- строить (II спр.); строИШЬ,
- гнать (искл., II спр.);
Глагол как часть речи.
Как определить спряжение
глагола?
I спр. - -
ут ют
выспЯТся, II спр.
II спр. - -
ат ят
И
ВЫСП … ТСЯ
Т
ЕМ мокнУТ, I спр.
МОКН … М
ИШ
Ь увидЯТ, II спр.
УВИД … ШЬ
Глагол как часть речи.
Задания в рамках ЕГЭ
Какой глагол совершенного
вида?
1. Перетягивали
2. Принимает
3. Раздается
4. Выберу
Оцените свои знания по темам,
затронутым в процессе данного урока
Кто любит трудиться, тому есть чем
похвалиться.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Голова удачна, да лень перекатна.
Глагол как часть речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.