Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и входит в систему уроков для учащихся 10-х классов общеобразовательного направления по теме «Глагол».
Урок включает в себя мобилизующий этап, самоопределение обучающихся на основе антиципации, осознание учениками недостаточности имеющихся знаний, закрепление нового материала, рефлексию.Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx), размер - 400 КБ (409 975 байт)
Урок русского языка в 10м классе.
Презентация к уроку учителя русского
языка и литературы МАОУ «СШ №36»
ПетропавловскКамчатского ГО
Ковтун Ирины Николаевны
Цель урока:
1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;
2) формирование умения находить глагол и определять
его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3) обосновывать правильность выбора орфограмм при
написании глагола; использовать глагол в речи;
4) формировать интерес к предмету через использование
различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Двадцатое марта.
Классная работа.
Глаголы.
Это в памяти
остается,
Одинаковые
законы
Повторяется, как
И у сердца, и у
Говорится, словно
полка.
поется
молва:
Сердце бьется,
Армия бьется –
Одинаковые
слова.
Одинаковые
глаголы –
Не случайные
наверняка.
С интонацией
вихревой:
Бьется армия,
Сердце бьется,
Бьется знамя над
Определите тему урока
головой.
Синтаксический разбор предложения.
Сашка только что выш…ший из под…езда
выгл…д…л очень довольным видимо он (не)
знал всех …собенностей этого человека.⁴
Синтаксический разбор предложения.
Сашка, только что вышедший из подъезда,
выглядел очень довольным; видимо, он не
знал всех особенностей этого человека.⁴
I. Грамматическое значение.
II.Морфологические признаки.
III.Синтаксическая роль.
I. Грамматическое
значение.
Самостоятельная часть речи.
Действие предмета.
Что делать? Что сделать?
II. Морфологические признаки.
Неопределенная форма глагола
(инфинитив).
Что делать? Что сделать?
подморозит –
поём –
зайдёт –
искупаюсь –
берегу –
II. Морфологические признаки.
бросать
прыгать
махать
повторять
решать
получать
стучать
бросить
прыгнуть
махнуть
повторить
решить
получить
стукнуть
сов. –
несов. вид
Какой опознавательный признак
объединяет все глаголы группы?
II. Морфологические признаки.
препятствовать движению – тормозить движение
В.п. без предлога
Р.п. (часть ч.л.)
НЕ при глаголе
– прямое дополнение
переходные глаголы!
непереходность –
переходность
Какой опознавательный признак
разделяет глаголы в
словосочетаниях?
II. Морфологические признаки.
изменять
выделиться
шагать
умываться
сверкать
выключаться
отменять
улыбаться
возвратность –
невозвратность
Какой опознавательный признак
разделяет все глаголы группы?
Переходный или непереходный?
строить дом
переходить улицу
переплыть реку
не ждать дождя
выпить молока
ходить по тропинке
стоять на остановке
чувствовать боль
встретиться с
друзьями
Возвратн
ые
глаголы -
неперехо
дные
Спряжение -
Глаголы с окончаниями
под ударением.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.
Проспрягайте глаголы: идти, говорить.
I спряжение
-у ( -ю)
-ешь ( -ёшь)
-ет ( -ёт)
- ем ( -ём)
-ете ( - ёте)
- ут ( -ют)
II спряжение
- у ( -ю)
- ишь
- ит
- им
- ите
- ат ( -ят)
Безударное
положение
• К I-ому спр. –
все остальные
(на – АТЬ,
ОТЬ,
УТЬ,
ЮТЬ,
ЫТЬ и
т.д.)
Ко II-ому же
спряженью отнесём
мы, без сомненья,
все глаголы, что на –
ИТЬ, исключая
брить, стелить;
и ещё
смотреть, обидеть,
слышать, видеть,
ненавидеть,
гнать, дышать,
держать, терпеть,
и зависеть, и
Определите спряжение
глаголов
дать
бежать
II спр.
I спр.
II спр.
I спр.
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
I спр. (искл.)
крепить
прикрепл
ять
верить
уверять
гнать
выгнать
слышать
стелить
Разноспрягаемые глаголы
ед. ч. мн. ч.
хотим
хотите
хотят
1 л. хочу
2 л. хочешь
3 л. хочет
ХОТЕТЬ
БЕЖАТЬ
Определить
вид и
спряжение
1 л. бегу
2 л.
бежишь
3 л. бежит
бежим
бежите
бегут
Наклонения глагола.
повелител
ьное
ное
изъявител
условное
сослагатель
ьное
писал бы пиши
пишу
прочитаю читала бы читай
буду
учить
играл
пролетела летела бы лети
играл бы играй
учил бы
учи
II. Морфологические
признаки.
Радовал успехами.
Порадую успехами.
Радую успехами.
Буду радовать
успехами.
прошедшее время
будущее время
настоящее время
будущее время
Определите наклонение глаголов.
изъявительное
III. Синтаксическая роль.
Чьё действие обозначает глагол в личной форме?
советовал
- - - - - - - - - -
заниматься
- - - -
- - - - - - - - -
рекомендовали
- - - -
- - - -
напечатать
- -
- - - - - - -
просит уйти
- - -
- - - - -
умоляла оставить
- -
- - - - - - - - -
приказал встать
предложил
прочитать
- - - -
начал заниматься
продолжает
тренироваться
стал улыбаться
задумал уйти
хотел встать
решил прочитать
Выделить корень, объяснить орфограмму
соб…рать
зат…рать
прож…гать
расст…лать
ум…реть
бл…стать
сд…ру
зап…рать
выч…сть
– соб…ру
– зат…реть
– прож…чь
– расст…лить
– ум…рать
– бл…стеть
– сд…рать
– зап…реть
– выч…тать
Чередование Е И
бир – бер
дир – дер
мир – мер
пир – пер
тир – тер
стил –
стел
… И … а
блист –
блест
жиг – жег
чит – чет
Почему?
не разгорается – не
разгораться
не разливается – не
разливаться
не расстилается – не
расстилаться
Мне нездоровится.
Задания в рамках ЕГЭ
В каком ряду в обоих словах
пишется Ь?
1.Испугаеш…ся, поднимает…ся
2.Сбереч…, угадывает…ся
3.Надо трудит…ся, заслушаеш…
ся
4.Подстереч…, слышит…ся
Не с глаголами
(не)плакал
(не)гулял
(не)страдал
(не)бежал
(не)был
(не)может
(не)должен
(не)удержал
бы
- не плакал
- не гулял
- не страдал
- не бежал
- не был
- не может
- не должен
- не
удержал
бы
НЕгодовать
НЕдоумеват
ь
НЕвзлюбить
НЕнавидеть
НЕдомогать
НЕсдоброва
ть
НЕздоровит
ся
НО:
не
поздоровитс
НЕДО
НЕДО = ПЕРЕ
план
недоварить
картофель
недобрать тетрадей
недовыполнить
недовесить масла
недогрузить вагон
недооценить
возможности
Задания в рамках ЕГЭ
В каком случае НЕ со словом
пишется слитно?
1.(не) выйдет
2.(не) годуют
3.(не) просил
4.(не) изменится
Что написать???
т
т
ЮТ
ЯТ
ЮТ
ЯТ
ЯТ
тся
ЯТ
ЯТ
т
колЕМ
клеИМ
ездИМ
строИМ
кол (Ю/Я)
- колоть (I спр.); колЕШЬ,
кле (Ю/Я)
- клеить (II спр.); клеИШЬ,
бор (Ю/Я)
- бороться (I спр.);
борЕШЬся, борЕМся
езд (Ю/Я)
- ездить (II спр.); ездИШЬ,
стро
(Ю/Я) т
гон (Ю/Я)
- строить (II спр.); строИШЬ,
- гнать (искл., II спр.);
Как определить спряжение
глагола?
I спр. - -
ут ют
выспЯТся, II спр.
II спр. - -
ат ят
И
ВЫСП … ТСЯ
Т
ЕМ мокнУТ, I спр.
МОКН … М
ИШ
Ь увидЯТ, II спр.
УВИД … ШЬ
Задания в рамках ЕГЭ
Какой глагол совершенного
вида?
1. Перетягивали
2. Принимает
3. Раздается
4. Выберу
Правописание суффиксов
глагола :
одолé
ть
одолевáть, одолевáю
Запомни!
застревать
затмевать
продлевать
увещевать
обуревать
недоумевать
Правописание суффиксов глагола :
ова-, -
ева
→ ую , юю
беседовал –беседую
- ыва-, -
ива
→ ываю, иваю
развеивал →
развеиваю
Оцените свои знания по темам,
затронутым в процессе данного урока
Кто любит трудиться, тому есть чем
похвалиться.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Голова удачна, да лень перекатна.