Глагол как часть речи
Оценка 4.7

Глагол как часть речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
30.03.2017
Глагол как часть речи
Глагол как часть речи Цели и задачи урока: 1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; 2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти; 3) воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; 4) способствовать эстетическому воспитанию детей.Глагол как часть речи Цели и задачи урока: 1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; 2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти; 3) воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; 4) способствовать эстетическому воспитанию детей. Ход урока. Подготовка к изучению нового материала — Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадае-тесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предло-жения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание может быть вы-полнено по вариантам; вариант 2 в этом случае целесообразно рекомен-довать более «сильным» ученикам. Но можно предложить классу всего один вариант.) Слайд №1 Вариант 1. Старик ____ неводом рыбу, Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин). Вариант 2. Девочка____лесное яблочко, спасибо . Яблоня _____ ее своими ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»). — А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. — К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропус¬ков? — Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? —Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Глагол». Слайд №2 Запишем ее в тетради. Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить спра-вочные сведения. Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после суще-ствительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаго-лов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка¬заться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Обобщение и систематизация знаний о глаголе — А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И. С. Никити¬на «Утро». (Выразительное чтение наи¬зусть может быть заранее подготовлено одним из учащихся.) Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. — Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворе-нии, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.) — Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Ники-тина «Утро»? Дадим им характеристику. — Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоя-щего вре¬мени, а в конце — три глагола прошедшего времени? — А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в од-ном определе¬нии глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.) — Проверим себя: прочитаем опреде¬ление глагола как части ре-чи в учебнике.(с.39)Слайд №4 1. Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, про-шедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам. 3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежа-щим — Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора немного поиграть. Лексическая работа Слайд №5 — Я предлагаю вам подобрать синони¬мы к глаголам речи, т. е. к глаголам типа сказать, говорить. (Школьники подбирают глаголы, называют их. Работа может проводиться по командам. Напри¬мер, мож-но объединить детей, сидящих рядом, в одну команду из 4—6 человек.) — Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писа-тель В. Распу¬тин в своей повести «Последний срок»: Слайд №6 вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объясниться, засмеяться, при-знаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбеле-ниться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветоваться. Работа с учебником Упр.81 с.40. (вспомнить категорию ЛИЦО, ЧИСЛО) Самостоятельная работа — А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении упо-треблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наибо-лее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. По-пробуйте! Слайд № (Текст записывается на доске, или детям раздаются рас-печатки.) Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) сол-нечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри¬лись, заблестели) на земле ма-ленькие желтые огоньки - одуванчики. Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмот-рела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгне-валась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе¬лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север. Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой). Слайд№ Домашнее задание
Урок на сайт.doc
Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет источников.  Глагол как часть речи Цели и задачи урока: 1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей   знания   о   глаголе   как   части   речи;   2)   способствовать   развитию   у школьников речи, мышления, памяти; 3) воспитывать интерес к русскому языку,   к   русской   поэзии;   4)   способствовать   эстетическому   воспитанию детей. Ход  урока. Подготовка к изучению нового материала — Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если  правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание может быть выполнено по вариантам;   вариант   2   в   этом   случае   целесообразно   рекомендовать   более «сильным» ученикам. Но можно предложить классу всего один вариант.) Слайд №1  Вариант 1. Старик ____ неводом рыбу, Старуха_____свою пряжу. (Пушкин). Вариант 2. Девочка____лесное яблочко, спасибо _________. Яблоня _____ ее  своими ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси­лебеди»). — А   теперь   прочитаем   предложения,   называя   слова,   которые   вы вставили на месте пропусков. — К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? — Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? —Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Глагол».  Слайд №2 Запишем ее в тетради. Пока   учащиеся   записывают   тему   урока,   им   можно   сообщить справочные сведения. Глаголы   по   частоте   употребления   занимают  второе   место   (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них —  мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Обобщение и систематизация знаний о глаголе —   А   сейчас   посмотрите   на   доску.   Прочитаем   стихотворение   И.   С. Никитина   «Утро».   (Выразительное   чтение   наизусть   может   быть   заранее подготовлено одним из учащихся.) Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.  По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь ­ безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом ­ на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая.  Потянул ветерок, воду морщит­рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. — Давайте   укажем   глаголы,   которые   встречаются   в   этом стихотворении,   и   охарактеризуем   их.   По   каким   признакам   можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.) — Итак,   какие   же   глаголы   встречаются   в   стихотворении   И.   С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику. — Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце — три глагола прошедшего времени? — А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении   глагола   как   части   речи.   (Два­три   ученика   пытаются сформулировать правило.) — Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.(с.39)Слайд №4 1. Глагол   —   часть   речи,   которая   обозначает  действие   предмета   и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы   изменяются   по   временам:   бывают   в   форме   настоящего, прошедшего или  будущего времени. В настоящем и будущем  времени глаголы изменяются   по   лицам   и  числам,   а   в   прошедшем   времени   —   по   родам   (в единственном числе) и числам. 3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с  подлежащим — Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора немного  поиграть.  Лексическая работа Слайд №5 — Я  предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам речи, т. е. к  (Школьники   подбирают   глаголы, глаголам   типа  сказать,   говорить. называют их. Работа может проводиться по командам. Например, можно объединить детей, сидящих рядом, в одну команду из 4—6 человек.) — Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В. Распутин в своей повести «Последний срок»: Слайд №6 вспомнить,   спрашивать,   говорить,   знать,   объясниться,   засмеяться, признаться,   подсказать,   буркнуть,   махнуть,   кольнуть,   разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветоваться. Работа с учебником Упр.81 с.40. (вспомнить категорию ЛИЦО, ЧИСЛО) Самостоятельная работа — А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса,  а редактор какой­либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий  автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено  несколько глаголов­синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте! Слайд № (Текст записывается на доске, или детям раздаются  распечатки.) Сказка про одуванчики.  (Встало, взошло, поднялось)  весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и  пошло  (шагать, гулять)  по небу.  (Взмахнуло, встряхнуло)  солнышко золотым рукавом.  (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки ­ одуванчики. Зима  (пряталась,   скрывалась,   таилась)  в  дремучем   лесу.  (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась,   рассвирепела)  зима.  (Закрыла,   запорошила)  она   снегом   веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север. Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой). Слайд№  Домашнее задание

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017