"Гласные Ы и И после приставок"
Оценка 4.7

"Гласные Ы и И после приставок"

Оценка 4.7
docx
15.04.2021
"Гласные Ы и И после приставок"
УР МУЛЬ - копия (14).docx

Гласные Ы и И после приставок

 

1. Работа с предложениями.

– Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.

 

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

– Постойте ж, я сыскал секрет, –

Кричит Осел, –

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.

 

Работа с первым предложением.

– Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте.

– Объясните подчеркнутые орфограммы.

 

Работа со вторым предложением.

– В чем особенность этого предложения?

– Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении.

– Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи.

– Найдите в этом предложении древний союз. «Переведите» его на современный язык.

– Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (т. е. выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые.

– Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки?

 

2. Определение темы и целей урока.

 

3. Работа с теоретическим материалом.

1) Слово учителя (по книге «Занимательная орфография» М. В. Панова)

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.

С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например:

отъискать

отискать

отыскать...

Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение:

искать – отыскать

играть – сыграть

итог – подытожить

икать – разыкался...

Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит.

 

2) Переведи на научный язык.

Жили-были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.

– Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике.

 

4. Упражнение 151.

 

5. Творческий диктант.

– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный.

 

6. Самостоятельная работа (упражнение 152).

 

7. Итог урока.

– С каким  новым  правилом русского языка вы сегодня познакомились?

 

Домашнее задание: упражнение 153.

 


 

Гласные Ы и И после приставок 1

Гласные Ы и И после приставок 1

Переведи на научный язык. Жили-были слова без приставок, корень их начинался с

Переведи на научный язык. Жили-были слова без приставок, корень их начинался с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021