Утверждаю Директор МБОУ Мучкапская СОШ ______________________ Л.Н. Мишина «__»_____2023 г. |
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Нечипоренко Валентины Владимировны
На 2023-2024 учебный год
р.п. Мучкапский
2023
Цель: создание организационно-методических условий для оказания квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ; коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса.
Задачи:
1. Диагностика ребенка
2. Выявление неблагополучных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка
3. Составление индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающих занятий
4. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий
5. Отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка
6. Консультирование педагогов, воспитателей, родителей.
№ п/п |
Содержание работы |
Условия проведения |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
1. Организационная работа Цель: подготовка рабочего места, выявление трудностей формирования знаний, умений, навыков и условий их преодоления, оформление документации. |
||||
1.1 |
Подготовка дефектологического кабинета к началу учебного года
|
Кабинет дефектолога |
Август Сентябрь |
Организация рабочего места |
1.2 |
Дефектологическое обследование
|
Кабинет дефектолога |
Сентябрь |
Составление протоколов обследования |
1.3 |
Комплектование групп детей для дефектологических занятий |
Кабинет дефектолога |
Сентябрь |
Список детей по группам для дефектологических занятий |
1.4 |
Оформление документации: Составление графика работы Согласование расписания занятий Ведение журнала учета деятельности учителя-дефектолога |
Кабинет дефектолога |
Сентябрь
В течение года |
график работы; расписание занятий; журнал учета деятельности. |
1.5 |
Ведение дефектологической документации |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Дефектологическая документация |
1.6 |
Разработка планирования: Составление годового плана Разработка перспективного планирования индивидуальных дефектологических занятий Составление плана работы по теме самообразования |
Кабинет дефектолога |
Сентябрь |
годовой план; перспективное планирование индивидуальных дефектологических занятий; план работы по теме самообразования |
1.7 |
Разработка групповых рабочих программ |
Кабинет дефектолога |
Сентябрь |
Рабочая программа «Сенсорное развитие» Рабочая программа «Предметно-практические действия» Рабочая программа «Ритмика» |
1.8 |
Оформление дефектологического кабинета |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Дефектологический уголок |
1.9 |
Ведение индивидуальных папок дефектологического сопровождения учащихся
|
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Наблюдение динамики развития учащихся |
1.10 |
Подготовка дефектологических представлений на учащихся для ПМПк, ПМПК. |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Дефектологические представления на учащихся |
1.11 |
Оформление отчетной документации |
Кабинет дефектолога |
Май |
Годовой отчет о результатах деятельности за учебный год. |
2. Диагностико-аналитическая деятельность Цель: выявление трудностей формирования знаний, умений, навыков и условий их преодоления, проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности, а так же анализ и оценка взаимодействия специалиста. |
||||
2.1 |
Работа в ПМПк |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Оформление документации для ПМПк. Дефектологические представления. |
2.3 |
Диагностика по запросу |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Журнал учета дефектологического обследования Дефектологические представления |
2.4 |
Посещение уроков учителей и занятий специалистов школы |
Кабинеты классов и специалистов |
В течение года |
Осуществление взаимосвязи с педагогами школы. Повышение результативности коррекционно-развивающей работы |
2.5 |
Участие в классно-обобщающем и тематическом контроле |
Кабинеты классов |
По плану школы |
ППМС сопровождение |
2.6 |
Анализ коррекционной дефектологической работы за учебный год
|
Кабинет дефектолога |
Май |
Составление годового отчета |
3. Коррекционно-развивающая работа Цель: формирование психологического базиса ВПФ, изучение и учет специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ, активное воздействие на развитие познавательной деятельности. |
||||
3.1 |
Групповые дефектологические занятия |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Коррекция нарушений у воспитанников. |
3.2 |
Индивидуальные дефектологические занятия |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Коррекция нарушений у воспитанников. |
4. Консультативно-профилактическая работа Цель: оказание помощи педагогам и воспитателям обучающихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а так же работа по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. |
||||
4.1 |
Индивидуальное консультирование родителей и учителей по результатам дефектологического обследования, обращениям по вопросам учебной деятельности |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Рекомендации, памятки |
4.2 |
Выступления на родительских собраниях |
Актовый зал, кабинеты начальных классов |
Сентябрь, декабрь, май |
Консультации по организации и итогах дефектологической работы |
4.3 |
Консультативные занятия с детьми |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Консультации, рекомендации |
4.4 |
Привлечение учителей к контролю посещаемости дефектологических занятий учащимися. |
Кабинеты начальных классов |
В течение года |
Систематическое посещение учащимися дефектологических занятий |
4.5 |
Консультации для родителей: 1. Адаптация ребенка с ОВЗ к условиям школы. 2. Сенсорное воспитание ребенка. 3. Познавательное развитие ребенка с помощью игры. 4. Подготовка особенного ребенка к школьному обучению
|
Кабинет дефектолога |
Сентябрь Январь Март Май |
Просвещение родителей. Профилактика нарушений |
4.6 |
Консультации для учителей: 1. Адаптация детей с ОВЗ к школьному обучению. 2.Рпабота с детьми с высокой утомляемостью. 3.Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ |
Кабинет дефектолога |
Сентябрь Декабрь Март |
Просвещение учителей. Профилактика нарушений. |
4.7. |
Осуществление консультативно-диагностической деятельности в филиалах школы |
Филиалы |
В течение года |
Просвещение учителей и родителей. Диагностика детей по запросу. |
5. Самообразование и повышение квалификации Цель: подготовка к консилиумам, заседаниям МО, педсоветах, участие в мероприятиях, оформление документации. |
||||
5.1 |
Участие в работе методического объединения |
Школа |
По плану МО |
Совершенствование педагогического мастерства. |
5.2 |
Участие в педагогических советах, совещаниях школы |
Методический кабинет |
По плану школы |
Подготовка информационных сообщений |
5.3 |
Изучение новинок методической литературы |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Совершенствование педагогического мастерства |
5.4 |
Работа над темой самообразования «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС». |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Подготовка информационного буклета |
6. Создание предметно-развивающей среды |
||||
6.1 |
Оформление раздаточного и демонстрационного материала. |
Кабинет дефектолога |
Октябрь - ноябрь |
Раздаточный и демонстрационный материал. |
6.2 |
Работа по накоплению специальных компьютерных программ по развитию психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. |
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Дидактические игры, наглядные пособия. |
6.3 |
Пополнение картотеки здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, зрительная гимнастика, психогимнастика)
|
Кабинет дефектолога |
В течение года |
Картотека здоровьесберегающих технологий |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.