«Мастерство учителя-дефектолога в работе с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и ТМНР».
Оценка 5

«Мастерство учителя-дефектолога в работе с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и ТМНР».

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—9 кл
29.10.2022
«Мастерство учителя-дефектолога в работе с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и ТМНР».
Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» детям. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы. Цель профессиональной деятельности учителя-дефектолога- создание условий для развития и адаптации особенного ребенка во всех сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Выступление на методической неделе.docx

                         ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»

 

 

 

 

                                               Выступление-практикум

                                                 на предметной неделе

                                                           по теме:

 

 

«Мастерство учителя-дефектолога в работе с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и ТМНР».

 

 

 

 

 

                                                           Подготовила:

                                                           Учитель-дефектолог первой категории 

                                                           Фролова Юлия Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             6 апреля 2022 г.

 

                                                           Слайд 2

Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» детям. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Цель моей профессиональной деятельности создание условий для развития и адаптации особенного ребенка во всех сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

                                                          Слайд 3

Исходя из собственного опыта, я постараюсь выделить основные, наиболее значительные трудности, связанные с обучением наших детей:

  • низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению;
  • 94% детей не владеют вербальной речью;
  • несформированность эмоционально-волевой сферы – частая смена настроения, вспышки агрессии и самоагрессии, полевое поведение;
  • нарушения двигательной сферы (нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики);
  • трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания)

                                              Слайд 4

Все эти трудности обусловлены, естественно, недоразвитием высших психических функций.

                                                         Слайд 5

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

         Своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка (углубленная диагностика).

         Динамическое изучение умственного развития и результатов коррекционного воздействия.

         Отслеживание соответствия выбранной программы.

         Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

         Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития.

 

                                               Слайд 6

Включение в образовательный процесс детей с  умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Учителю-дефектологу необходимо провести углубленное дефектологическое исследование детей со сложными недостатками развития, уточнить характер и степень выраженности каждого из нарушений. Для этого мной проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся.

                                                         Слайд 7

Первичная диагностика включает в себя:

- определение «зоны ближайшего развития».

- определение выработки адекватного состоянию ребёнка подхода со стороны взрослых.

- установка чётких целей коррекционно-развивающей работы и составление плана работы на первое полугодие.

                                                         Слайд 8

 

Промежуточная диагностика необходима для того чтобы:

-Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать ее.

-Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.

-Составление индивидуального плана работы с детьми с учётом динамики развития ребёнка на второе полугодие.

                                                     Слайд 9, 10

Итоговая диагностика:

- Выявить результативность проведенной коррекционно-развивающей работы.

Анализ полученных данных  уровня развития ВПФ а также запаса знаний и пространственно-временных представлений  выявил следующее:

К концу учебного года низкий уровень развития  сократился на  9%. Число детей с высоким уровнем  познавательного развития к концу года увеличился в среднем на 2%., что говорит о положительной динамике  развития познавательной  деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Хочу показать вам несколько заданий, которые используются мной во время диагностического обследования:

-

1. Двигательные функции

·        Кулак, ладонь, ребро

·        графическая проба

2. Слухомоторные координации

·        воспроизведение ритмов по слуховому образцу.

3. Зрительный гнозис.

·        наложенные рисунки,

·        перечёркнутые рисунки,

·        незаконченные рисунки

4. Речевые функции

·        понимание близких по звучанию слов,

·        понимание логико-грамматических конструкций,

·        завершение фраз,

·        составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединённых единым сюжетом.

5. Мнестические функции

·        запомигание двух групп по три слова,

·        зрительная память с узнаванием изображений предметов,

·        зрительное запоминание невербализируемых фигур

6. Мыслительные операции

·        составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединённых единым сюжетом,

·        «Пятый лишний», «Четвертый лишний»

·        Установление закономерностей

·        Подбор обобщающих слов

7. Произвольное внимание

·        тест Тулуз-Пьерона

·        Лабиринты

 

 

                                                      Слайд 11

 

Эффективность помощи детям с умственной отсталостью зависит от:

 

·        Своевременного выявления у ребенка интеллектуального нарушения.

·        Определения образовательно-воспитательного маршрута.

·        Определения степени, характера и структуры дефекта.

·        Сопровождения ребенка в образовательной организации.

 

                                             Слайд 12

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей, обучающей и нарпавляющей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее»«думай» и т. д. Большинству детей с тяжелой, глубокой  умственной отсталостью и ТМНР  требуется разъясняющая и обучающая помощь.

 

                                                    Слайд 13

 

Анализ результатов диагностики позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, объединив детей по ведущему нарушению, а также разработать индивидуальные планы. 

Мною разработаны коррекционно-развивающие программы для детей с умеренной и тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости и ТМНР, составленные на основе СИПР и учетом рекомендаций ПМПК. Программы коррекционной работы  направлены на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с умственной отсталостью   тяжелой, глубокой степени, ТМНР. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения, сенсорной интеграции.

                                               Слайд 14, 15, 16

    Не менее важным педагогическим условием коррекционной работы учителя-дефектолога с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения является организация рабочего пространства.

 Как должно быть организовано место для проведения занятий с ребёнком? Это, конечно, должна быть доступная площадь комнаты, у нас есть кабинет учителя-дефектолога, оборудованный всем необходимым для коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Мною составлены картотеки развивающих игр и упражнений для занятий с детьми, наглядный раздаточный и дидактический материал.

                                                        Слайд 17, 18

Я постоянно расширяю свой кругозор, нахожусь в п поиске новых идей, технологий, чтобы внедрить их в процесс обучения и воспитания детей. Активно использую метод сенсорной интеграции, такой терапевтический метод является  важной  составляющей полноценного развития детей. Он предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику. Для сенсорной интеграции мною созданы также развивающие игры и пособия, познакомлю вас с некоторыми из них:

- Развивающая игра «Божьи коровки».

- Цветной песок, простой и кинестетический можно использовать.

- «Волшебные мешочки с крупами и другим материалом.

                                                                Слайд 19

Педагог с добрым взглядом, ласковой речью всегда вселяет ребенку  уверенность в том, что у него всё получится. В своей работе я пытаюсь найти подход к каждому ребенку, стараюсь стать для них, в первую очередь, другом, а они в ответ делятся со мной добром и светом своей души. Стараюсь учитывать индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития.

                                                              Слайд 20

Постоянно отслеживаю продвижение каждого ученика: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться. Осуществляю дифференцированное руководство учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий обучающихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции. Использую здоровье сберегающие технологии на занятии, такие как зрительную гимнастику, дыхательную, суд-жок терапию.

                                                       Слайд 21

Мир меняется, развивается, и в помощь учителю-дефектологу  в настоящее время приходят технические средства обучения, специализированные компьютерные программы, планшеты, интерактивные доски. И не чуть не меньше, остаются интересные книги, картинки, кубики, пособия сделанные своими руками для конкретной ситуации. Обязательно включаю на каждом занятии такого вида работы, как работа со словом (словарная работа) – важность ее объясняется крайне бедным словарным запасом обучающихся, общими нарушениями их речи.

                                                         Слайд 22, 23

Каждое занятие должно быть направлено на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих: Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие мышления, памяти, зрительного, слухового тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Для этого мной используются следующие упражнения:

- Варим суп, варим компот – развитие речи, подбор обобщающих слов.

- Танграмм

- Противоположности

- Предложные конструкции

                                                         Слайд 24, 25

     Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
           Коррекционные занятия провожу в индивидуальной и подгруппой форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаюсь, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую").

                                                         Слайд 26

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации.

                                                          Слайд 27

Игровые методы и приемы позволяют учителю-дефектологу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.        

                                                               Слайд 28

Чтоб достичь желаемых результатов в работе с  умственно отсталыми детьми необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»  В.А. Сухомлинский

И в заключение хочется отметить, что личность учителя — это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неуспеха урока. Учитель-дефектолог должен уметь все, моментально реагировать на непредвиденные реакции учащихся, уметь предвидеть, быть артистом,  находить нестандартные решения и т.п.

                                                          Слайд 29

                                                   Спасибо за внимание!

 

 


 

ГБОУ «Специальная школа-интернат г

ГБОУ «Специальная школа-интернат г

Слайд 2 Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству

Слайд 2 Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству

Включение в образовательный процесс детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении…

Включение в образовательный процесс детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении…

Двигательные функции ·

Двигательные функции ·

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым

Я постоянно расширяю свой кругозор, нахожусь в п поиске новых идей, технологий, чтобы внедрить их в процесс обучения и воспитания детей

Я постоянно расширяю свой кругозор, нахожусь в п поиске новых идей, технологий, чтобы внедрить их в процесс обучения и воспитания детей

Слайд 22, 23 Каждое занятие должно быть направлено на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:

Слайд 22, 23 Каждое занятие должно быть направлено на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:

Игровые методы и приемы позволяют учителю-дефектологу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме

Игровые методы и приемы позволяют учителю-дефектологу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022