Использование средств визуализации для управления познавательной деятельностью в процессе обучения учащихся начальных классов
Нарчило А.В.
ГУО « Средняя школа г.п.Мир им.А.И.Сташевской»
Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов. В зависимости от свойств дидактических визуальных средств зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся.
В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств.
Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:
обеспечение интенсификации обучения;
активизации учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие критического и визуального мышления;
развитие зрительного восприятия;
передача знаний и распознавания образов;
повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Использование средств визуализации для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:
созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими;
развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.
изменению иллюстративных свойств, средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.
Известно, что основными психическими процессами, участвующими в познавательной деятельности, являются ощущения, восприятие, память и мышление. А такие психические процессы как эмоции, мотивация и внимание или ускоряют, или замедляют восприятие, осмысление и запоминание учебного материала.
На практике, используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causalchains). Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей».
Дидактически выверенное использование наглядных образов может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся. Таблицы, кластеры, облако слов, рисунки, карты памяти, интеллект-карты, способствуют усвоению больших объемов информации, помогают легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации.
При использовании методов визуализации происходит образное представление знаний и учебных действий, следовательно, у обучающихся возникает необходимость распознавания образов. Визуальная передача знаний способствует формированию и развитию визуального мышления и зрительного восприятия. Задача учителя – использовать такие формы наглядности, которые не только дополнили бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащегося
Особое место в решении этих проблем играет исследование возможностей визуализации учебного материала в развитии учебных способностей младшего школьника. Общеизвестна любовь детей младшего возраста к ярким, красочным картинкам, книгам с разнообразными рисунками. Они привлекают ребёнка, приковывают его внимание, и в этом несомненный положительный эффект использования наглядных средств обучения . Основу детского творчества составляет умение комбинировать сочетания известных элементов в новые сочетания, причем каждому возрасту присуще свое собственное выражение и форма творчества.
Есть три группы средств визуализации данных: диаграммы и графики, схемы и визуализация текста. Диаграммы и графики используются, чтобы наглядно отразить числовые данные: распределение ответов на заданный вопрос, количественную структуру, корреляцию и многое другое.
Средства визуализации помогают рассказывать историю, обеспечивая наглядное представление сложных проблем. Это помогает отделять важную информацию от несущественной, включая статистические выбросы и аномалии, что в свою очередь помогает взять под контроль растущие объемы данных
Использование визуальных средств передачи информации обладает большим потенциалом и решении вопросов, связанных с управлением временем урока, особенно актуальных с учетом постоянной интенсификации образовательного процесса. Главная цель использования любого средства наглядной демонстрации заключается в возможности реализации двухканальной коммуникации, а соответственно и увеличения объема передаваемой информации.
Целенаправленное использование визуализации может способствовать внушению ребенку уверенности в своих силах, успехе выполняемых им действий. Для этого учащимся, отличающимся эмоциональной нестабильностью до поручения им ответственного задания предлагалось нарисовать себя, выполняющим задание, а затем себя же, получающим от учителя похвалу за хорошее его выполнение. Это не только помогает учащемуся настроиться на задание, психологически приготовиться к его выполнению. В процессе рисования заданных сюжетов он уже начинает обдумывать задание, а осуществляемая им в это время изобразительная деятельность блокирует обычно возникающие у него страхи и тревоги, мешает настроиться на неудачу и поражение.
Еще одна функция, которую может выполнять визуализация - организация игровой деятельности. С помощью изобразительных средств можно эмоционально подготовить ребенка к игре, включить его в деятельность по подготовке самой игры, ее оформления, задать условия игры и игровые ограничения, стимулировать развитие фантазии и воображения.
Таким образом, визуальные методы представления учебной информации, если не сводятся к простому иллюстрированию, позволяют обеспечить интенсификацию обучения и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.