ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»
(Слайд 1) Работа по самообразованию учителя математики Ляховой Г.Н.
“Коррекция и развитие речи на уроках математики в коррекционной школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)“.
Выступление на МО, март 2024г.:
(Слайд 2) 2023-2024учебный год
Методические рекомендации учителям коррекционных школ для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Развитие математической речи учащихся начинается с первого года обучения.
В 1 классе ученика знакомят с названием компонентов и результатов сложения и вычитания. Эти названия употребляет только учитель в связи с конкретным примером. Ученик постепенно привыкает к этим названиям, связывает их с определёнными действиями.
I. Работа с названием компонентов и результатов арифметических действий проходит с 1 по 9 классы.
(Слайд 3) Несмотря на это, многие ученики забывают эти названия, путают их. Они могут задавать вопрос: «Остаток – это сумма?» и т. д. На уроке необходимо проводить различные упражнения на закрепление терминов и осознание их значений. Эти упражнения надо усложнять в зависимости от года обучения.
Например, заполняется таблица, где по данным компонентам надо найти результат действия или недостающий компонент.
Уменьшаемое – 75 Слагаемое - 68
Вычитаемое – 60 Слагаемое - ?
Разность - ? Сумма – 100
Таких упражнений много в учебнике, в тетрадях по математике, в книге: «Дидактический материал для 4, 5 ,6 классов». Ученикам, можно представить задания такого вида:
1. Составь пример, в котором сумма равна 175, чтобы составить такой пример ученик должен подумать, результатом какого действия является «Сумма».
2. Даны два числа, например 50 и 70. Найди их сумму, разность, произведение, частное. Как будут называться эти числа в каждом отдельном примере? Почему они по - разному называются?
В старших классах ученики узнают, что сумма это не только результат действия сложения, а что два числа соединенные знаком «плюс» называются суммой и чтобы записать сумму чисел, надо их соединить знаком «плюс». Таким же образом, идёт объяснение, что числа, соединённые знаком «минус», знаком умножения и деления называют соответственно: разностью, произведением, частным.
(Слайд 4) Например, как можно прочитать выражение: 170 + 237?
1.Сумма чисел 170 и 237
2.Первое слагаемое 170, второе – 237. Найти сумму.
3.Число 170 увеличь на 237.
Учитель в своей речи должен чаще употреблять слова: «напиши выражение», «сравни выражения».
Названия компонентов и результатов действий закрепляют при словесной формулировки записи примеров. Учеников надо учить читать математические задания, останавливаться на логически законченных частях. С этой целью ученику предлагают прочитать про себя задуманное, если понял, приступить к работе.
Например:
к частному чисел 60 150 и 154 прибавь произведение чисел 203 и 24. Если задание непонятно ученикам, читать его вслух по частям и разобрать, как надо выполнять.
В старших классах не надо торопиться помочь ученику, надо дать им возможность думать самостоятельно. Похвалить тех, кто разобрался самостоятельно в задании. Хорошо, когда ученик читает другому ученику, который выполняет это задание на доске.
При знакомстве с новым термином надо обращать внимание на название термина, в котором заложено значение и смысл действия. Задаём вопрос: «Что происходит с числом, от которого мы вычитаем?». Число делается меньше, уменьшается. Отсюда делаем вывод, поэтому, число от которого вычитаем, называется уменьшаемым.
Ученикам старших классов можно дать происхождение того или иного термина или знака. Это вызывает интерес у учащихся. Например, знак сложения (+) произошёл от латинского PLUS, что означает больше. Напоминает процесс сложения - один предмет (вертикальная палочка лежит на другой – вертикальной). Радиус – спица в колесе, периметр – измерение вокруг, диаметр – поперечник, хорда – струна.
Большое значение для развития математической речи имеет вариативность формулировок. Например, к выражению 1а = 100кв. м можно задать вопросы в такой форме:
1. Сколько кв.м в 1 а?
2. Чему равен 1 а?
3. Сколько кв.м составляет 1 а?
4. Сколько содержится в 1а квадратных метров?
5. Ар, сколько содержит квадратных метров?
Ученикам приходится заучивать довольно большое количество правил, определений. Даётся это с большим трудом. Многие ученики делают это чисто механически, а потому забыв одно слово, они не могут досказать правила. Надо так подать материал, чтобы ученики сами или с помощью учителя могли сделать вывод и выразить его своими словами, а затем прочитать это правило или вывод по учебнику и дать его заучить.
(Слайд 5) Большие возможности для развития математической речи представляют задачи. Для учеников большой трудностью является постановка вопроса к задаче. Вопросы учащихся имеют неправильную грамматическую структуру, неверно употребляют слова, предлоги, не согласуют прилагательные с существительными. Необходимо давать такие задачи, где к условию надо поставить вопрос, необходимо учить выражать один и тот же вопрос в различной форме. Особое внимание надо обращать на запись ответа в задачи.
При изучении геометрического материала, надо работать над терминологией и символикой. В старших классах словарь терминов пополняется, понятия углубляются. Учитель должен чаще употреблять новые термины. Заставлять учеников проговаривать эти слова. Надо проводить геометрические диктанты, которые проверяют и закрепляют знания учащихся.
На уроке необходимо вырабатывать правильную письменную речь. Должна быть логическая последовательность в записях учителя на доске. Надо учить, правильно располагать материал в тетради, соблюдать интервалы между примерами. Уметь делать краткую запись задачи, чётко выполнять чертежи.
Речь учащихся на уроке математики должна быть подчинена тем же правилам, которые изучаются на уроках русского языка. Надо следить, чтобы учащиеся правильно употребляли падежи, не пропускали союзов, правильно расставляли слова в предложениях, ударения в словах.
(Слайд 6,7) Выводы:
Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление умственно отсталого ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.
Сходные по смыслу выражения, плохо различимые слова – сопоставлять в письменном виде.
Требовать от учащихся полных, распространённых ответов.
При выявлении затруднений у учащихся, разработать меры индивидуальной коррекции.
Осуществлять общую и индивидуальную коррекцию на одном и том же учебном материале и в одно и то же время.
Общую коррекцию проводить фронтально, индивидуальную коррекцию проводить с отдельным учеником или с небольшой группой.
Однотипному материалу на уроке придавать занимательную форму.
Использовать дидактические игры, созданные специально в обучающих целях.
Проводить обобщающие уроки, для систематизации и углубления знаний по предмету.
Не подавлять речевую активность учеников, а наоборот, активизировать речь, поддерживать и тактично исправлять неточности.
Работа по развитию речи должна вестись на протяжении всего урока с обязательным подведением итогов.
(Слайд 8) Заключение:
Создание условий для повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках математики. Работа над развитием речи на уроках поможет получить математические представления умственно отсталым школьникам, развив при этом их речь.
Развитие речи школьников с нарушением интеллекта – важная задача, которую необходимо решать в коррекционной школе в процессе преподавания всех предметов. Столь пристальное внимание к этой проблеме не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.
Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроках математике значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.
(Слайд 9)
Литература:
1) Белопольская Н.Л Детская патопсихология: Хрестоматия-2001г.
2) Богдан В.В Дефектология,1997,№3 «Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.
3) Выготский Л. С. Проблема дефектологии. М.,1995 527-529с
4) Гончарова Е.Л. Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями развития. М: дефектология, 2001,№ 3
5) Замский Х. С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.
6) Лалаева Р. И.Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. -70с
7) Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1984.
8) Развитие речи учащихся на уроках во вспомогательной школе. Эк В.В. Дефектология, 1986№6
9) Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития. М. Дефектология. 2001,№3
10) Русских.Н.К. статья «Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся на уроках математики в школах 8 вида.»
11) Колычева И.А статья «Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIIIвида».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.