Преемственность в обучении математике в начальном и среднем звене
Выступающий : Чуруброва С.Н.
Учитель математики МБОУ СОШ № 5
Проблема преемственности обучения
снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено из-за рассогласованности в них образовательного процесса на организационном, содержательном и методическом уровнях;
Причины возникновения рассматриваемой проблемы
Резкое увеличение устных предметов и объема материалов в них;
Много времени требуется на адаптацию пятиклассников в новых условиях (темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различные требования)
Цель и способы ее достижения
Добиться сохранения качества уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систем
У выпускника младшей школы должны быть сформированы:
Учебно-организационные умения
работать по алгоритму;
самостоятельно составлять алгоритм;
владеть методами самоконтроля;
уметь оценить ответ одноклассника.
Учебно-информационные умения:
владеть техникой чтения в соответствии с возрастом;
уметь работать с учебником;
уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно-публицистической литературой.
Проблемы преемственности
Недостаточное наполнение уроков учебным материалом –медленный темп работы;
Недостаточно четкие организация начала урока, его окончания, выделение дополнительного времени на выполнение самостоятельных и других работ;
Стойкая привязанность детей к неумеренной помощи родителей;
Несформированность эталона ответа у доски на уроках математики;
Недостаточность техники чтения, скорости письма;
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память
Отдельные проблемы реализации преемственности в преподавании математики, выделенные учителями начальной школы
Незнание учителями 5-х классов программы начальной школы.
Несвоевременность передачи результатов мониторинговых исследований.
Различие требований к оформлению условий и решения текстовых задач.
В 5 классе на уроках мало используются игровые приемы работы.
Редкость использования в 5 классе на уроках физминуток.
Неиспользование формул, символики в начальной школе.
Различие приемов и форм работы с учебником.
Учитель начальных классов
— Снизить чрезмерную опеку над учениками
— Увеличить объем разных видов самостоятельной работы.
— Обеспечить переход от использования ярких наглядных пособий до схематических.
— Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения.
— Систематически добиваться логических доказательств, выводов, обобщений.
— Использовать методы и приемы, характерные для 5 класса.
— Осуществлять дифференцированный подход, проводить разно уровневые проверочные работы.
Учитель основной школы
Увеличить опеку над учениками.
— Постепенно увеличивать разные виды самостоятельной работы.
— Использовать разные виды наглядности: схемы, рисунки, диаграммы.
— Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения.
— Систематически добиваться логических доказательств, учитывая возрастные особенности.
— Использовать методы и приемы, характерные для учеников 10-11 лет.
— Осуществлять дифференцированный подход, проводить разно уровневые проверочные работы.
— Владеть методикой переключения внимания, смены деятельности.
Специальные математические знания, умения и навыки
Недостаточность умений устных вычислений (в пределах 100 должны считать устно);
Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел (необходимо регулярно повторять алгоритмы этих действий);
Недостаточность умений решать текстовые задачи (предлагать представлять ситуации, о которых идет речь, изображать на рисунке, как догадались, что именно такое действие нужно выполнить);
Недостаточно развиты графические умения (регулярно выполнять чертежи на бумаге в клетку, без клетки, по командам);
Недостаточно грамотная математическая речь
Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.
В пятых классах я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.
Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:
Например:
В прямоугольнике периметр равен …..
Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..
Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.
Найди периметр прямоугольника зная его длину и ширину, 23см и 65 см соответственно
Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.
Пример задач
Маша и Саша вышли одновременно навстречу друг другу из своих домов, расстояние между которыми 1,82 км. Через какое время они встретятся, если Маша идет со скоростью 4,2 км/ч, а Саша – на 0,7 км/ч быстрее?
Пример задач
Мотоциклист проехал 120 км, 30% из которых – по шоссе. 60% оставшегося расстояния он ехал по грунтовой дороге, а далее – по лесной тропе.Сколько проехал по лесной тропе?.
«ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Таблица умноже- | Навыки устного счета | Решение простейших уравнений | Единицы измерения | Прямоугольник, квадрат | Решение задач на движение | ||||||
| «-» |
| «:» | Длина | Масса | Время | Р | S |
Таблица результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.