Статья "Коррекционные методы и приемы на уроках математики"

  • Педсоветы
  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление, обмен опытом работы.
Иконка файла материала мастер класс.docx

Коррекционные методы и приемы на уроках математики.

 

        Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является сочетание образовательного и коррекционного направлений в единой системе обучения. Поэтому учителя математики нашей школы используют приемы и методы преодоления основного речевого дефекта, обучения предмету и коррекции психофизических недостатков детей с ТНР.

1. Важную роль в обучении играет  связь изучаемого нового речевого материала  со старым. На каждом новом уроке повторяется речевой материал предыдущего урока. Прочное усвоение словарного материала является средством развития связной речи детей.

Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно прочитает дробь: ; ; ; ;

 

        При таком организационном моменте  происходит коррекция развития речи: отрабатывается правильное произношение числительных.

Развитие речи обучающихся – это многогранный и сложный процесс, коррекция этого процесса проявляется на разных этапах обучения.

2. На уроках математики мы обращаем внимание на расширение, обогащение и активацию словарного запаса за счёт введения в речь математической терминологии. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому словарная работа ведется на каждом уроке. Наряду с лексическим толкованием, термины включаются в различные грамматические конструкции,  требующие изменения числа по падежам.

Актуализация знаний.  (вставить пропущенное слово)

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - __________ , знайте,

Под чертою - ______________ .

Дробь такую, непременно,

Надо звать _________________ .

- Закончите предложение

Числитель дроби показывает …

Знаменатель дроби показывает …

Дробь называется правильной если, числитель….

Дробь называется неправильной если, числитель… .

Владение математическими терминами формирует у обучающегося правильное развитие речи.

 

3. Математика — наука абстрактная. Наглядные пособия помогают сделать абстрактные понятия более конкретными и понятными,  особенно для обучающихся с ТНР, у которых преобладает наглядно-образное мышление.

Изучение новой темы.

- Ребята, перед каждым из вас лежит прямоугольник. 

- На сколько долей он разделен? (6)

- Возьмите .

- Возьмите ещё    прямоугольника.

- Сколько у вас получилось?

- А как записать это действие? ( +  = )

- Возьмите  .

- Уберите   прямоугольника. Сколько осталось?

-Как записать это действие? ( -  = )

- Ребята, как вы думаете, какова тема урока? (Сложение и вычитание обыкновенных дробей)

- А чему вы должны научиться? (складывать и вычитать обыкновенные дроби)

- Кто догадался, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями?

- А как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

 

4. Работа с текстом учебника

Работа с текстом учебника неотделима от формирования словарного запаса детей. Поскольку чтение поверхностно, а силы часто тратятся на чтение, а не на понимание прочитанного, то многое остаётся непонятным. Изучаемые правила стараемся излагать в более простой формулировке. После чтения правила мы спрашиваем: «Как это сказать по-другому? Расскажи своими словами то, что ты сейчас прочитал»

 

Работа с учебником.

- Ребята, на 30 странице учебника найдите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

- Кто прочитает?

- Найдите правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Прочитайте. А теперь расскажите своими словами (многократное повторение)

  -Ты прочитай, ты прочитай. Ты расскажи, ты расскажи.

 

Ребята, обратите внимание на чтение действия сложения и вычитания дробей .

1)                       Глагол ПРИБАВИТЬ требует предлога К

         К (скольки?)   прибавить (сколько?)

2)                       Глагол ОТНЯТЬ требует предлога ОТ

              От (скольки)  отнять (сколько)

3)                        Глагол ВЫЧЕСТЬ требует предлога ИЗ

      Из (скольки?)    вычесть (сколько?) 

Прочитайте :  + ;  + ;  - ; 

 

5. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой помогает бороться с рассеянностью и повышает вовлеченность в учебный процесс.

На уроках математики необходима словарная работа.

Главная цель такой работы — уяснение точного значения математических слов и выражений, а также их правильное написание. Без понимания этой специфической терминологии обучающимся трудно понять даже самые простые задачи или объяснения.

Словарную работу можно совместить с двигательной активностью. Она вносит положительные эмоции.

Словарная работа с двигательной активностью:

- Если термин написан правильно  - наклон головы вперед и хлопок в    ладоши.

- Если термин написан неправильно - наклон головы вправо-влево и потопать.

(Чеслитель, Знаменатель, сума,разность, дроб, обыкновеная,правельная,неправильная.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Коррекционная речевая работа на уроках математики нужна для повышения уровня общего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и восполнения пробелов в знаниях  сложных математических понятий.

Речь является основным средством формирования мысли и ее выражения, поэтому ее развитие неразрывно связано с развитием математического и логического мышления.