Коррекционные методы и приемы на уроках математики.
Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является сочетание образовательного и коррекционного направлений в единой системе обучения. Поэтому учителя математики нашей школы используют приемы и методы преодоления основного речевого дефекта, обучения предмету и коррекции психофизических недостатков детей с ТНР.
1. Важную роль в обучении играет связь изучаемого нового речевого материала со старым. На каждом новом уроке повторяется речевой материал предыдущего урока. Прочное усвоение словарного материала является средством развития связной речи детей.
Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно прочитает дробь:
;
;
;
; ![]()
При таком организационном моменте происходит коррекция развития речи: отрабатывается правильное произношение числительных.
Развитие речи обучающихся – это многогранный и сложный процесс, коррекция этого процесса проявляется на разных этапах обучения.
2. На уроках математики мы обращаем внимание на расширение, обогащение и активацию словарного запаса за счёт введения в речь математической терминологии. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому словарная работа ведется на каждом уроке. Наряду с лексическим толкованием, термины включаются в различные грамматические конструкции, требующие изменения числа по падежам.
Актуализация знаний. (вставить пропущенное слово)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - __________ , знайте,
Под чертою - ______________ .
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________ .
- Закончите предложение
Числитель дроби показывает …
Знаменатель дроби показывает …
Дробь называется правильной если, числитель….
Дробь называется неправильной если, числитель… .
Владение математическими терминами формирует у обучающегося правильное развитие речи.
3. Математика — наука абстрактная. Наглядные пособия помогают сделать абстрактные понятия более конкретными и понятными, особенно для обучающихся с ТНР, у которых преобладает наглядно-образное мышление.
Изучение новой темы.
- Ребята, перед каждым из вас лежит прямоугольник.
- На сколько долей он разделен? (6)
-
Возьмите
.
-
Возьмите ещё
прямоугольника.
- Сколько у вас получилось?
- А как
записать это действие? (
+
=
)
-
Возьмите
.
-
Уберите
прямоугольника.
Сколько осталось?
-
Как
записать это действие? (
-
=
)
- Ребята, как вы думаете, какова тема урока? (Сложение и вычитание обыкновенных дробей)
- А чему вы должны научиться? (складывать и вычитать обыкновенные дроби)
- Кто догадался, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями?
- А как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
4. Работа с текстом учебника
Работа с текстом учебника неотделима от формирования словарного запаса детей. Поскольку чтение поверхностно, а силы часто тратятся на чтение, а не на понимание прочитанного, то многое остаётся непонятным. Изучаемые правила стараемся излагать в более простой формулировке. После чтения правила мы спрашиваем: «Как это сказать по-другому? Расскажи своими словами то, что ты сейчас прочитал»
Работа с учебником.
- Ребята, на 30 странице учебника найдите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- Кто прочитает?
- Найдите правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Прочитайте. А теперь расскажите своими словами (многократное повторение)
-Ты прочитай, ты прочитай. Ты расскажи, ты расскажи.
Ребята, обратите внимание на чтение действия сложения и вычитания дробей .
1) Глагол ПРИБАВИТЬ требует предлога К
К (скольки?)
прибавить
(сколько?) ![]()
2) Глагол ОТНЯТЬ требует предлога ОТ
От (скольки)
отнять
(сколько) ![]()
3) Глагол ВЫЧЕСТЬ требует предлога ИЗ
Из (скольки?)
вычесть
(сколько?) ![]()
Прочитайте :
+
;
+
;
-
;
![]()
5. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой помогает бороться с рассеянностью и повышает вовлеченность в учебный процесс.
На уроках математики необходима словарная работа.
Главная цель такой работы — уяснение точного значения математических слов и выражений, а также их правильное написание. Без понимания этой специфической терминологии обучающимся трудно понять даже самые простые задачи или объяснения.
Словарную работу можно совместить с двигательной активностью. Она вносит положительные эмоции.
Словарная работа с двигательной активностью:
- Если термин написан правильно - наклон головы вперед и хлопок в ладоши.
- Если термин написан неправильно - наклон головы вправо-влево и потопать.
(Чеслитель, Знаменатель, сума,разность, дроб, обыкновеная,правельная,неправильная.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Коррекционная речевая работа на уроках математики нужна для повышения уровня общего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и восполнения пробелов в знаниях сложных математических понятий.
Речь является основным средством формирования мысли и ее выражения, поэтому ее развитие неразрывно связано с развитием математического и логического мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.