Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №
16 г. Балаково, Прониной Ирины Сергеевны.
2.
Функциональная грамотность
–это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах. Её смысл –в метапредметности, в осознанном
выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех
предметных знаний для решения конкретной задачи.
3.
Составляющие функциональной грамотности
•
Математическая
• Финансовая
• Естественнонаучная
• Читательская
• Критическое мышление
4.
Зачем формировать функциональную
грамотность?
В современном
мире для школьников важны не только фундаментальные знания
по предметам, но и умение работать
с большими объемами и разными видами информации,
креативность, способность планировать исследования, грамотно объяснять процессы
и явления.
Главным становится функциональная грамотность, так как
это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах
жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одним из ее видов является математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность
индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику
для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики
в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
5
Составляющие математической грамотности
Умение
находить и отбирать информацию;
Умение производить арифметические действия и применять их для решения
задач;
Умение интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
6
Для обучения функциональной грамотности, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий.
С помощью заданий ребята сначала отрабатывают каждую из грамотностей (читательскую, математическую, естественно-научную и другие) в отдельности, а затем — в комбинации.
Полезны задачи, которые не содержат шаблонных подсказок. Мы можем отрабатывать типовые способы решения задач, однако дети привыкают к схеме «новая тема — упражнения для закрепления», то есть «способ решения — задача». В таком формате они не задумываются над тем, что делают, а вспоминают конкретные правила и выполняют задания. Когда речь идет о функциональной грамотности, которая воссоздает ситуации из повседневной жизни, подобные модели могут не подойти. Необходимо освоить учебный принцип — «от задачи к способу решения». Педагогу в этом помогут, например, задания на понимание смыслов: «Приведи пример...», «Вырази с помощью...», «Поясни термин/утверждение...», «Изобрази...» и т.п.
При работе с задачей по функциональной грамотности важно понять, что решение зависит от ее сути (а не от недавно пройденных правил), а теоретические знания следует переносить на практику. Верных вариантов может быть несколько — потребуются рассуждения. Проверяют такие задания не по правильному ответу, а по верному способу решения.
7
Какие виды учебных заданий используются?
Это компетентностно-ориентированные задания, которые изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют их применения в практической деятельности.
Какими особенностями характеризуются компетентностно- ориентированное задание?
Имитирует жизненную ситуацию;
Адаптирована к возрастному уровню обучающихся;
Выходит за рамки одной образовательной области;
Обладает избыточным или недостаточным количеством данных.
8 9 10 11 12
Типы компетентностно- ориентированных заданий
Предметные компетентностно- ориентированные задания
Практические компетентностно- ориентированные задания
Межпредметные компетентностно- ориентированные задания
13
Какие приемы позволяют максимально эффективно развивать математическую грамотность?
· Использование математического моделирования.
· Обогащение социального опыта обучающихся.
· Личная значимость компетентностно-ориентированного задания.
· Общественная значимость компетентностно-ориентированного задания.
· Межпредметная интеграция.
14
Рассмотрим прием математического моделирования при решении контекстных задач.
Первый этап- это математизация информации, т.е. перевод данных в математические величины.
Второй этап –установление функциональной зависимости между величинами.
Третий этап- составление собственно математической задачи (строится график, таблица, рисунок или эскиз, граф)
Четвертый этап- решение собственно математической задачи исходя из новых условий.
Пятый этап- составляем обобщенную модель с использованием буквенной символики. Задачи связанные с нахождением скорости, времени. расстояния,
Шестой этап- интерпретация полученных результатов в контексте реальной ситуации.
Пример: Задача 9 стр.21 учебник математика 3
1516
Для обогащение социального опыта учащихся
я использую задачи из тренажера
17
Пример компетентностно-ориентированных заданий имеющих личную значимость
Стимул: Коля увлекается историей древнего мира. В воскресенье он запланировал сходить в историко-краеведческий музей. Но так же мальчик очень любит смотреть мультфильмы. Как же ему совместить два любимых занятия.
Задачная формулировка: Расстояние от дома до музея 4 км. Туда и обратно Коля решил идти пешком, туда со скоростью 4 км/ч, а обратно со скоростью 2 км/ч. В музее он планирует пробыть 2 часа, а вернуться хочет к 14 часам, что бы успеть посмотреть мультфильм по телевизору.
1 задание: Рассчитай, сколько времени уйдёт у Коли на весь поход в музей.
Полученные данные запиши в таблицу
Время, потраченное на дорогу в музей. |
Время, потраченное на обратный путь. |
Время нахождения в музее. |
Общее время. |
|||
|
|
|
|
|||
2 задание: Закончи предложение:
Чтобы вернуться к просмотру мультфильма, Коля должен выйти из дома не позже ...
3 задание: Рассчитай, во сколько Коля должен выйти из дома, если бы он поехал в музей на велосипеде со скоростью 8 км/ч (туда и обратно). Учти, что на остановки по дороге он потратил ещё 15 мин. Запиши свои рассуждения и вывод.
18
Общественная значимость компетентностно-ориентированных заданий
Стимул: В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в этой акции.
Задачная формулировка: Каждый класс имеет по 32 метра провода, которым нужно обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы предлагают выбрать из следующих вариантов.
1 задание: Обведи слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости, от того, хватит или не хватит участникам 32 метра провода, чтобы обозначить её границу.
2 задание: Укажи на чертеже размеры сторон клумб, если известно, что на их разметку ушло 32 метра провода.
3 задание: Придумай свои формы клумб. Запиши размеры сторон. Помни, что на разметку каждой клумбы отводится только 32 метра провода.
Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
19
Межпредметная интеграция
Проводя наблюдение за учащимися, можно сделать вывод о том, что уроки с использованием межпредметных связей улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Рассмотрим на примере задачи, связанной с темой здорового питания. питания
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Необходимо определить тему предстоящего урока, а она у нас связана с определенным математическим содержанием.
Понять, что может быть нового на этом уроке, не только в плане математических знаний, но и в плане социального опыта.
Определить значимость знаний, которые получат учащиеся на этом уроке. Тогда все эти вопросы могут быть сформулированы в виде личностно значимой проблемы. Эта проблема будет иметь не математический характер, а носить роль жизненной ситуации. Когда отработан набор определенных знаний умений и навыков. Как они работают н практике можно проверить, выполняя мини-проекты в конце темы. Работу можно организовать как в группах, так и индивидуально.
20
· Активно вовлекать школьников в учебный процесс. Чтобы заинтересовать ребят, можно использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты, инсценировки и т.д.
· Поощрять учебное сотрудничество — учение в общении. Так дети получат возможность обмениваться мнениями о задании, смогут обсудить пути решения, сравнить их способы и полученные результаты.
· Поощрять поисковую активность.
· Развивать у школьников самостоятельную оценочную деятельность, не «захватывая» все функции контроля и оценки.
· Переводить знания из пассивных в активные. Для этого подойдут задания с неопределенными решениями, где требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета и допустимы альтернативные ответы.
· Развивать читательскую грамотность. Она необходима не только на уроках русского языка и литературы — 20-30 процентов ошибок могут возникнуть из-за того, что дети не понимают смысл задания или не могут грамотно прочитать текст.
Для применения таких подходов специалисты предлагают следующие форматы заданий:
· учебные исследования;
· учебные проекты, задания проектного типа;
· кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, которые помогают получить опыт успешных действий;
· комплексные задания (в которых есть мотивационная часть, а также разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетенции).
21
Расширение математического кругозора. Позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Кроме того, развитие математической грамотности способствует формированию критического мышления, умению решать проблемы и развивает важные навыки, которые понадобятся детям в будущем.
22
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.