Тема: «Формирование связной речи детей с ОВЗ, как предупреждение нарушений дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»
1. Актуальность темы.
Устная речь – это фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе.
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.
Прогнозирование готовности детей к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией, а именно в начале учебного года, мы провели диагностику, в результате которой наметили перспективное планирование на учебный год.
Весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.
Все сказанное обуславливает актуальность темы исследования, над которой мы работали. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач исследования.
2. Цели и задачи.
Цель: использование различных методов работы с детьми ЗПР для предупреждения дисграфии и дислексии.
Задачи:
1. Провести диагностику детей в начале учебного года.
2. Разработать и включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс заданий и упражнений, способствующих развитию фонетико – фонематического слуха и связной речи, подготовить их дидактическое обеспечение.
3. Составить перспективное планирование на год.
4. Выстроить систему работы с дидактическим материалом по предупреждению нарушений чтения и письма.
5. Подобрать рекомендации для родителей и воспитателей по предупреждению нарушений чтения и письма.
6. Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.
7. Отследить динамику развития связной речи и предпосылок возможных нарушений чтения и письма у детей подготовительной группы ЗПР.
3. Содержание деятельности.
Для формирования сенсорных эталонов у дошкольников мы используем многофункциональный сенсорный коврик, который изготовили собственноручно и назвали «Волшебный коврик».
Пособие прекрасно подходит для изучения лексических тем, обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Пособие соответствует ФГОС ДО. Оно содержательно – насыщенно (разные атрибуты, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); полифункционально, вариативно, доступно и безопасно в использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его детьми и в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Используемый демонстрационный материал разнообразен, подбирается с учётом индивидуальных особенностей восприятия детей. Плоскостные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны, вызывают интерес и желание играть с ними. Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и безопасны в использовании.
Так же мы стали использовать его в работе по связанной речи детей с ОВЗ, как предупреждение нарушений дисграфии и дислексии. В практике мы работаем различными методами и приёмами. Это и вопросы, и беседы, и рассказы, художественное слово, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические, речевые и театральные игры, мнемотехника и др., которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях.
В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи. Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.
Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной.
На процесс становления связной речи одним из важных факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконина - влияет наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Взяв за основу мнение великих педагогов, мы убедились в том, что именно использование слияния наглядности и игрового характера деятельности поможет нам решить проблему. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать разные анализаторы.
Совместно с родителями мы изготовили дидактическое пособие сезонное дерево.
Педагогическая идея изготовления данного пособия состоит в использовании его, как средства при ознакомлении с сезонными изменениями в природе и временами года, о животном и растительном мире.
Направление пособия:
- позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в разное время года;
- пособие можно использовать как часть календаря природы;
- способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет увеличить словарный запас, развивает речь детей, мелкую моторику рук;
- развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности;
- способствует развитию воображения как основы творческой деятельности, помогает формированию процесса нестандартного мышления;
- пособие находит применение во многих областях НОД: художественно – эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация), речевом развитии (составление рассказов), познавательном развитии (ФЦКМ, ФЭМП).
Время года |
Образовательная деятельность |
Применение пособия в образовательной деятельности |
Весна |
Ознакомление с окружающим миром. «Признаки весны». |
Рассматривание цветущих деревьев, зеленеющей листвы. |
Речевое развитие «Весна». |
Рассматривание цветущих деревьев, птенцов в гнёздах, цветов, насекомых. |
|
ФЭМП. Счёт. Составление задач. |
Считают цветочки на дереве, листья, насекомых, бабочек. |
|
Составление предложений. Придумывание рассказов, сказок. |
Использование элементов макета. |
|
Лето. |
Ознакомление с окружающим миром. «Признаки лета». |
Рассматривание зелёной листвы, насекомых, птиц. |
Речевое развитие «Цветы». |
Беседа о цветах. |
|
ФЭМП. Счёт. Составление задач. |
Считают бабочек, жучков, птиц, листочки, ягоды. |
|
Составление предложений. Придумывание рассказов, сказок. |
Использование элементов макета. |
|
Осень. |
Ознакомление с окружающим миром. «Краски осени». |
Рассматривание: осадки, цвет листьев, грибы, спелые яблоки, груши. |
ФЭМП. Счёт. Составление задач. |
Считают листья, яблоки, груши. |
|
Развитие речи «Осень». |
Рассматривание листьев. Листопад. Рассматривание животных, птиц, насекомых во все времена года. Рассматривание грибов. Беседа о съедобных и несъедобных грибах. |
|
Составление предложений. Придумывание рассказов, сказок. |
Использование элементов макета. |
|
Зима. |
Ознакомление с окружающим миром. «Признаки зимы». |
Рассматривание: снег, снежинки, осадки, медведь в берлоге. |
Развитие речи «Зима». |
Беседа о признаках зимы, приспособлении животных и птиц к зимним условиям. |
|
ФЭМП. Счёт. Составление задач. |
Считают снегирей, снежинки. |
|
Составление предложений. Придумывание рассказов, сказок. |
Использование элементов макета. |
Вывод: Дидактическое пособие «Сезонное дерево» востребовано детьми и способствует их всестороннему развитию.
Помимо коррекции речи, перед нами стоит задача и подготовки руки ребенка к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности и скоординированности движений кисти ведущей руки. Поэтому для подготовки ребёнка к письму необходимо развивать пальцевую моторику.
Для этого мы используем различные виды раскрасок.
Обыкновенная раскраска играет колоссальную роль в жизни ребенка. При раскрашивании той или иной картинки, ребенок познает окружающий мир, цветовую гамму, развивает мелкую моторику, воображение, готовит детскую ручку к письму, учится аккуратности. Раскрашивая картинку, ребенок делает первые шаги в мир искусства.
Детишки очень любят раскрашивать, а кроме приятного времяпрепровождения. Раскрашивание для детей играет огромную роль, особенно в их развитии.
Раскраски также очень помогают детям развивать дисциплинированность в себе, так как во время раскрашивания им приходится заниматься однотипной и монотонной работой, для чего требуется усидчивость, потому что здесь нужно довести свое начатое дело до самого конца. Такие занятия помогают развивать самостоятельность и аккуратность, потому что после окончания занятия за собой следует все убрать, разложить по своим местам.
На занятиях используем различные виды раскрасок. Дети очень любят раскраски с заданиями, с дорисовыванием, раскрашивание наложенных контуров, с их помощью мы разучиваем с детьми звуки, фигуры, цифры и цвета, дети увеличивают свои знания об окружающем мире и пополняют словарный запас.
Большое внимание в своей работе мы уделяем играм и упражнениям по коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи с использованием методического пособия «Развиваемся, балансируя на доске Бильгоу».
Методическое пособие посвящено проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелое нарушение речи - сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь. Проблемы речевого развития у детей, часто связывают с нарушением работы мозжечка.
Мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д. Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Ведущая задача данного пособия состоит в том, чтобы синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие, координацию, повысить успеваемость в школе.
Доска Бильгоу имеет ровную поверхность и полусферическое основание, на которой нужно поддерживать равновесие и одновременно выполнять простейшие физические и речевые задания. Это стимулирует работу мозжечка и является очень важным условием для повышения эффективности работы по развитию связной речи детей с ОВЗ, для предупреждения нарушений дисграфии и дислексии.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске Бильгоу. Чтобы эти занятия стали для детей с нарушениями речи интересными и неутомительными, они проходят в игровой форме с различными атрибутами: мешочками различной наполненности, мячом-маятником, планкой с цветными секторами; методически подобранным речевым материалом, включающим в себя игры, чистоговорки, предложения, стихи, призванные заинтересовать ребенка, помочь в овладении устным материалом, развить внимание, навыки пространственной ориентировки, помогут ребенку развить мышцы артикуляционного аппарата; слуховое и зрительное внимание; память; фонематическое восприятие; расширят словарный запас ребенка, его знание и представление об окружающем мире.
Большое внимание уделяем местоимениям. Работаем по карточкам ПЭКС.
Так же наш любимый «Волшебный коврик» является неотъемлемой частью доски Бильгоу. Многофункциональный он потому, что на основу можно крепить различный картинный материал по лексическим темам.
Еще на нашей доске мы играем в игру «Говорящие ладошки», которую мы придумали сами. Цель дидактического пособия: составление предложений с использованием карточек ПЭКС, предлогов.
Как показывает практика, особая роль в развитии связной речи принадлежит театрализованным играм. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставим перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку. Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания. За время нашей работы мы столкнулись с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения.
Становясь участником сказки, примеряя на себя роль героя, ребёнок, как будто, забывает о своих проблемах, увлекается игрой в театр. Мы считаем, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
4. Результативность деятельности.
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
• Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Обследование уровня развития связной речи (Начало учебного года)
Фамилия Имя ребенка |
Пересказ небольшого рассказа |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Описание предмета |
Рассказ по сюжетной картине |
А. Влад |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
Б. Андрей |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
В. Марк |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
К. Варвара |
средний |
средний |
высокий |
низкий |
К. Михаил |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
К. Виктория |
средний |
средний |
высокий |
низкий |
К. Богдан |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
П. Михаил |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
П. Фёдор |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Ч. Виктория |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Обследование уровня развития связной речи (Конец учебного года)
Фамилия Имя ребенка |
Пересказ небольшого рассказа |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Описание предмета |
Рассказ по сюжетной картине |
А. Влад |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
Б. Андрей |
средний |
средний |
средний |
средний |
В. Марк |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
К. Варвара |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
К. Михаил |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
К. Виктория |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
К. Богдан |
средний |
средний |
высокий |
средний |
П. Михаил |
средний |
средний |
средний |
низкий |
П. Фёдор |
средний |
средний |
средний |
низкий |
Ч. Виктория |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Сводная таблица обследования уровня развития связной речи
|
Начало учебного года |
Конец учебного года |
||||||
|
Пересказ небольшого рассказа |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Описание предмета |
Рассказ по сюжетной картинке |
Пересказ небольшого рассказа |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Описание предмета |
Рассказ по сюжетной картинке |
Низкий уровень |
80 % |
70 % |
60 % |
100 % |
20 % |
30 % |
10 % |
50 % |
Средний уровень |
20 % |
30 % |
20 % |
0 % |
60 % |
50 % |
50 % |
40 % |
Высокий уровень |
0 % |
0 % |
20 % |
0 % |
20 % |
20 % |
40 % |
10 % |
По результатам проведенной диагностики наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, повысилась познавательная активность детей.
К концу года мы увидели, что дети способны выполнять более сложные упражнения, при этом у них вырос интерес к занятиям. Сравнивая полученные результаты и реакцию детей на обучение по данным методикам, была сформирована картотека игр и упражнений, способствующей развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, опыт показывает, что в ходе реализации описанных игр и упражнений для развития связной речи, связная речь детей значительно улучшилась. Они стали более точно воспроизводить рассказы, их речь стала значительно разнообразнее, лексический запас слов вырос, в текстах появились распространенные и сложные предложения. Дети стали самостоятельно строить рассказы, а не только повторять услышанное. С помощью данного метода реализовывались поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекались в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Представленные результаты диагностики свидетельствуют в целом о положительной динамике формирования уровня связной речи у детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.