Работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе
Оценка 5

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе

Оценка 5
Домашняя работа +1
docx
дефектология
21.11.2024
Работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе
Приемы работы с детьми с ОНР во 2 классе
Работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе.docx

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе

 

В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей с общими нарушениями речи, что требует внимания со стороны педагогов и специалистов в области коррекционного образования. ОНР 3 типа характеризуются значительными нарушениями в развитии связной речи, что негативно сказывается на учебной деятельности и социальной адаптации детей.

Цель статьи: анализ особенностей и путей развития связной речи у обучающихся с ОНР 3 типа во 2 классе.

Связанная речь является ключевым компонентом формирования коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации ребенка и его обучения. У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 3 типа имеются значительные трудности в построении связных высказываний, что отражается на их учебной деятельности, эмоционально-личностной сфере и общении с окружающими. Работа над связной речью во 2 классе актуальна, так как дети в этом возрасте переходят к осмысленному построению текстов (рассказов, описаний, повествований), что требует поддержки в развитии речевых навыков.

В своей деятельности по развитию связной речи у обучающихся с ОНР 3 типа во 2 классе я использую следующие методы и приемы:

1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок

  • Цель: Развивать умение логически последовательно излагать события, использовать различные виды предложений.
  • Этапы:
    1. Демонстрация картинок и обсуждение изображенных событий.
    2. Составление предложений по каждой картинке.
    3. Объединение предложений в связный рассказ.
  • Планируемый результат: Умение детей создавать последовательные и связные тексты.
  • Возможные трудности: Неспособность логически связать отдельные события; бедность словарного запаса.

2. Игры с вопросами (например, "Кто? Что? Где? Когда?")

  • Цель: Формировать навык постановки и ответа на вопросы, активизировать использование разных типов слов.
  • Этапы:
    1. Учитель задает простые вопросы по теме.
    2. Дети учатся задавать вопросы друг другу.
    3. Обсуждение ответов и составление общих выводов.
  • Планируемый результат: Умение формулировать и отвечать на вопросы, что способствует созданию развернутых высказываний.
  • Возможные трудности: Трудности с грамматически правильным построением вопросов и ответов.

3. Работа с опорными схемами и планами

  • Цель: Развивать умение структурировать текст, ориентироваться на заданный план.
  • Этапы:
    1. Предоставление схемы или плана (например, "Начало - Основная часть - Конец").
    2. Совместное составление текста по плану.
    3. Самостоятельная работа с аналогичной схемой.
  • Планируемый результат: Умение структурировать высказывания и составлять текст по заданному плану.
  • Возможные трудности: Сложность запоминания и удержания последовательности действий.

4. Словесное рисование (описание предметов или ситуаций)

  • Цель: Развивать навыки описания, пополнять словарный запас, совершенствовать связность речи.
  • Этапы:
    1. Учитель предлагает объект для описания (например, картинку).
    2. Постановка вопросов для уточнения деталей (например, "Какого цвета? Какой формы?").
    3. Самостоятельное составление описания.
  • Планируемый результат: Умение подробно описывать предметы, используя расширенные фразы.
  • Возможные трудности: Односложные ответы, пропуск ключевых характеристик.

5. Драматизация сказок или историй

  • Цель: Стимулировать выразительность речи, умение передавать последовательность событий.
  • Этапы:
    1. Чтение или прослушивание сказки.
    2. Разыгрывание сцен с распределением ролей.
    3. Пересказ сказки после игры.
  • Планируемый результат: Развитие связного повествования, выразительности речи.
  • Возможные трудности: Стеснительность, трудности в запоминании последовательности текста.

6. Создание текстов-рассуждений ("Почему?")

  • Цель: Развивать логическое мышление, навыки аргументации.
  • Этапы:
    1. Постановка вопроса (например, "Почему нужно убирать игрушки?").
    2. Обсуждение возможных причин.
    3. Создание текста с аргументами.
  • Планируемый результат: Умение составлять логически обоснованные тексты.
  • Возможные трудности: Ограниченный объем знаний для обоснования ответа.

Общие рекомендации

  • Поддерживать мотивацию с помощью игровых приемов.
  • Постепенно увеличивать сложность заданий.
  • Давать обратную связь, хвалить за успехи.
  • Использовать индивидуальный подход, учитывая речевые и когнитивные особенности каждого ребенка.

Развитие связной речи у детей с ОНР 3 типа является важной частью их речевого и когнитивного развития, необходимой для успешного обучения и социализации. Во 2 классе эта работа направлена на формирование навыков логически последовательного, грамматически правильного и содержательного высказывания. Применение разнообразных приемов, таких как составление рассказов, работа с вопросами, использование опорных схем и планов, словесное рисование, драматизация и создание текстов-рассуждений, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, активизировать их познавательную деятельность и творческие способности.

Эффективная работа требует систематичности, постепенного усложнения заданий, создания поддерживающей среды и тесного сотрудничества с родителями. Несмотря на возможные трудности, такие как ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи и низкий уровень концентрации, положительная динамика в развитии связной речи способствует успешной адаптации ребенка в учебной и социальной среде.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 типа во 2 классе создает базу для дальнейшего личностного и образовательного роста, помогая им преодолевать речевые трудности и раскрывать свой потенциал.

 

 

 


 

Работа по развитию связной речи у детей с

Работа по развитию связной речи у детей с

Цель: Формировать навык постановки и ответа на вопросы, активизировать использование разных типов слов

Цель: Формировать навык постановки и ответа на вопросы, активизировать использование разных типов слов

Возможные трудности: Односложные ответы, пропуск ключевых характеристик

Возможные трудности: Односложные ответы, пропуск ключевых характеристик

Эффективная работа требует систематичности, постепенного усложнения заданий, создания поддерживающей среды и тесного сотрудничества с родителями

Эффективная работа требует систематичности, постепенного усложнения заданий, создания поддерживающей среды и тесного сотрудничества с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024