Особенности психического и физиологического
развития детей и подростков младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Дети с нарушением слуха
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет
естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею;
Ранооглохшие --глухие без речи;
Позднооглохшие-глухие, сохранившие речь ;
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени;
Слабослышащие - дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками.
Психологическое развитие
Психическое развитие- это закономерное изменение психических процессов , оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других,ранее сформировавшихся.
В подростковом возрасте первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.
Понятие Л.С.Выготского
о структуре дефекта
Первичный дефект-нарушение слуха, приводит к отклонению первого и второго порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления.
Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру меж функциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее коррекция.
-- первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;
результате повреждения слухового аппарата;
-- вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;
--отклонение третьего порядка – своеобразное формирование всех познавательных процессов;
Психологические особенности детей с нарушением слуха
1.Искажение слухового восприятия;
2.Трудности формирования речи,своеобразие речевого развития;
3.Особенности памяти,внимания ,мышления;
4.Паталогическое формирование личности (ограничение в общении);
Особенности психического развития
-ограничение знаний об окружающей действительности;
-замедленное формирование о форме и размерах предметов, объектов;
--замедленность формирования счетных операций;
--неспособность к пересказу прочитанного;
--инертность психических процессов;
--конкретно-образный тип мышления;
--незрелость поведения;
Особенности ощущения и восприятия
Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно- вибрационная чувствительность резко обостряется.
Двигательные ощущения—недостаточно точная коррекция и неуверенность движений, замедленность во владении двигательными навыками , трудности в овладении статического и динамического равновесия, нарушение плавности и синхронности движения, низкий уровень пространственной ориентации, замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.
Особенности развития внимания
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
- Для детей и подростков с нарушениями слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.
-На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания детей и подростков с нарушениями слуха остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.
- У детей и подростков с нарушениями слуха в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации:
буквы, цифры, фигуры и т.п.
Особенности развития памяти
Память -это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.
- Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушениями слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
- Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная. При этом дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты.
-Память давно усвоенных представлений могут уподобляться дети с нарушениями слуха новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Особенности воображения
Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании
представлений и создании новых образов на основе имеющихся.
-Многие дети с нарушениями слуха не могут отвлечься от конкретного, буквального
значения пословицы. Затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений свидетельствуют о недостаточном уровне развития воображения. Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию,чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть.
Особенности мышления
Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в
обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.
-Дети с нарушенной слуховой функцией длительное время продолжают оставаться на
ступени наглядно- образного мышления, т.е.мыслят не словами, а образами, картинами. В
формировании словесно - логического мышления они резко отстают от слышащих сверстников,причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях,чем сходствах.
Особенности развития речи
--недостаточное овладение звуковым составом слова;
- непонимание переносного смысла выражения;
Самооценка и уровень притязаний
Представление детей с нарушением слуха о самом себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание с нарушением слуховой функции от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок , их обоснования, зависимости от мнения педагога, окружающих.
Уровень притязания учащихся с нарушениями слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается.
У таких детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.