Предметно-развивающая среда в ДОУ

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметно-развивающая пространственная среда в ДОУ
Иконка файла материала ПРПС.pptx

Предметно-развивающая среда в ДОУ с учётом принципов.

CРЕДОЙ называется реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Термин «среда», под которым понималось окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре в эпоху Просвещения.

Развивающая среда выступает:

В роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка;
Способствует раннему проявлению разносторонних способностей;
Побуждает ребенка проявлять активность и инициативу.

Функции развивающей образовательной среды.

1.Развивающая функция.
Предполагает понимание развития как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) развития ребенка («от простого к сложному»: от уже известного к новым, неизвестным компонентам ).

2.Стимулирующая функция.
Требует компетентного и творческого подхода к организации предметно-развивающей среды.
УСЛОВИЯ:
Среда представляет для ребенка интерес, мотивировать его к действиям, исследованию.
Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

3. Информационная функция.
Предмет – яркий источник познания окружающего мира.
Каждый предмет в развивающей среде несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта.

4. Функция сохранения психологического здоровья.
Окружающая среда является для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка в группе, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.

5. Воспитывающая функция.
Может быть реализована при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором:
* уступить или действовать самому;
* поделиться или взять себе;
* предложить помощь или пройти мимо проблем товарища.

6. Организационная функция.
СРЕДА:
Создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка;
Служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на образовательный процесс.

Принципы построения предметно-развивающей среды.

Принцип информативности.
Разнообразие тематики материалов и оборудования, активность детей во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности.
Определяется видом ГДОУ (Государственного Дошкольного Образовательного Учреждения), содержанием дошкольного образования, национально-культурными и климатическими особенностями города/региона.

Принцип интеграции образовательных областей.
Использование материалов и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.

Принцип полифункциональности.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей сред.


Принцип трансформируемости.
Изменение предметно-развивающей среды, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Показатели развивающей предметной среды:

Спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим;
Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполняемых в течение дня;
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать деятельность по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;
Положительный эмоциональный настрой детей; их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад;
Отсутствие частых конфликтов между детьми.

Проблемы в организации предметно-развивающей среды:

1. Среда не отражает специфику программ и технологий реализуемых в ДОУ.
2. Среда чаще всего статична. Дети не принимают участие в ее проектировании и изменении.
3. При создании среды, не учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерная (половая) принадлежность, личностные особенности.
4. Оснащение «центров» (зон) носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности взрослого и ребенка.
5. Ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой.

Требования к развивающей среде.

Гигиенические требования.

Безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ.

Психолого-педагогические требования к развивающей среде.

Эстетические требования Эстетические требования.

использование в интерьере детских работ;
использование предметов народно-прикладного искусства;
использование в оформлении групп комнатных растений.

Создание предметной среды необходимо исходить из эргодических требований к жизнедеятельности антропометрических, физических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация, обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.
Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки.)

Принцип активности.
Это возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться. Использование больших модульных наборов, центры песка и воды, мастерские.

Принцип стабильности-динамичности.
Ориентирован на создание условий для изменений в соответствии со вкусом, настроением, возможности. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
Использование игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой трансфортируемости пространства, с большим разнообразием предметного накопления, здесь же возможно создание тематических зон (например: мягкая мебель, как часть игровой).

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центы отхватывающие все интересы ребёнка;
Место отдыха;
Место уединения.

Принцип сочетания привычных и неоднородных элементов.
Очень часто этот принцип недооценивают. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип.
Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с приятными обществе нормами.

Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.
Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени.

Принцип этапности и учета возрастных особенностей.
Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Наличие предметов материалов, известных детям.
Наличие предметов и материалов, которые дети будут овладевать с помощью взрослого.
Наличие незнакомых материалов и предметов.

Конкретная реализация принципов построения среды предполагает ее моделирование. Моделирование представляет собой мыслительный процесс создания (воссоздания) аналога (модели) предметно-развивающей среды. При моделировании за основу берутся научные положения исследователей, учет базовых компонентов, параметры построения: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение.

Время — важнейший параметр моделирования среды. Для этого параметра характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я — Я», «Я — воспитатель», «Я — другие». «Я — все дети» и т.д.

Предметное окружение включает следующие характеристики: соответствие программе: предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.

Таким образом, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды. Технология включает: активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды; обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.