Ибрагимова Альмира Хамзаевна.
I.1 Прослушивание видеозаписи ,,С чего начинается Родина?”(На столах у команд слова песни)
2.а)Вступление: -О чём песня?
б)Рассказ о прошлом нашей местности.
В) Работа по ,,Культурному дневнику школьника.”(внимание на дату образования Республики Татарстан)
II.1.Определение темы занятия и порядка работы на занятии.
2.Краткий рассказ о создании РСФСР, СССР и ТАСССР.
3.Прослушивание песни ,,Туган ягым” на трёх языках.(в это время выполняетя первое задание командам: назвать свою команду.
III.Проведение конкурса:
1.Выразительное чтение стихотворений о Родине.
2.Команды рассказывают о государственных символах СССР,РСФСР и ТАССР.( 1 команда- (гимны -Интернационал.), 2 команда- гербы, 3 команда- флаги)
3.На листочке команды отвечают на вопросы:
-Какие государственные символы знаете?
-Назовите столицы: Татарстана, РСФСР и СССР.
-Какие новые знания вы получили на занятии?
-Понравилось ли вам занятие и что понравилось?
IV.Подведение итогов занятия.
1. Просьба оценить своё участие на занятии.(по пятибалльной системе)
2.Оценка работы своей команды.
3.Оценка работы на занятии.
Внеурочное занятие, проведённое с учащимися 4 класса.
Педагог дополнительного образования, учитель начальных классов и учитель татарского языка- Ибрагимова Альмира Хамзаевна.
Тема занятия: Государственные символы нашей Родины.
Цель занятия:формировать у детей знания об истории нашей Родины.
Задачи:
-расширить представление детей о прошлом нашей Родины, символах
нашей Родины.
-закрепить знания об истории возникновения Республики Татарстан,
дать возможность увидеть схожесть и отличие в символах Т АССР,
РСФСР и СССР, воспитывать интерес к изучению истории родины,
формирование коммуникативных качеств школьников.
Оборудование: звукозапись песни ,,Туган як” (на трёх языках),
Личностные УУД:
ценить и принимать базовую ценность ,,родина”, уважение к своей родине, её символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились в Республике Татарстан, развитие учебно- познавательского интереса к новому материалу,самоонализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий,
определять правильность выполнения задания в соответствии с планом
оценивание своей работы.
Познавательные УУД:
уметь извлекать информацию, представленную в виде: текста,
иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных
источников, ставить проблему и решать её.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в группе, общаться друг с другом, учавствовать в
коллективном обсуждении, слушать и понимать друг друга.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
1.Прослушивание видеозаписи песни(,,С чего начинается Родина? ” музыка: В. Баснера, слова: М. Матусовского.) (На столах у детей карточки со словами песни)
-О чём эта песня?
- У каждого края есть своя история, есть своя история и у нашего края.
2. Вступительное слово педагога:
Первое государство в нашем регионе было создано уже на рубеже IX века. Называлось это государство - Волжская Булгария, создали это государство тюркские племена.Уже в 922 году государственной религией стал ислам. Об этом есть материал в учебном пособии для учащихся 4 класса на страницах 32-33 . (Авторы: М.М.Гибатдинов и Л.Р. Муртазина) Позднее это государство входило и в состав империи Чингиз- Хана, и была частью Золотой Орды, (стр. 38-39) , но в 1438 году возникло -Казанское ханство, (стр. 42-43), а в 1552 году оно было присоединено к Русскому государству.
II. 1. Откройте, пожалуйста, ,,Культурный дневник школьника” и внимательно посмотрите, что вы видите? Обратите внимание на дату.
Прочитайте название газеты. В те времена люди узнавали информацию из газет.
Вы видите: декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов об Автономной Татарской Социалистической Советской Республики.Какая дата там напечатана?( 27 мая 1920 г.) Значит, сколько лет скоро исполнится со дня образования Автономной Социалистической Советской Республики?
2.Посмотрите, пожалуйста, как встретили в Казани сообщение о провозглашении Автономной Татарской Социалистической Советской Республики.(рис. 1) ( на доске плакаты №1 и №2)
3. Но мы своё занятие проведём в форме конкурса.
-Послушав песню, услышав меня , как вы думаете о чём мы с вами будем разговаривать? Учитывая тему предстоящего занятия, попробуйте назвать свою команду.
Но для начала скажу несколько слов, как вступление: после Февральской и Октябрьской революций с 1918 по 1922 годы шла борьба за власть. 29 декабря 1922 года был подписан договор о создании СССР, а 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный Съезд Советов одобрил его. В данный Союз вошли многие республики. Это - РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. Республика, где мы с вами проживаем входила в РСФСР, как Автономная Татарская Социалистическая Советская республика с 27 мая 1920 года (А.Т.С.С.Р.), а от 25 июня 1937 года было изменено в названии Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика ( ТАССР) В прошлом учебном году, мы познакомились с республиками и областями, которые входят в нашу большую родину-Россия. (материал из учебного издания на странице 46: Наследие Татарстана 3 класс), среди них и наша Республика Татарстан, но 30 августа 1990 года была принята Деклорация о государственном суверенитете республики, а с 7 февраля 1992 года наша республика получает официальное название- Республика Татарстан. Возможно об этом вы и встретите записи на татарском языке: ,, Татарстан Республикасы 1990 елда барлыкка килә һәм аңа рәсми – Татарстан Республикасы исеме бирелә.”
-Теперь, послушаем песню и придумаем название своей команде.
(Прослушивание песни ,,Туган як” на трёх языках)
III.1. Мы с вами имеем: фамилию, имя, отчество, а республика наша имела и имеет государственные символы. Приготовились к первому конкурсу: На листочке напишите символы, которые имеет наша и другие республики и страны. Сообщение о символах подготовили наши команды, но мы сегодня будем говорить о первых символах XX века, значит с какой темой будет связано наше занятие сегодня?
2.Прослушивание заданий команд.(выступление каждой команды)
1)а) Послушайте, пожалуйста. (прослушивание ,,Интернационала”)
(у каждой команды - плакат №3 со словами ,,Интернационала”)
б) Это французская песня. Она была посвящена восстанию парижской коммуны. Музыка была написана в 1888 г. Д. Дегейтером, а слова - Э. Потье. Перевёл слова на русский язык в 1902 году А. Я. Коца.
,,Интернационал” в версии А.Я. Коца в России стал общепризнанным партийным гимном революционной социал- демократии, с начала 1918 года, а затем- гимном СССР.
в) В 1938 году А. В. Александров и поэт В. И. Лебедев-Кумач написали неофициальный ,,Гимн партии большевиков.” , который полюбился И. В. Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС. В 1942 году было решено отказаться от ,,Интернационала.” Был объявлен конкурс для создания нового Гимна СССР. В данном конкурсе учавствовало много людей и в ночь с 17 на 18 апреля 1944г. по Всероссийскому радио прозвучала музыка гимна СССР, которая используется и сейчас.
г)С 1944 года по 1993 год наряду с государственным гимном СССР, в каждой союзной республике звучал свой собственный Гимн, но у единственной РСФСР собственного Гимна не было.
Музыка г осударственного гимна Републики Татарстан была утверждена 14 июля 1993 года. Это музыкальное произведение извесного татарского композитора Рустема Яхина.
21 февраля 2013 года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан. Окончательный текст Гимна основан на стихотворении Рамазана Байтимирова ,,Туган ягым.”, написанный в 1970-х годах.
2).а)-А это что за символ? (герб)
Первый герб - Герб Российской республики действовал с 21 марта 1917 года по 10 июля 1918 года. Герб представлял собой щит барочной геральдической формы красного цвета, в центре которого расположены серп и молот золотого (жёлтого) цвета. На девизной ленте было написано:,,Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Щит окружён пшеничными колосьями. Над щитом располагалась пятиконечная звезда красного цвета.
Второй герб – Герб РСФСР был утверждён 10 июля 1918 года, был введён в действие - 19 июля 1918 года. Данный герб состоял из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённый венцом из колосьев и надписями:
,,Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика” и ,,Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”
С 1920 года изменилась форма защиты.
Данный герб- герб СССР. О создании первого государст венного герба СССР был принят проект 6 июня 1923 года, а утверждён 31 января 1924 года. Герб состоял из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах Солнца и обрамлённом колосьями с надписями: ,,Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” на шести языках, данный герб просуществовал до 1936 года, с 1936 г. по 1946г. на 11 языках, с 1946 по 1956 -на 16 языках, а с 1956 года - на 15 языках, зависело от количества союзных республик, которые входили в СССР.
( Показ рис. )
Данный герб - герб СССР . А второй герб- герб РСФСР.
- Данные два герба отличаются от современных?
-Кто знает, что означает изображение земного шара? ( что наша страна живёт в мире и согласии со всем миром?
-Что обозначает серп и молот? ( союз рабочих, крестьян и интеллигенции)
-Что означает изображение колосьев? (что наша страна процветает и развивается.)
- А что добавилось на гербе СССР и что они показывают? (Ленты, которые показывают количество республик, которые входили в СССР)
Количество лент менялось (было и 6 лент, потом стало- 11 лент, затем-16 лент и 15 лент)
С 1978г. по 16 мая 1992 г. у герба РСФСР также произошли изменения: была добавлена красная звезда над щитом.
С 16 мая 1992 года надпись РСФСР была изменена на надпись: ,,Российская Федерация” Данный герб просуществовал до 1 декабря 1993 года.
Но мы с вами проживаем в Республике Татарстан, которая входит в Российскую Федерацию, но на сегодня имеет свой суверинитет. У нашей республики также были и есть свои символы.
О гербе Татарстана подготовила материал вторая команда, послушаем их.
Первый проект герба Автономной Татарской Социалистической Советской республики был таким: в красном щите, обрамлённом пшеничными колосьями было изображение восходящего солнца и над ним лук, а внизу серп и молот. Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках. (рисунок №
Герб Татарской Автономной Советской Социалистической Республики действует с 1930 года. Он повторяет герб России, но дополняется надписью: ,,Татарстан. АССР и татарским текстом девиза: ,,Барлык илләрнең пролетариясы, берләшегез!” Первоначально, в 1937 году,текст на татарском языке выполнялся в латинской графике. В 1978 году в верхней части герба появилась пятиконечная звезда, после существенных изменений в гербе РСФСР. Положение о гербе ТАССР утверждено Указом Президента ВС РСФСР от 1 июня 1981 года.
3. - Третий символ какой? (флаг) (рис. 2)
Сравните, пожалуйста, и скажите, который из флагов- современный, а который флаг прежний? Чем они отличаются?
О третьем символе подготовила материал третья команда, давайте послушаем их.
Данный символ попал к нам из Франции, задолго до революции 1917г. Под этим Красным знаменем выходили на маёвки в 1905 году. Февральской и Октябрьской революцией Красное знамя от 14.04. 1918 г. было провозглашено государственным флагом РСФСР.
Государственный флаг СССР от 1936 года был из красного прямоугольного полотнища с изображением на его верхнем углу у древка с золотым серпом и молотом и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
19 августа 1955 года вносятся изменения в изображениях государственного флага СССР.
В 1954 году флаг России изменился, у древка появилась голубая вертикальная полоса шириной в 1/8 длины полотнища , в верхней части у древка звезда и серп и молот.
По Конституции ТАССР 1937 года ,,Государственным флагом Татарской Автономной Советской Социалистической Республики было , красное полотнище, с золотыми надписями в левом углу у древка: ,,Р.С.Ф.С.Р.”, ,,P.S.F.C.P.”, ,,Татарская А.С.С.Р.” , ,,Tatarstan A.S.S.R.” Когда татарский язык перешёл на русскую графику: на красном поле вверху у древка надпись: ,,РСФСР”, а под ней буквами меньшего размера ,,Татарстан АССР”. В 1954 году произошли изменения во флаге РСФСР, флаг нашей республики отличался от флага РСФСР наличием надписи ,,ТАССР” под эмблемой.
IV.1. – О чём мы с вами сегодня говорили?
Скажите, пожалуйста, а о современных символах мы успели с вами поговорить?
3.Подведение итогов: Возьмите, пожалуйста, листочки и попробуйте оценить
1.Понравилось ли вам занятие?
2. На какой балл работала каждая команда. Самый высокий балл- 5 баллов.
3.На какой балл работала ваша команда?
4.На какой балл работал лично сам? А подведение итогов будет после просмотра ваших оценок. Спасибо за участие.
На следующих занятиях мы продолжим ознакомление с данным материалом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.