Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.
Оценка 4.7

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
docx
русская литература
9 кл—11 кл
11.01.2020
Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.
Предлагаемые сведения по лирике А. С. Пушкина позволят повторить и обобщить этот важный раздел творчества поэта. Материал систематизирован по тематическому принципу в соответствии со школьной программой. Рассматриваются произведения, включенные в кодификатор (см. сайт ФИПИ). Теоретико-литературные понятия, используемые для анализа текста, выделены курсивом. Необходимые для включения в сочинения цитаты заключены в кавычки.
Лирика Пушкина ЕГЭ.docx

  При подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо организовать повторение материала в соответствии с кодификатором и перечнем требований к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны хорошо знать проблематику и идейно-художественное содержание изучаемых произведений. Но трудно найти пособия, в которых компактно и достаточно глубоко освещены эти вопросы. Предлагаемые сведения по лирике А. С. Пушкина позволят повторить и обобщить  этот важный раздел творчества поэта. Материал систематизирован по тематическому принципу в соответствии со школьной программой. Рассматриваются произведения, включенные в кодификатор (см. сайт ФИПИ). Теоретико-литературные понятия, используемые для анализа текста, выделены курсивом. Необходимые для включения в сочинения цитаты заключены в кавычки.

 

Лирика Пушкина

1.      Тема поэтического творчества

2.      Вольнолюбивая лирика

3.      Тема дружбы

4.      Тема любви (интимная лирика)

5.      Философская лирика

                             Тема поэта и поэзии

   Пушкин был первым, кто отказался от государственной службы ради права быть профессиональным поэтом. «Мой жребий пал, я лиру выбираю», - этими словами Пушкин определяет связанность всей своей жизни с поэтическим творчеством. Тема  поэзии  очень рано начала волновать его. Пытаясь понять природу творчества и определить назначение поэзии в жизни, Пушкин уподобляет поэта Пророку, т.е. провозвестнику воли Бога на земле (стихотворение «Пророк»). «Духовная жажда» пробуждает поэта и готовит его перерождение в Пророка. Посланный Богом шестикрылый Серафим утоляет эту духовную жажду. Путник обретает зоркость орлицы, необыкновенный слух, мудрость змеи. Теперь он видит и понимает то, чего обыкновенные люди не видят и не понимают. Такая возможность куплена ценой страданий. Бог избрал поэта, сделал его своим Пророком, чтобы он «глаголом жёг сердца людей», т.е. открывал им вечные истины, будил в них совесть. Так через метафору выражено представление Пушкина о высоком назначении творчества Идея этого стихотворения – провозглашение божественной сути искусства и пророческого предназначения творца. Таким образом, мысль о  боговдохновенности искусства – ключевая в творчестве поэта.

    Во многих стихах, посвящённых теме поэтического творчества, Пушкин утверждает  идею  свободы и независимости поэта. У поэзии нет никаких практических задач, она воплощает духовные ценности и  подвластна лишь вдохновению. Творец вне суда толпы – об этом пушкинское стихотворение «Поэту», где путь истинного поэта, не подчиняющегося «толпе холодной», назван «благородным подвигом», т.к. это путь одиночества и отказа от всех мирских соблазнов ради высокого служения искусству. Именно в этом смысл парадоксального заявления, обращённого к поэту: «Поэт! Не дорожи любовию народной!».

     В  своём поэтическом завещании, стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин, утверждает мысль о бессмертии своего поэтического творчества; лирический герой этого стихотворения особенно близок самому автору. Он провозглашает идею бессмертия творчества. Залогом бессмертия являются «чувства добрые, пробуждаемые лирой». В первую очередь, это чувство уважения к человеку, его достоинству, это чувство внутренней независимости личности. Пушкин утверждает гуманистическую направленность своего творчества:

    … в мой жестокий век восславил я свободу

     И милость к падшим призывал.

 

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

  В мировоззрении и творчестве А. С. Пушкина тема «вольности  святой»  занимает главное место, но понятие свободы не остается неизменной в разные периоды творчества.

В юношеских стихах заметно влияние идей декабризма, главной из которых является осуждение самодержавия и крепостного права. Стихи этого периода исполнены высокого гражданского пафоса.

 "Деревня" 1818 г. В стихотворении отразились  антикрепостнические настроения революционно настроенного дворянства. Произведение построено на антитезе: высшая гармония природы противопоставлена дикости социальных отношений. В первой части звучат характерные мотивы пушкинской лирики: связь простора, воли, дома с духовной раскрепощенностью человека. Во второй части поэт с гневом говорит о беззаконии "барства дикого". Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

  Послание "К Чаадаеву" развивает романтические восприятие темы свободы. Разочарованный в жизни лирический герой стихотворения обращается к другу, философу, глубоко ненавидевшему рабство во всех его проявлениях, - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Ожидание освобождения страны от рабства сравнивается с таким личным переживанием, как ожидание встречи с любимой:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Патриотическое и интимное чувства сливаются здесь нераздельно, благодаря приему сравнения.

В стихотворении "Узник"  звучит мотив романтической устремленности лирического героя к миру абстрактной свободы. Этот мир противопоставлен реальной действительности.

  В 1823 г., кризисном для поэта, создается стихотворение "Свободы сеятель пустынный". Оно поражает чувством отчаяния, безысходности лирического героя . Мир романтических грез растаял, а реальный мир бездуховен. И сеятель свободы, и сама свобода людям не нужны:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их нужно резать или стричь.

  К середине 20-х годов приходит философское понимание свободы. Примером глубочайшего философского осмысления этой темы является стихотворение "Анчар" 1828 г. В центре - символический образ Анчара - древа зла. Он воплощает в себе абстрактное зло. Стихотворение построено на антитезе: в первый части подробно описано древо яда, вторая, сюжетная часть начинается с подчеркнутого противопоставления:

Но человека человек

Прислал к анчару властным взглядом.

И господин, и слуга прежде всего - люди, но оба они утратили нравственные ориентиры. Владыка считает, что ему "все дозволено". В этом образе отряжена идея неограниченной власти и деспотизма. Слуга покорен и безмолвен, а духовная свобода не имеет ничего общего ни с вседозволенностью, ни с безвольностью. Зло входит в мир людей через духовное рабство.

  В стихах зрелого поэта свобода становится нравственно-философским понятием и приобретает абсолютную самоценность. Это внутренняя свобода человека. Это свобода человеческой личности, сохранившей чувство достоинства вопреки внешним обстоятельствам.

   В стихотворении "Пора, мой друг, пора..." воля рассматривается как внутренняя свобода бытия, неразрывно связана с любовью, природой, искусством.

   С темой свободы тесно связана идея свободы поэтического творчества (стихотворение "Памятник").

Дружба

«19 октября»

Темы дружбы – одна из ключевых, важных для поэта. Связана она с его удивительной способностью отдавать жар своей души близким,  дорогим людям. В первую очередь – это лицейские друзья. «Святому братству верен я», - заявляет Пушкин и подтверждает это многочисленными стихами, посвященными друзьям-лицеистам.

19 октября - священная дата для Пушкина - это день открытия лицея. Именно так – «19 октября» называется стихотворение, написанное в 1825 году в михайловской ссылке.

Начинается стихотворение грустным осенним пейзажем и печальными строками о  «горьких думах» лирического героя, звучит мотив одиночества. Поэту тоскливо без его друзей, которые лицейскую годовщину «на брегах Невы» отмечают без него. Многие строфы этого стихотворения посвящены лицеистам, которым поэт выражает благодарность за духовную связь на всю жизнь. Ключевыми в  стихотворении являются строки: «Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен»». Это утверждение верности своим друзьям. Никакие испытания, никакая разлука не способны разрушить святой братский союз.

                            «Пущину»

Это стихотворение-послание самому  близкому лицейскому другу – Пущину. Одна из жен декабристов передала листок с посланием Ивану  Пущину в Сибири,  куда он был сослан за участие в восстании декабристов.

Поэт хочет поддержать своего друга, утешить его в заточенье. Он называет Пущина  « первым другом», «бесценным другом». Эти эпитеты выражают  отношение к близкому человеку. Сила  чувств лирического героя передается также через повторы ( «мой друг», «мой друг»). Пушкин вспоминает незабываемую встречу в Михайловском, когда Пущин посетил опального поэта в ссылке, поддержал его. И Александр Сергеевич «судьбу благословил».  Теперь, он «молит святое проведенье» о том, чтобы оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации друг почувствовал такую же поддержку, такое же утешение. Для этого в стихотворении использована форма повелительного наклонения с анафорой («да дарует», «да озарит»).

Всей силой своей души поэт желает, чтобы заточенье друга озарилось «лучом лицейских ясных дней». Звукопись, метафора и эпитеты в последних строфах («да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней») ассоциируется с ярким лучом, с удивительным светом. Это свет души самого поэта.

Гуманность чувств произведений Пушкина, о которой писал Белинский, ярко выражена в этом стихотворении.

Любовь

 «Я помню чудное мгновение…» написано в 1825 году в михайловской ссылке. Посвящено Анне Керн. Главная идея этого стихотворения – это взаимосвязь любви и творческого вдохновения. Стихотворение построено как воспоминание о мимолетной, чудесной встрече, о «чудном мгновении» , когда поэту является «гений чистой красоты».

Образ прекрасной женщины, ее милые черты долгие годы снятся лирическому герою. Любовь не убивают ни «томления грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты».

Чудесному мгновению противопоставлены долгие годы разлуки. Казалось бы, «бурь порыв мятежный» навсегда рассеял прежние мечты, и лирический герой признается, что  «забыл небесные черты». Любовь ушла, а вместе с ней ушло и вдохновение, ушла жизнь. В 4 строфе есть аллюзия (намек) на михайловскую ссылку, где поэту было очень одиноко и тяжело, но именно здесь появилась та, которая когда-то восхитила его, и произошло чудо преображения: пробудилась душа поэта. И любовь воскресила лирического героя, вернулось творчество, жажда жизни. «И сердце бьются в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

«На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Это лирическая миниатюра проникнута светлой, элегической грустью. В ней пейзажная лирика и интимная неразрывно слиты.

В стихотворении звучит мотив воспоминания о любви. Эти воспоминания вызывают у лирического героя чувство «печали» (использован прием лексического повтора: «печаль моя светла, печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой»), но любовь, даже неразделимая, у Пушкина не трагична. Удивительно то, что лирическому герою одновременно грустно и легко. Оксюморон «печаль светла» выражает неповторимое пушкинское чувство любви. Почему же печаль светла? Потому что способность любить - это великое счастье. Эта мысль выражается в последних строчках стихотворения с помощью метафоыр «сердце горит» и лексического повтора  («любит», «любит»).

Любовь - это естественное состояние поэта. Без любви смысла нет. Без любви сердце гаснет.

«Я вас любил».

Главная мысль стихотворения в том, что даже безнадежная любовь – это огромное счастье. Здесь звучит мотив воспоминания о безответной любви. Поражает удивительное благородство чувств лирического героя. Это любовь жертвенная и самоотверженная, любовь бескорыстная.

Герой ни в чем не обвиняет возлюбленную, не умоляет ее о взаимности. Позади ревность, страдание, хотя до конца любовь никогда не угаснет в душе. И главное его желание, чтобы возлюбленная была счастлива, спокойна. Он не хочет ее печалить, не хочет причинять ей никаких страданий. Он даже не хочет, чтобы она помнила его, ибо это причинит ей волнение.  Более всего поражает последняя строка: « Как дай вам Бог любимой быть другим», потому что герой не только дорожит ее покоем, но и желает ей счастья с другим.

Философская лирика А. Пушкина

   Многие стихотворения П. посвящены  осмыслению человеческого бытия. Вопросы жизни и смерти, цели и смысла существования волновали поэта.

   В целом Пушкину свойственно  светлое, гармоническое мироощущение. Он жизнелюбив и по - философски мудро относится к невзгодам:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет…

   В юношеских стихах слышны мотивы упоения жизнью. «Вакхическая песня» звучит как гимн жизни, в которой торжествует бессмертный разум, уподобленный «святому солнцу», творчеству, любви.

   В кризисные моменты поэт называет жизнь «даром напрасным, даром случайным». Он остро ощущает трагические противоречия жизни и то, что жестокий век враждебен человеческой личности.

Одним из ярких явлений пушкинской философской лирики является «Элегия» (1830). Первая часть стихотворения – печальное и мужественное осознание трагичности бытия: «Мой путь уныл – сулит мне труд и горе грядущего волнующее моря». Но лирический герой преодолевает трагедию жизни. Во второй части  меняется интонация стиха: жизнеутверждающе звучат строки:

Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

  Жизнь – это бесконечная работа мысли и духа. Силы жить дает П. его отзывчивость на все прекрасное, его жизнелюбие, радость творчества и счастье человеческой близости. («Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь, и, может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной»).

   В зрелом творчестве философски осмысливается тема свободы. Духовная свобода человеческой личности – это высшая ценность. Эта мысль звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора…». «На свете счастья нет – но есть покой ми воля…»,- таков итог размышлений о жизни.

Стихотворение  «Вновь я посетил» (1835) написано в год последнего посещения родного Михайловского. Оно подводит жизненные итоги и вбирает весь приобретенный опыт: это ощущение связи разных эпох человеческой жизни, разных поколений, а также человека и природы. «Владенья дедовские» и  внук, который «вспомянет» о поэте – это крайние точки человеческой памяти. Они позволяют соединиться прошлому, настоящему и будущему. Жизнь бесконечна, пока есть память о прошлом, конечность собственного существования не трагична, так как есть продолжение жизни в новых поколениях. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»- звучит радостное обращение не только к подрастающим деревцам, но и грядущим поколениям.

Понимание неизбежности смерти не омрачает бесконечной влюбленности П. в жизнь.

   Закономерно в стихах П. возникает мысль о бессмертии. «Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит»,- пишет поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».  Творчество, которым  П. пробуждал «чувства добрые» - залог бессмертия поэта.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лирика А.С. Пушкина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2020