Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещённым в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».
Диктант является традиционным и распространённым средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.
Порядок работы над диктантом
1) Помни: текст читается несколько раз.
2) При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.
3) Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.
4) На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3–5).
5) Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:
– вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);
– затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);
– затем идёт последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).
6) По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлинёнными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.
7) После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки (не более 5–10 минут).
8) Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:
– первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);
– второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).
9) Помни:
– пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;
– при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то
– исправляй аккуратно, отчётливо, зачёркивая написанное ручкой и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);
– некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.
Желаем успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.