“Нравы предков”
В Древнем Риме представления об общественном идеале формировались на основе комплекса поведенческих и этических норм, которых был обязан придерживаться каждый римский гражданин, - так называемых нравов предков. И в эпоху Республики, и в эпоху Империи «нравы предков» являлись тем образцом, которому стремились соответствовать – пусть только внешне – римские политики и даже императоры, чтобы снискать уважение народа.
Главная идея «нравов предков» - приоритет общественного над личным. Все личное должно было быть подчинено общественному. Семейные отношения и личные интересы для римлянина играли второстепенную роль. На первом плане для него всегда были нужды гражданской общины.
—Луций Квинкций Цинциннат
Эталоном в римском обществе считалось поведение Луция Квинкция Цинцинната , которого во время осады Рима племенами эквов (458 г. до н.э.) сенаторы избрали диктатором. За несколько дней Цинциннат разгромил неприятеля, а затем сложил с себя полномочия диктатора, хотя мог оставаться на этом посту еще полгода. Он предпочел вернуться к жизни простого человека, поскольку считал, что необходимость в диктатуре уже отпала, а личной власти он не жаждал.
Институт брака в Древнем Риме
Важным условием выдвижения на общественном поприще в Древнем Риме было наличие семьи. Ввиду высокой социальной значимости брачного института римляне женились очень рано. В эпоху ранней Империи юношей за аристократических семей иногда женили в 13-14 лет, чтобы они обрели статус главы семейства и стали юридически полноправными гражданами.
В семье римского гражданина обязательно должны были быть дети (в первую очередь сыновья). В случае невозможности иметь детей супруги прибегали к усыновлению. Эта практика получила в римском обществе широкое распространение.
Римская семья была основана на жестких патриархальных нормах. Жена и дети считались собственностью мужа и отца семейства. В римской семье отец сохранял власть над детьми на протяжении всей жизни и мог казнить или миловать даже взрослых женатых сыновей.
Несмотря на патриархальный характер семьи, римлянки находились в лучшем положении, чем гречанки. Выходя замуж, они сохраняли право собственности на свое приданое. Муж мог пользоваться им только с разрешения супруги. Это давало римлянкам определенную свободу в рамках семьи.
В римском обществе женщины традиционно занимались ремеслом и торговлей, являясь хозяйками или работницами в продуктовых лавках, трактирах, прачечных, ремесленных мастерских. Очень часто в небогатых семьях работали оба супруга. Такие семьи во многом зависели от доходов жены, поэтому по статусу она была почти равна мужу.
Институт брака в Древнем Рима
В целом в римском обществе замужняя женщина (матрона) пользовалась большим уважением. Матрона воспринималась как хранительница домашнего очага. Она должна была быть верной супругой и добродетельной матерью. Она являла собой образец нравственности, скромности, верности. Матрона должна была во всем поддерживать мужа, делить с ним все тяготы жизни и хранить честь семьи.
Идеалом римской женщины была мать Гракхов – красавица Корнелия, которая, оставшись вдовой, отвергла брачные предложения многих поклонников и посвятила себя воспитанию сыновей.
Карнелия Гракх
Обладавшая подобными качествами матрона занимала очень высокое положение в римском обществе. Оскорбить замужнюю женщину считалось преступлением. Этого не мог позволить себе даже ее муж. При матроне нельзя было произнести ни одного грубого слова. Добродетельная женщина была для римлянина почти богиней.
Почитание добродетельной женщины приобрело в Риме форму своеобразного культа. В честь таких женщин воздвигали алтари. Римская матрона могла прекратить спор между мужчинами и даже повлиять на исход войны.
Но как только женщина нарушала предписанную ей модель поведения, общество сразу же свергало ее с пьедестала. Подозрение в супружеской неверности приводило к падению социального статуса. Римляне таких женщин презирали.
«Нравы предков» требовали строгого соблюдения супружеской верности не только от женщин, но и от мужчин. Римлянин, претендовавший на высокое положение в обществе, обязан был хранить верность своей семье
Как должен был себя вести римский гражданин?
В Древнем Риме сложилась своеобразное представление о необходимости соблюдения клятвы. Римлянин, дав клятвенное обещание, должен был его обязательно выполнить независимо от того, кому оно было дано – «своему» или «чужому». В римском обществе клятвопреступление считалось одним из самых тяжких преступлений, поэтому римские граждане давали клятву редко и неохотно.
Римский гражданин должен был обладать отвагой и доблестью, под которыми понимались не только верность долгу, мужество на поле боя, но и специфически римское представление о поведении человека в последний миг его жизни. Идеальный римлянин встречал смерть достойно, с гордо поднятой головой. Он не имел права проявить трусость, даже если знал, что обречен на гибель.
Характерной чертой социально значимой личности в Древнем Риме был комплекс римской исключительности. Римлянин чувствовал себя избранным, поскольку принадлежал к гражданской общине Великого Рима. У римлян существовала безоговорочная убежденность в том, что они являются носителями высшей культуры. Вместе с тем долгое время римляне высшей ценностью признавали лишь военную доблесть. Военное дело в Древнем Риме было самым значимым и престижным занятием. Война определяла и главные достоинства римского гражданина – «честь» и «славу».
Как должен был себя вести римский гражданин?
Даже гладиаторские бои – религиозный ритуал, некогда заимствованный римлянами к этрусков, - со временем переродились в кровавое публичное зрелище, с помощью которого власть могла манипулировать толпой. Красноречие римляне ценили значительно меньше, чем греки. Но для человека, стремившегося занять высокое общественное положение, было полезно владеть этим искусством, поскольку оно помогало убеждать сограждан и воодушевлять солдат.
Как должен был себя вести римский гражданин?
Неотъемлемой частью облика идеального римлянина была тога. Это одеяние было призвано подчеркнуть величие римлян. Тога представляла собой большой эллипсовидный кусок материи, особым образом задрапированный. В ней невозможно было делать быстрые и резкие движения, сутулиться. Облаченный в тогу человек двигался величественно и плавно, гордо подняв голову. Так создавался образ великого народа, который настолько уверен в себе, что может позволить своим гражданам никуда не спешить.
Как должен был себя вести римский гражданин?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.