«Гражданско –патриотическое и духовно – нравственное развитие учащихся, как положительный фактор формирования личности ребёнка»
Подготовила : классный руководитель 8 Б класса Ивахненко Л.Г
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле. С.Лихачев
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной. Формирование гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
· уважительное отношение к языку своего народа;
· заботу об интересах Родины;
· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
· гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает воспитывать патриота.
Я - классный руководитель 8 Б класса. В классе 6 человек, 3 девушек и 3 юноши. С классом работаю 4 год.
Формирование духовных, нравственных, гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.
Считаю, что подростковый возраст является наиболее оптимальным для духовно – нравственного и гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Используемые мною формы воспитания разнообразны. Особое место среди них занимают мероприятия , выполнение которых способствует развитию самостоятельности учащихся, коммуникативных и организаторских способностей, повышению инициативы.
Одна из форм гражданско-патриотического воспитания – тематические классные часы. Вот темы некоторых из них: «Государственные символы России», «Я – гражданин России», “Наши права и обязанности”, «Дни воинской славы», «Семейные ценности». Формированию духовности, гражданственности и патриотизма способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, уроки мужества, встречи с ветеранами.
Неоценимая роль в воспитании любви к родной земле, своему краю, уважительного отношения к своим предкам, истории своего города посещение краеведческого музея.
На мой взгляд, ведущую роль в духовном, нравственном и гражданско-патриотическом воспитании занимает семья. Именно в семье, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья и начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма. Поэтому свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями. Родители учащихся всегда интересуются жизнью классного коллектива. Ребята чувствуют поддержку родителей.
Я уверена, что благодаря ощутимой поддержке родителей, ребятам всегда сопутствует удача и они всегда занимают призовые места в мероприятиях различной направленности и разного уровня.
Результатом положительного использования разнообразных форм воспитания считаю сплоченность классного коллектива.
Еще очень большую роль в формировании качеств духовно – нравственной, гражданской личности, патриота играет то, что ребята стараются не только призывать вести здоровый образ жизни, но и сами являются спортсменами, постоянными участниками спортивных мероприятий и в школе, и на других уровнях.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Более того, воспитание духовно – нравственной и гражданско – патриотической личности является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.
Не секрет, семья в воспитании каждого человека имеет первостепенное значение. Я считаю, что дети – это наше отражение, скорректированное воспитанием. Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с самого раннего детства, а значит в семье.
Я, как педагог, имеющий за плечами достаточный педагогический опыт, работу с новым классным коллективом начинаю с совместной деятельности с родителями обучающихся. Очень часто приходится преодолевать большие трудности, чтобы убедить родителей в правильности тех или иных суждений, касающихся их собственных детей. Учить их методам воспитания , которые очень просты. По- моему мнению, основным является личный пример. Общаясь с родителями, я использую различные формы от тематических родительских собраний до совместных родительских собраний с детьми и презентаций опыта семейного воспитания. Что служит сплочением общего коллектива, дети видя интерес родителей, стремятся делать всё лучше, тем самым укрепляют личностные качества.
Подводя итог, можно смело утверждать: в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию и любых проявлений терроризма.
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.
Быть патриотом….
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь, ты, гордиться---
Твой век земной не зря тобой прожит.
Свое выступление я хотела бы закончить словами Льва Толстого: «Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.