Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Социалистического Труда В.Н. Перегудова»
г. Балаково Саратовской области
«Гражданско-патриотическое воспитание
младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Подготовила: Осипова Марина Петровна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №7.
г. Балаково 2020 год
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В. Г. Белинский
(Слайд 2.)
Патриотическое воспитание (Слайд 3-5.) – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная работа, чтобы решить все задачи патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.
Родина. Её образ формируется из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к Родине. А искусство любить постигается, воспитывается всю жизнь. Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.
Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи (Слайд 6.)
-любовь к родителям и родному дому;
-любовь к природе, её охрана и изучение;
-любовь к родному краю, его изучение;
-знакомство с национальной культурой;
-воспитание чувства национальной гордости;
-изучение государственной символики;
-военно – патриотические игры.
Сразу надо сказать о том, что представление о Родине (особенно у детей младшего возраста) меняется, расширяется с годами, поэтому эту работу я начинаю с воспитания чувства любви к родителям, к дому, а затем уже расширяем это понятие: мой город Балаково, Москва-столица нашей родины, Россия.
Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть родную природу.
С первых дней совершаем прогулки, наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Любуемся первым снегом, необыкновенным рассветом, посеребрённым деревом, парадом облаков на голубом небе, ярким ковром из листьев, распустившимся цветком. Ведь острее всего красота воспринимается именно в детстве, а потом, затаившись в памяти, проявляет удивительную власть над человеком. Ведь первыми чувствами, входящими в состав большого чувства любви к Родине станут те, которые посильны для переживания ребёнку. А природа - это именно то, что понятно ребёнку 6-7 лет.
С государственной символикой дети знакомятся с 1 класса.
«Я - гражданин России» - так назывался первый урок в этом году 1 сентября. Я провела его под девизом: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует». Дети показали хорошее знание символики, истории, культуры своей Родины.
Основные направления патриотического воспитания
В планах воспитательной работы выделяются 4 основных направления гражданско-патриотического воспитания: (Слайд 7.)
1. Направление «Связь поколений» (Слайды 8-12.)
Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
· Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
· Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
· Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России» (Слайды 13-17.)
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
· Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
· Формировать культуру проявления гражданской позиции.
· Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, празднование дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной» (Слайды 18-21.)
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
· Изучать историю родного края.
· Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей Родины».
· Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья» (Слайды 22-25.)
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
· Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
· Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
· Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и
эффективный метод патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:
Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт русского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Социально-психологические игры. Назначение этих игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.
Коллективное творческое дело.
В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде. (Слайд 26.)
Вывод. Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.
Список использованной литературы:
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М: Айрис-пресс, 2002.
2. Адаменко,С. С. Воспитываем патриотов России / С.С. Адаменко.-Народное образование №4 , 2005.
3. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
4. Ефремова, Г.Н. Патриотическое воспитание школьников /Г. Н. Ефремова Воспитание школьников- №8, 2005.
5. Козакова, И.В. Особенности патриотического воспитания дошкольников/ И.В. Казакова - Обуч - № 6, 2003.
6. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма /В.А. Кабылянский Педагогика - № 5, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.