Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших
школьников.
(СЛАЙД 2) Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение
целей современного образования. Задачей современной школы ( в том числе нашей школе)
сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни.
(СЛАЙД 3) Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является
групповая.
(ЩЕЛЧОК) Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь
применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над
проблемой самообразования : групповые формы работы – способ формирования УУД
младших школьников в сфере ФГОС.
(СЛАЙД 4) Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в
процесс усвоения учебного материала.
Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются
такие базовые компетентности, как: информационная компетентность ,коммуникативная (
общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой
вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать
свою работу, работу товарищей).
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах
высказываются чаще, чем обычно, в 1015 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это
говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и
навыки.
(СЛАЙД 5) Задачи групповой работы на уроке
Активная познавательная деятельность
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
Развитие умений успешного обучения
Совершенствование межличностных отношений в классе
(СЛАЙД 6) Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является
работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе,
приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей,
сидящих за одной партой.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них
повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно
начинать с первого класса.
Сначала эти упражнения могут быть такого вида:
Раскрась один квадрат сам, а другой раскрасит твой сосед. квадратики должны
быть одинаковы.
Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они
выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в
этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем,
свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Парной работой может быть охвачен
одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. (СЛАЙД 7) После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
Группы могут состоять как из 4 человек, так и из 6,8.
(СЛАЙД 8) Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу,
что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на
ошибку».
(СЛАЙД 9) Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой
работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный
ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику
некоторым из них.
Для работы совместно есть примерные правила , которые необходимо соблюдать
(СЛАЙД 10) Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по
разному
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
7. Оппонирование
8. Рефлексия
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы
давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы
работал один.
(СЛАЙД 11) Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало
достоинств.
Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,
некомпетентным в решении какихто задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом
зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время
на какихто уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает
неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных одноклассников.
(СЛАЙД 12) В заключение несколько советов учителю по организации групповой
работы:
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
Групповая работа должна занимать не более 1520 минут в I – II классах, не более 20
30 минут – в III – IV классах;
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться
мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе
существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума
(обыкновенный колокольчик);
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои
представления и свой способ работы .Итогом работы организатора является, как правило,
рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и
полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.
Рефлексия групповой работы.
Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления.
Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какоголибо
затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли
целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников
проводить границы своих представлений.
Как только ктото скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” в этот момент другие
участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или
иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления
препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.
Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:
вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития
мышления учащихся; систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои
преимущества;
Групповая работа как средство формирования УУД
Групповая работа как средство формирования УУД
Групповая работа как средство формирования УУД
Групповая работа как средство формирования УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.