Групповая работа как средство формирования УУД

  • Презентации учебные
  • docx
  • 03.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Групповая работа.docx
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших  школьников. (СЛАЙД 2) Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение  целей современного образования. Задачей современной школы ( в том числе нашей школе)  сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся  условиям жизни. (СЛАЙД 3) Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая.  (ЩЕЛЧОК) Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь  применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над  проблемой самообразования : групповые формы работы – способ формирования УУД  младших школьников в сфере ФГОС. (СЛАЙД 4)  Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в  процесс усвоения учебного материала.  Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются  такие базовые компетентности, как: информационная компетентность ,коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой  вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать  свою работу, работу товарищей). Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах  высказываются чаще, чем обычно, в 10­15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это  говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и  навыки. (СЛАЙД 5) Задачи групповой работы на уроке  Активная познавательная деятельность  Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности  Развитие умений успешного обучения  Совершенствование межличностных отношений в классе (СЛАЙД 6) Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является  работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе,  приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей,  сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них  повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно  начинать с первого класса. Сначала эти упражнения могут быть такого вида:  Раскрась один квадрат сам, а другой раскрасит твой сосед. квадратики  должны  быть одинаковы. Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую. Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они  выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в  этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем,  свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Парной работой может быть охвачен  одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.(СЛАЙД 7)  После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.  Группы могут состоять как из 4 человек, так и из 6,8. (СЛАЙД 8)  Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.  Способов разделения существует множество:  По желанию  Случайным образом  По определенному признаку  По выбору «лидера».  По выбору педагога. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу,  что должно достигаться: ­ полное внимание к однокласснику; ­ серьезное отношение к мыслям, чувствам других; ­ терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на  ошибку». (СЛАЙД 9)  Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой  работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный  ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику  некоторым из них. Для работы совместно есть примерные правила , которые необходимо соблюдать (СЛАЙД 10) Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по­ разному 1.     Он может контролировать. 2.     Организовывать. 3.     Оценивать работу учеников. 4.     Участвовать в работе группы. 5.     Предлагать участникам разные варианты решений. 6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. 7. Оппонирование 8. Рефлексия Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы. 1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы  работал один. (СЛАЙД 11) Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало  достоинств.  Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,  некомпетентным в решении каких­то задач.  В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.  Улучшается психологический климат в классе. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом  зависит от усилий и мастерства учителя.  Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время  на каких­то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает  неэффективна.  Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.  При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться  результатами труда более сильных одноклассников. (СЛАЙД 12) В заключение несколько советов учителю по организации групповой  работы:  Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;  Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;  Групповая работа должна занимать не более 15­20 минут в I – II классах, не более 20­ 30 минут – в III – IV классах;  Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться  мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе  существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума  (обыкновенный колокольчик);  Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои  представления и свой способ работы .Итогом работы организатора является, как правило,  рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и  полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата. Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления.  Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого­либо  затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли  целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников  проводить границы своих представлений. Как только кто­то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” ­ в этот момент другие  участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или  иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления  препятствий в работе учащихся, но и для их обучения. Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы: ­ вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития  мышления учащихся;­ систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои  преимущества;