Показатели критериев профессиональной самореализации
организационный - характер целей, мотивов, ценностных ориентаций и условий развития карьерного роста, их осознанность, уровень достижений, отношение к избранной профессии, желание завладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками и пр.;
субъектно-личностный - уровень сформированности субъектных качеств и личностно-профессионального развития;
деятельностно-творческий - преобладающие средства и способы реализации профессиональной деятельности, профессиональная компетентность; профессиональная направленность, самоконтроль, степень выраженности профессиональной этики; характер творческой активности и умения творчески решать профессиональные задачи; степень реализации творческого потенциала личности;
результативно-профессиональный - уровень результативности профессиональной деятельности, в том числе реализации профессиональных знаний, умений, навыков и практических профессиональных действий.
Показатели критериев профессиональной самореализации
Профессиональное самообразование включает:
овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
Этапы профессиональной самореализации
(американский психолог Сьюпер)
Этап роста (от рождения до 15 лет). Развитие профессиональной «Я-концепции». Проявление интереса к определенным профессиям.
Этап исследования (от 15 до 25 лет). На основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей происходит продумывание вариантов профессиональной карьеры, подбор профессии и ее освоение .
Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего профессионализма.
Этапы профессиональной самореализации
(американский психолог Сьюпер)
Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.
Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.
Этапы профессиональной самореализации
(американский психолог Сьюпер)
Уровни профессиональной самореализации
Низкий уровень профессиональной самореализации характеризуется отсутствием стремления к выявлению и раскрытию своего потенциала; способностью реализовать только те качества, которые ярко выражены, недостаточной активностью и низким уровнем осознанности жизненной позиции, низким уровнем самосознания, рефлексии, саморегуляции.
На среднем уровне профессиональной самореализации потребности и мотивы выявления и раскрытия возможностей и способностей носят ситуативный характер, зависят от оценки окружающих; личность способна ставить перед собой цели и прикладывать волевые усилия для их достижения, способна к рефлексии, однако имеютсяся трудности в саморегуляции деятельности , колебания самооценки.
Уровни профессиональной самореализации
На высоком уровне профессиональной самореализации имеется устойчивое стремление к выявлению и раскрытию сущностных сил и возможностей, активность, изъявление воли и настойчивости в достижении поставленных целей, способность к саморефлексии, саморегуляции, устойчивость и адекватность самооценки, свобода, ответственность и самостоятельность в выборе деятельности для реализации возможностей.
Уровни профессиональной самореализации
Профессиональная самореализация пронизывает весь жизненный путь человека, начиная с выбора профессии и до ее освоения, а иногда и ее смены на другую. Она может быть зафиксирована по отдельным этапам, но продолжается непрерывно, до момента прекращения трудовой деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.