Характеристика речи детей 4—5 лет
Оценка 4.9

Характеристика речи детей 4—5 лет

Оценка 4.9
Документация +2
docx
родителям
4 кл—5 кл
04.10.2023
Характеристика речи детей 4—5 лет
Информация для родителей детей с ТНР
Характеристика речи детей 4—5 лет.docx

Характеристика речи детей 4—5 лет

 

Словарь детей 4 - 5 лет На пятом году жизни дети:

ü  называют окружающие предметы и явления,

ü  словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции,

ü  начинают активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями (слова - обобщения),

ü  углубляют и расширяют круг осваиваемых понятий,

ü  раскрывают значение многозначных слов,

ü  начинают усваивать простейшие антонимы и синонимы, ü увеличивают активный словарь примерно до 2300 слов.

 

Грамматический строи речи детей 4—5 лет

При нормальном развитии речи дети на пятом году жизни правильно:

ü  употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единст. и множ.

числа,

ü  формируют навык словообразования (стульчик, носик и др.),

ü  подбирают прил-е к сущ-м, согласуя их в роде и числе (синей ведро - синие вёдра),

ü  начинают употреблять предлоги: на, в, за, под, над, между, перед, к,

ü  начинают использовать глаголы повелительного наклонения (возьми, принеси и т.д.),

ü  овладевают целым рядом окончаний со свойственными им значениями.

Определенные трудности дети могут испытывать при употреблении некоторых существительных  в родительном и именительном падежах множественного числа.Например; стулы (стулья), много колесов (много колес) деревы (деревья).

 

 

Звуковая культура речи детей 4 – 5 лет. Звуковая сторона речи включает в себя развитие речевого слуха, звукопроизношения, словопроизношения, речевого дыхания.

 

Развитие             речевого        слуха представляет собой развитие фонематического и фонетического слуха.

 

Фонематический слух  - это способность различать звуки речи.

Ребенок с развитым фонематическим слухом способен:

ü  опознать звук в речевом потоке,

ü  различать слова, состоящие из одних и тех же  звуков  (насос, сосна),

ü  понимать значение  слов  различающихся одним звуком (мишка - миска).

ü  Дифференцировать звуки на слух и в своем произношении.

На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов.

 

Звукопроизношение. В 4 года ребенок:

ü  более четко и правильно произносит многие звуки родного языка,

ü  практически исчезает смягченное произношение согласных звуков,

ü  исчезают замены шипящих и свистящих звуков, ü шипящие звуки могут произноситься недостаточно четко, ü встречается неустойчивость произношения звуков.

 

Словопроизношение значительно улучшается, но часто встречается неправильная расстановка ударений.

 

Речевое дыхание. У ребенка 4 - 5 лет формируется правильное речевое дыхание:

 короткий вдох и  длительный выдох. Это позволяет ребенку произносить фразы, состоящие из трёх—пяти   слов, на одном выдохе, без пауз.

 

 

 

Выразительность речи.

В возрасте от 4 до 5 лет существенно меняется выразительность речи.

К 5 годам у ребенка формируется умение говорить с разной силой звучания (тихо — громко) и в  разном темпе (медленно — быстро). У детей 4 – 5 лет появляется и постепенно развивается

контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.

Связная речь детей 4—5 лет

Связная речь включает в себя две языковые формы: диалог и монолог.

Диалог. У детей 4 – 5 лет речевое оформление диалогов отрабатывается в ситуациях  приветствия,обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения.

Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни  в  виде  своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного

тренинга являются традиции группы или семьи (приветствие, подведение итогов дня, прощание, традиционные встречи, экскурсии. Для пополнения речевого оформления диалога образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.

Монолог - характеризуется полнотой, чёткостью и развернутостью высказывания.  Мимика и

жесты играют меньшую роль. Одной из важных характеристик монологической речи является её произвольность, т. е. умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего. Процесс формирования монологической речи трудный  и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи.

В связной речи дошкольников до 5 лет диалогическая форма речи преобладает над монологической.

В возрасте от 4 до 5 лет дети:

ü  понимают обращенную речь,

ü  умеют отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов,

ü  поддерживают беседу: задают вопросы и правильно отвечают на них.

ü  составляют простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

ü  повторяют                за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об

ü  овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды,

ü  учатся составлять рассказы из 2 - 3 предложений о предмете и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной

ü  способны пересказать знакомую сказку, соблюдая хронологию событий, используя особенности художественного слова (жили-были, тянут-потянут дед да баба и т.п.)

  

 

                                                                              Подготовила: учитель – логопед  

 

 


 

Характеристика речи детей 4—5 лет

Характеристика речи детей 4—5 лет

Выразительность речи. В возрасте от 4 до 5 лет существенно меняется выразительность речи

Выразительность речи. В возрасте от 4 до 5 лет существенно меняется выразительность речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023