Характеристика возможных форм организации внеурочной деятельности по физической культуре.
Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры.
Занятия в кружке подвижных игр проводятся на добровольных началах. Они могут быть организованы в зале, на площадке, в рекреации, в коридоре, классной комнате (во внеурочное время) 2—4 раза в неделю. Продолжительность игр — до 30—45 минут для обучающихся 1—2 классов и до 60 минут — для учеников 3— 4 классов. Количество занимающихся в группе 15—20 человек. Один человек избирается старостой. В его обязанности входит подготовка группы к занятиям, а также ведение учета посещаемости. Он строит группу и докладывает о готовности к играм. В помощь руководителю кружка (это может быть учитель начальной школы или ученик старшего класса) для подготовки места занятий, мелкого инвентаря и его раздачи, судейства игр выделяются (по очереди) 1—2 дежурных.
Подготовка к проведению занятий заключается в планировании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на очередное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий. Следует учесть количество необходимых для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.
Содержание подвижных игр заимствуется из соответствующих пособий. Выбираются те игры, которые более всего знакомы и интересны детям.
При выборе игр учитываются их образовательное, воспитательное и оздоровительное влияние, возможное количество играющих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.
На каждую игру составляется игровая карточка, выполненная на плотной бумаге (картоне).
В одно занятие включается от 2 до 4 игр. Вначале дается простая игра малой подвижности, ставящая целью организацию группы, вовлечение занимающихся в игровую деятельность. Затем проводятся игры средней и большой подвижности, более продолжительные по времени. Они наиболее нагрузочны для учащихся, эмоциональны и достаточно сложны (в зависимости от возраста) по характеру игровых действий. В заключение дается игра на приведение организма занимающихся в более спокойное состояние, обеспечивающая снижение возбуждения и физиологической нагрузки.
Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения новых вариантов игры, указаний, определения результатов, подведения итогов.
С учащимися 1—2 классов рекомендуется в начале занятий проводить простые игры, с несложными правилами. Широкое распространение могут иметь сюжетные игры, игры с речитативами, игры-хороводы, региональные игры.
Руководитель кружка должен воспитывать у детей честность в выполнении правил игры, чувство товарищества, коллективизм, организованность, способствовать развитию основных, жизненно необходимых движений человека: бега, прыжков, метаний, лазания, перелезания и др.
Объяснять игру следует образно, кратко, четко и точно с учетом словарного запаса учеников в сочетании с показом отдельных игровых приемов.
Содержание игр для обучающихся 3—4 классов является более сложным, с точки зрения выполнения правил и разнообразных двигательных действий. В этом возрасте используются командные игры, подготовительные к спортивным, с выраженными элементами соперничества, соревнований. Судейство игр должно быть всегда четким и объективным. Допущенные учеником ошибки следует терпеливо разъяснять, показывая пути правильных действий.
Задачами игр являются дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков учеников в усложненных игровых условиях, развитие творчества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами, командой. Подвижные игры, разученные в кружке, могут быть широко использованы на подвижных переменах, при проведении часа и дня здоровья, в массовой части спартакиады школы, на празднике начала учебного года, на прогулке.
Занятия в кружке физической культуры проводятся со 2-го класса и строятся на материале уроков физической культуры с широким включением подвижных игр. Они направлены на повышение двигательной активности учеников.
2. Изучив материал лекции, заполните таблицу.
Уровень образования |
Предполагаемые формы достижения планируемых результатов |
Первый |
Занятия спортом; беседы о спорте, здоровье; олимпиады ( в том числе и дистанционные), игры, участие в спортивных и туристических соревнованиях, поездки, и т.д. |
Второй |
КТД (спортивно-оздоровительной направленности), оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д. |
Третий |
Спортивные и оздоровительные акции в школе, крае, районе и т.п. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.