Художественно-литературное произведение "С любовью"
Оценка 4.7
Библиография
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
01.06.2017
Моё произведение посвящено старейшей учительнице начальных классов нашей школы Кустовой Альбине Андреевне и основано на её воспоминаниях.
Это педагог с Большой буквы, которая в своё время была моим наставником. Сегодня Альбина Андреевна на заслуженном отдыхе, но продолжает сеять разумное, доброе, вечное у своих внучат.Воспоминания ветерана и отличника народного образования Кустовой А.А.
Болтоева Н.Д. С любовью...doc
Болтоева Н.Д.
(Жизнь замечательной женщины,
рассказанная ею самой)
деревня Русский Мельхитуй
2015 год Альбина Андреевна
Кустова Живёт в нашей деревне удивительная женщина с нелёгкой судьбой – Альбина Андреевна
Кустова, учительница начальных классов, а ныне – пенсионерка.
Альбина Андреевна Бутырина родилась всего лишь за год до войны: 28 мая 1940 года в селе
Коношаново Жигаловского района Иркутской области. Село расположено на севере нашей
области, в глухой сибирской тайге, а рядом несёт свои воды величавая Лена. До ближайшего
районного центра Жигалово от их села было километров за сто, а добраться туда можно было
только по реке: летом – на лодке, а зимой на лошадях по льду. Сейчас Альбине Андреевне трудно
представить, что можно было жить в таком глухом месте, потому что тогда ей даже в голову не
приходило, что существуют большие города, а гдето течёт совсем иная жизнь. Но именно свои
первые 15 лет она прожила в этом месте, которое по праву считает своей малой родиной.
Альбина Андреевна хорошо знает историю своего села. Начало ему положил Анос
Коношанов, в 18791880 годах пришедший на это место и облюбовавший плодородные земли на
берегу Лены. Почти половина жителей произошла от его корня и носит фамилию Коношановы.
Отец Альбины Андреевны Андрей Яковлевич Бутырин родился в 1909 году и, будучи
идейным коммунистом, по воле партии был отправлен в Коношаново председателем колхоза, где
проработал до начала войны. Мать Клавдия
Яковлевна во всём была поддержкой мужу.
В семье было 5 дочерей: старшая Зинаида
1930 года рождения, Валентина – 1936 г.,
Альбина – 1940 г., Августа – 1943 г. и
Галина – 1947 года.
Когда началась война, маленькой
Альбине исполнился всего годик, поэтому
дни и годы войны для неё остались
смутным воспоминанием, но она очень
хорошо запомнила момент, когда она
окончилась.
Альбина
Андреевна рассказывает, что вокруг плакали от счастья, что наконецто
закончилась проклятая война, и от горя, потому что очень многие не
дождались своих мужей с полей сражений. Помнит она, что было много
горьких слёз. До сих пор она слышит, как тогда кричали люди: «Победа!
Гитлер капут!». А они, дети, не совсем понимая, что произошло, бегали и
радовались вместе со всеми, выкрикивая вслед за взрослыми непонятные им
слова. Им, конечно же, было невдомёк, что советская страна ценой страшных
потерь завоевала право на мирную жизнь…
Помнит Альбина Андреевна, как сразу после объявления победы, в
этот же день, в конторе колхоза расставили столы и лавки, а жители несли из
дома разные угощения (кто что смог) и все дружно уселись за столы
праздновать Победу. Для Альбины Андреевны, в её 5 лет, это был первый
большой праздник – День Победы!
Отец Андрей Яковлевич вернулся домой в конце победного года.
Имел два ранения в голову и бедро, долго лежал в госпитале. Альбина
Андреевна помнит, что вся грудь отца была увешана орденами и
медалями. Для детей награды отца важного значения не имели, поэтому
они играли ими, а затем както растеряли. Сейчас дочь горько сожалеет, что не расспросила в своё время, за что и как он был удостоен стольких наград. Помнит маленькая
Альбина чёрную тарелку, из которой каждый день передавали новости с фронта, а затем из тарелки
у правления колхоза донёсся голос Левитана, его слова: «От советского информбюро…». Все, кто
находился дома, или на улице, при звучании этого мощного голоса, замирали и слушали новости с
фронта с болью в сердце и надеждой на скорую победу.
Затем этим тарелкам суждено было послужить и для мирного времени: каждое утро по ним
из правления колхоза передавали разнарядку на день, кто и где сегодня должен работать. Все
колхозные собрания созывались по этим же тарелкам.
Из истории мы знаем, что основной удар фашистских войск приняли на себя западные
территории Российской Федерации. В Москве и, особенно, в Ленинграде люди испытывали голод и
холод. А здесь, в маленьком селе Коношаново, к счастью, никто не испытал, что такое голод.
Жителям всё дарила природа: рыба в изобилии круглый год, с весны поспевала черемша, летом –
грибы, а осенью – ягоды. Практически у всех жителей деревни было развито хозяйство: коровы,
свиньи, овцы, козы, куры. Каждый двор имел большой приусадебный участок, где накапывали
одной картошки – до 120 мешков, а в огороде росли практически все овощные и зеленные
культуры. И сразу за огородами – тайгакормилица.
Альбина Андреевна за свои первые 15 лет жизни в таёжной деревне поняла, что значит жить
в дружбе и согласии, когда никого не надо просить чемто помочь. Все старались друг друга
поддержать, устраивали так называемые «пóмочи», когда взрослые собирались дружно и за один
день могли поставить сруб дома. Она помнит, как им за день срубили амбар, а вечером устроили
угощение, пели песни и веселились всем селом. Потом в этом амбаре хранились зерно и продукты
питания.
В памяти сохранились коллективные походы за ягодами, когда на её сбор выходила вся
деревня от мала до велика. В разное время года устраивали такие походы за черемшой, дикой
смородиной, черникой, голубикой. Для этого председатель колхоза давал выходной день и женщин
с детьми всегда сопровождали мужчины с ружьями. Кстати, некоторые женщины тоже неплохо
стреляли, поэтому им тоже выдавали ружьё. Каждый набирал себе столько, сколько мог унести.
Даже маленькие дети старались помогать взрослым, потому что все прекрасно знали, что летние
припасы будут кормить их зимой.
Пьянство в деревне считалось величайшим грехом, и его попросту не было. Хотя и
Рождество, и Пасху праздновали всем селом. А летом, в Троицу, устраивали народные гулянья,
«завивали берёзку», танцевали под балалайку и гармошку, словом, веселились все. Ещё взрослые
устраивали для себя высокие качели, для детей – поменьше, играли в «лапту» и «городки».
Родители со старшей дочерью Зинаидой от зари до
зари работали в поле и поэтому на всех остальных
девчонках лежали заботы по дому: ктото прибирал в
доме, ктото – во дворе, а старшенькие, Валентина и
Альбина, кормили скотину, чистили хозяйственные
дворы, готовили ужин, а в летнее время все дружно
поливали и пололи грядки.
Когда появлялись первые всходы зерновых на
полях, собирали всех детей от 10 лет и старше, и
отправляли на прополку сорняков.
За каждый
отработанный день в ведомости ставилась «палочка» это
был так называемый трудодень. Все старались заработать
как можно больше трудодней, потому что в конце года за них выдавали зерно.
Подростки 1415 лет работали наравне со взрослыми на заготовке сена и уборке хлеба,
учились косить траву, жать серпом и вязать снопы. Большая
часть работ выполнялась вручную, а перевозки и тяжёлые
работы – на лошадях, тракторов и комбайнов тогда в деревне
в помине не было. Родительский дом.
Наступил 1947 год и наша Альбина пошла в первый класс. Однако проучиться ей суждено
было всего лишь полмесяца: 17 сентября семья Бутыриных пополнилась пятой дочкой – Галиной, а
нянчиться с ней, пока мать на работе, оставили несостоявшуюся первоклассницу. Это сейчас
роженице все условия, а тогда матери надо было зарабатывать трудодни. У каждого члена колхоза
был план – свой минимум трудодней, если же его не нарабатывали, следовало строгое наказание.
Из воспоминаний: «Помню, как мама пряла коноплю на «основу», а мы помогали ей прясть,
как могли, на «утóк». Вначале коноплю сеяли на огороде, потом рвали, обмолачивали. Из семени
получали вкусное конопляное масло и жмых (его мы тоже ели). У нас был деревянный ткацкий
станок, на котором мама ткала полотно, а из него уже шила мешки и за трудодни сдавала в колхоз».
Старшая дочь, Зинаида, уже работала в колхозе. А молодёжь из села тогда не отпускали
никуда, но всё равно находились такие ребята, что убегали из совхоза, а затем какимто образом
устраивались в городе.
По тем временам Коношаново, по сравнению с остальными деревнями, считалось большим.
В деревне был проведён свет от дизельной электростанции и включали его с 8 вечера до 12 часов. В
каждом доме в обязательном порядке имелись керосиновые лампы.
Школа была построена перед самой войной, деревянная, двухэтажная с уютными светлыми
классами. Учеников было много, дети приезжали из других деревень, расположенных вдоль реки
Лены, учились в 57х классах и жили в интернате. Сегодня этих деревень уже нет, как и многих по
России, а население разъехалось кто куда.
Когда маленькой Гале исполнилось год, наша Альбина понастоящему пошла в школу, в
1948 году. Из воспоминаний: «Помню свою первую учительницу Клавдию Николаевну. Я училась
хорошо, мы старались с сёстрами не опозорить маму (так она нам говорила). Мама была
замечательной женщиной, пользовалась в селе уважением. Закончила всего два класса церковно
приходской школы, но одно время работала даже в магазине. Умела всё: на праздники шила нам
всем платья, «чарки» (это обувь из свиной шкуры), на зиму – унты из овечьих шкур. Научила нас
шить на машинке, вязать рукавички и чулки из шерсти. Мы держали овец, корову, свиней, кур. Отец
нами сильно не занимался и всё сожалел, что Господь не дал сына».
В 1955 году Альбина Андреевна окончила
сельскую семилетнюю школу на «четвёрки» и
«пятёрки». Куда можно было поступать с такими
замечательными оценками? Конечно, на учителя! И в
этом же году она стала студенткой школьного
отделения Иркутского педагогического училища. В то
время, кроме школьного, было ещё музыкальное
отделение. Поступили они
вдвоём со своей подругой
Коношановой
Марией
Павловной, которая после
окончания попала в село
Игжей
УстьУдинского
района.
Это был последний набор на базе семилетней школы и в этом
Альбине очень повезло. Сдала все пять экзаменов: русский язык письменно
и устно, математику, литературу и историю. Хотя диктант написала на «3», но все остальные экзамены – на «4» и «5». Изза этой «тройки» первый семестр не получала
стипендию, зато первый курс окончила без «троек».
Из воспоминаний: «Мама мне отправляла 50 рублей в месяц. Денег в колхозе не давали, но
она както умудрялась их скапливать для меня».
Как всегда, осенью в сентябре студенты 1 и 2 курсов педучилища ездили в колхозы на
уборку картофеля, откуда привозили по мешку картошки и муки – таким образом, и выживали в
городе на скудную стипендию студента.
Для Альбины Андреевны четыре студенческих года пролетели быстро и, конечно, это были
самые замечательные годы в её жизни.
Из воспоминаний: «Училась я с удовольствием, получала стипендию на первом курсе 120
рублей, на втором – 140 руб., на 3 курсе – 160 и на четвёртом
– 180 рублей в месяц. Жила в общежитии. В одной комнате
нас было пять девушек, все деревенские . Мы были очень
дружны между собой, вместе питались, ходили всем курсом в
театр, на появившиеся тогда новые кинофильмы. А когда
наступило время расставаний, мы все искренне сожалели об
окончании учёбы, а потом ещё долгие годы переписывались
между собой.
Нас,
деревенских,
распределили в разные районы
Иркутской области. Так я получила направление в
Балаганский район. Впервые увидев Балаганск, я
поразилась – такой это был красивый посёлок,
расположенный на берегу Ангары.
По приказу РОНО меня оформили учителем в
Новопутскую начальную школу и 15 августа 1959
года я приступила к работе. Школа была
малокомплектная, работали в ней всего 2 учителя: 1
и 3 классы вела я, а 2 и 4 – директор Сапегина Вера Петровна. В двух моих классах училось 12
человек. Я помню, в 1м классе у меня учился Ковалёв Геннадий М. (очень жаль, что он рано ушёл
из жизни), а в 3 классе – Ковалёв Александр
Анатольевич. Проработала в этой школе недолго и
19 октября меня направили работать в
Островскую начальную школу (учитель Кустова
Тамара Павловна ушла в декретный отпуск).
Напротив Балаганска через Ангару располагался
посёлок Малышовка, куда ходил паром. Мне часто
приходилось переправляться на пароме, пока
работала в Островской начальной школе.
В школе было всего 16 учащихся, работать надо было в полторы смены, то есть первых два
основных урока провожу с двумя классами, затем на 3 и 4 уроки (физкультура, труды, музыка)
собираются все четыре класса, потом первые два класса уходят и я остаюсь с двумя другими
классами. Сейчас молодые учителя, наверняка, не
представляют, как можно было работать с четырьмя
классами одновременно.
Здесь на Острове я встретила свою первую и
единственную любовь – Кустова Степана
Семёновича, 1940 года рождения.
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Художественно-литературное произведение "С любовью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.