Тема: Снег и град
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
Оборудование:
Ход урока:
Этапы урока |
Планируемая деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
Методический комментарий |
I. Организа-ционны й момент. ( Учащиеся сидят группами). |
Сегодня на уроке нам предстоит узнать много интересного. Давайте поможем себе: одеваем «Шапочку для размышления» (BG). |
Учащиеся выполняют упражнение из программы BG: осторожно разминают ушные раковины. |
Психологический настрой. Обострение восприятия. |
II. Актуализа-ция знаний и постановка проблемной ситуации.
III. Изуче-ние нового материала.
1.Формирование знаний о свойствах снежинки.
2.Образова ние льда(обобщение опыта детей)
IV. Физкульт минутка.
VОрганиза ция исследова тельской работы.
Постановка познавательной задачи.
VI.Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Формиро вание знаний о свойствах снега и льда. Исследова-ние 1.
Исследова-ние 2.
Исследова-ние 3.
Исследова-ние 4.
2.Подведе ние итогов исследова ния свойств снега и льда.
VII. Закрепление изученного. 1.Проверка знаний.
2.Физминутка для глаз «Снежинка»
VIII. Решение проблемной ситуации.
IX. Творческая работа.
X. Итог урока. Рефлексия.
|
Наступила зима. Мудрая черепаха крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Муравьишка выбрался из муравейника, огляделся и увидел, что землю покрыл….. а реку сковал…… Холодно стало Вопросику, вернулся он домой, оделся потеплее и в Интернете нашёл информацию о том, что на севере местные жители зимой строят дома из снега : ИГЛУ. Ему захотелось тоже построить себе зимний дом. Он задумался о том, какой материал выбрать: снег или лёд?
-Ребята! Давайте поможем Муравьишке выбрать материал для строительства зимнего дома. Назовите тему урока.
-Что для этого нам надо знать? - На какие вопросы предстоит ответить?
На уроке вам предстоит работа в парах и группах. Давайте вспомним правила, которые надо соблюдать для того, чтобы удалось выполнить всё, что мы с вами запланировали.
Для того, чтобы понять откуда берутся снег и лёд, я предлагаю вам отгадать загадки. На каждом столе есть карточка с текстом загадки. Попробуйте её отгадать. (Текст загадок на с. 68. учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 класс). 1.Летели серые гуси, нароняли белого пуха. (Тучи и снег). 2. Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег). 3. Не драгоценный камень, а светится. (Лёд).
- Как вы думаете, где образуется снег и из чего он состоит? (Из снежинок.) - Рассмотрите снежинки. Что заметили? (Каждая снежинка имеет 6 лучей). - Сегодня я хочу вам рассказать тайну снежинки. Тайна снежинок. Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
- О какой тайне снежинок вы узнали? -Почему хрустит снег под ногами?
Давайте попробуем восстановить форму снежинок.
-Где вы видели лёд? Можно ли дома увидеть лёд? -Как в домашних условиях приготовить лёд?
-Какой же вывод мы сделаем? ---Что такое снег и лёд? (Снег и лёд –это замёрзшая вода). Давайте проверим наши предположения.
Верно ли мы сделали вывод?
Давайте мы с вами подвигаемся и слепим снеговика.
Можем ли мы сделать выбор материала для строительства зимнего дома Муравьишки? (Нет !Не знаем свойств снега и льда).
Проведём исследование свойств снега и льда с помощью опытов. Работать вы будете группами. Каждая группа- научная лаборатория готовит свой проект. 1 группа- 2 опыт. 2 группа-3 опыт. 3 группа-4 опыт. Изучите материалы разработки проектов лабораторий.
По каким критериям будем оценивать проекты лабораторий? Учитель фиксирует критерии кратко на доске. 1.Описание опыта проекта. 2.Наблюдение. 3.Вывод. -Руководители лабораторий, возьмите необходимые материалы для проведения опытов. Звонок колокольчика- сигнал завершения работы .
Проведём следующее исследование. Спрячьте пуговицу в снегу. Получилось? О каком свойстве это говорит? (Снег рыхлый). - Посмотрите, что я сейчас сделаю (разбиваю лёд молотком). Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? - Сделайте вывод. Вывод: снег рыхлый, а лёд хрупкий.
Руководитель 1-ой лаборатории представляет проект по плану. Вывод: снег белый, а лёд бесцветный. - Оцените работу своей группы по шкале достижений по критериям, которые вы предложили. Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. Руководитель 2-ой лаборатории представляет проект по плану. Вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный.
Руководитель 3-ей лаборатории представляет проект по плану. Вывод: в тепле снег и лёд тают, образуется вода.
- Молодцы! Вы отлично справились с исследованиями!
-Какие открытия мы сделали в процессе работы над проектами?
Давайте проверим свои знания и сообщим Муравьишке о своём решении.
-Сравните свои результаты с эталоном. -Начертите шкалу достижений в конце теста и отметьте на ней свой результат.
Снежинка поможет вашим глазам отдохнуть.
-Ответили ли мы на вопросы, которые ставили перед собой в начале урока? -Достигли целей в исследованиях? -Какой же материал выбрать Вопросику? Снег или лёд? (Не подходит ни снег и ни лёд). -Что посоветуем муравьишке? (Зимовать в муравейнике, а зимний домик построить только для игры из снега.В тёплую погоду играть в нём нельзя.)
А сейчас вы выполните творческое задание. Давайте подарим Вопросику наши снежинки и устоим снегопад. Предлагаю создать их на компьютерах.
Покажите друг другу свои снежинки. Вот такой снегопад получился!
Снежинки падают и устраивают хоровод вокруг ёлки. Поделитесь с нами оценкой своей работы. Поместите свою снежинку на ветках ели по уровням. -Что у нас получилось? Почему?
- Когда вы придёте домой, то расскажете все, о чём узнали на уроке, о том какие открытия сделали.
Спасибо за общение! Давайте поблагодарим друг друга. (Аплодисменты). |
Слушают учителя, смотрят слайды презентации.
-СНЕГ (ответ детей)
-ЛЁД (ответ детей)
Учащиеся предлагают вопросы: -Откуда берутся снег и лёд? -Как образуются снег и лёд? - Какие свойства имеют снег и лёд?
Учащиеся вспоминают правила работы в группе и в парах.
Работа в группах.
Договариваются о том, кто будет читать текст загадки.
Совещаются и говорят отгадку.
Дети совещаются и отвечают.
Рассуждения детей, ответы.
Учащиеся на интерактивной доске восстанавливают форму снежинок.
Учащиеся смотрят материал на интерактивной доске и слушают сообщение-вывод.
Дети двигаются по кругу и выполняют упражнения за учителем.
Рассуждения и ответы детей
Учащиеся также изучают в группах описание опытов на с.68 учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 класс).
Учащиеся предлагают критерии оценки.
Руководители лабораторий берут Стаканы со снегом и льдом и необходимые материалы из конвертов на столах.
Рассуждения и ответы детей
Учащиеся отмечают это свойство в электронной таблице приложения.
Учащиеся отмечают это свойство в электронной таблице приложения.
Ответственный от группы-руководитель лаборатории отмечает на шкале уровень работы группы.
Учащиеся выражают своё мнение с помощью сигнальных карточек.
Ответственный от группы-руководитель лаборатории отмечает на шкале уровень работы группы.
Учащиеся выражают своё мнение с помощью сигнальных карточек.
Ответственный от группы-руководитель лаборатории отмечает на шкале уровень работы группы.
Учащиеся выражают своё мнение с помощью сигнальных карточек.
Подведение итогов по таблице электронного приложения к уроку «Окружающий мир» по теме «Откуда берутся снег и лёд?». (2-ой фрагмент к теме)
Учащиеся выполняют тест.
Проверка по эталону.
Рассуждения детей.
Рассуждения и ответы детей.
Работа в парах. Обсуждение с учителем порядка действий.
|
Мотивационное начало урока.
(слайд 1)
Учитель в процессе разговора прикрепляет на доску таблички со словами: снег, лёд. (Тема урока).
(слайд 2,3,4)
(слайд 5)
Выход на тему урока.
Вопросы записываются на доске в виде плана: Откуда? Как? Какие?
Используются сигнальные карточки для выражения согласия с мнением одноклассников.
3 группы-3 загадки.
(слайд 6)
(слайд 7)
Интерактивная доска, электронное приложение к уроку «Окружающий мир» по теме «Откуда берутся снег и лёд?». (3-ий фрагмент к теме)
(слайд 8)
Интерактивная доска, электронное приложение к уроку «Окружающий мир» по теме «Откуда берутся снег и лёд?». (1-ый фрагмент к теме)
здоровьесбере-жение
(Приложение)
Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи.
Мотивация.
Эффективной формой организации учебного процесса является создание парной и групповой работы. Распределение позиций – эффективное средство обучения умениям сотрудничества.
(Текст практической работы на с. 45. тетради к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 класс).
Исследование, открытие нового – один из методов стимулирования интереса к учению.
Интерактивная доска, электронное приложение к уроку «Окружающий мир» по теме «Откуда берутся снег и лёд?». (2-ой фрагмент к теме)
Создание ситуаций, в которых учащиеся являются субъектом деятельности.
Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления, восприятия и воображения.
Обратить внимание на осторожное поведение на льду.
Интерактивная доска
Сборник тестов к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 класс)с.60. Эталон оценивания (варианты ответов в виде геометрических фигурок синего цвета).
здоровьесбере-жение
(Приложение)
Интерактивная доска
Изображение ели(3 уровня веток)
Самооценка работы на уроке. |
Домашняя работа стр. 28-30, вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.