"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! " Образ Плюшкина.
Оценка 5

"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! " Образ Плюшкина.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
20.04.2021
"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! " Образ Плюшкина.
Образ Плюшкина, одновременно накопителя и расточителя, представлен в 6 главе поэмы. Этого помещика Чичиков посетил после того, как побывал уже у других помещиков. Образ жизни Плюшкина губителен для его души, но она у него ещё не совсем мертва, поэтому лицо помещичьей России, отражённое в пятерых помещиках, показанных в поэме, становится не совсем омертвевшим.
ПЛЮШКИН.ppt

Образ Плюшкина Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Образ Плюшкина Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Образ
Плюшкина

Н.В. Гоголь
«Мертвые души»

Цели урока: Охарактеризовать образ помещика

Цели урока: Охарактеризовать образ помещика

Цели урока:

Охарактеризовать образ помещика Плюшкина, выявить способы раскрытия характера героя;
Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

Единственный из всех героев, чью биографию

Единственный из всех героев, чью биографию

Единственный из всех героев, чью биографию Гоголь рассказывает подробно.
Почему?

Цель этого рассказа – показать, как человек сам губит свою жизнь.

Одежда на нём была «похожа на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы»; за поясом ключи; спина с большой прорехою пониже

Одежда на нём была «похожа на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы»; за поясом ключи; спина с большой прорехою пониже

Одежда на нём была «похожа на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы»; за поясом ключи; спина с большой прорехою пониже
На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать
…если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош
Лицо его… было такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперед; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши …

До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала , младшая умерла)душа его окончательно ожесточилась - «волчий голод скупости овладел им».

ПОРТРЕТ

Прочитайте описание внешности героя.

Плюшкин предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»),

Плюшкин предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»),

Плюшкин предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает Плюшкина за ключницу, так как на поясе у Плюшкина ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали < ...> как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы», спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже».

На какие детали обращает автор в портрете героя?

Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о

Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о

Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?

…он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, пред которою городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз…

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр.

Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. 

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырем огород или капустник, обнесенный…

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырем огород или капустник, обнесенный…

Частями стал выказываться господский дом и наконец
глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и
наместо их остался пустырем огород или капустник,
обнесенный низкою, местами изломанною городьбою.
Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный
замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он
в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде
надежно защищавшей его старость, торчали два
бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся,
лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали
местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги.

Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места; в другое время и они были заперты наглухо, ибо в железной петле висел замок-исполин.

Плюшкине как о хозяине? В хозяйстве

Плюшкине как о хозяине? В хозяйстве

о Плюшкине как о хозяине?

В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета.

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один…

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один…

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись Бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. 

ТЯНУВШИЙСЯ ПОЗАДИ ДОМА САД

Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя

Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя

Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад Плюшкина нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в
себе все живое и, как паук, хотел бы затянуть
весь мир своей омертвляющей сетью. И эта
попытка страшна, ужасна. Однако жизнь
в целом, природа не подчиняется
усилиям паука, что и рождает надежду,
оставляет возможность просветления.

Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба

Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба

Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выводившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком.

Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину.

…куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом
не более лесного ореха, отломленная ручка кресел,
рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами,
накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек
где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные
чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка,
совершенно пожелтевшая, которою хозяин,
может быть, ковырял в зубах своих еще до
нашествия на Москву французов.

Описание
дома

В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах

В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах

В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

Как описание дома характеризует

Как описание дома характеризует

Как описание дома характеризует Плюшкина?

Дом Плюшкина— аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела,—замок-исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение,
дух смерти подчеркивает Гоголь,
говоря о комнате Плюшкина:
«Никак было нельзя сказать, чтобы
в комнате сей обитало живое
существо…»

Как описание дома характеризует

Как описание дома характеризует

Как описание дома характеризует Плюшкина?

Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине.

Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб,
где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства.

Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни»,

Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни»,

Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд.

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует.

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

Зачем Гоголь так подробно описывает историю жизни героя?

Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку»

Образ жизни. Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Образ жизни. Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Образ жизни.

Автор восклицает:
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

Как ведёт себя Чичиков? Что думает о нём

Как ведёт себя Чичиков? Что думает о нём

Как ведёт себя Чичиков?
Что думает о нём Плюшкин?
Есть ли у Чичикова что-то общее с Плюшкиным?

Сцена торга

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021