«И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»

  • Контроль знаний
  • doc
  • 12.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомила с литературной сказкой И.Токмаковой Аля, Кляксич и буква А», развивала и совершенствовала навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами, развивала речевые умения, творческие способности, воображение и память, воспитывала читательский интерес. Познакомила с детским писателем И.Токмаковой. Цель урока достигнута.«И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»
Иконка файла материала ЛЧ 2.doc
«И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»» Цели: ­ познакомить с литературной сказкой И.Токмаковой Аля, Кляксич и буква А»; – развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми  словами; развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память; – воспитывать читательский интерес.                                               Ход урока I. Организационный момент. 1.Буквы тихо пошептались, Улыбнулись, подтянулись, Ровно выстроились в ряд И нам с вами говорят: «Не ленитесь, не деритесь, И на пять всегда учитесь, Сядьте тихо, не шалите, тишину вы берегите». ­Что вы можете сказать о буквах?(ответы детей: буква  – это обозначение звука на письме,  в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные,  письменные и печатные) Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.                               Буквы, буквы, буквочки,                               Эй, эй, эй!                               Ваши дверцы запирал                               Чародей.                               Кто умеет отпирать,                               Тридцать три замка,                               В эту книжку заходи –                               Вот моя рука. А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо. Прочитайте стихотворение выразительно.                                II. Проверка домашнего задания. 1. Игра «Узнай букву». Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой букве  из стихотворения, которое вы читали дома. 2. Конкурс чтецов. Учащиеся читают свои двустишия. III. Постановка цели урока. Пока вы читали стихотворение, отвечали на вопросы, к нам прислали  электронное письмо.  Давайте посмотрим, что там написано. – А вы знаете, что такое сказка? Сказка– фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и  фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее  распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые. – Какие сказки вы читали сами? – Что происходит в сказках? – Какие действующие лица обычно бывают в сказках? – Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами  являются  буквы.А вот к какому литературному жанру оно относится,  вам предстоит выяснить. IV. Изучение нового материала. 1. Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"». ­ Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова) ­Кто   из   вас   читал   произведения   И.   Токмаковой   и   что   вы   о   ней   знаете?(учитель рассказывает об авторе и демонстрирует книги писательницы) ­ Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице? –Прочтите – Как вы думаете, о ком это произведение?  произведения.Рассмотрите иллюстрацию.     названиев   парах)   Словарная ­Что   помогло   вам   ответить   на   этот   вопрос?   (Название   произведения   и   иллюстрация.) 2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения ­ Какое впечатление произвело на вас начало произведения? ­ Какие слова или выражения были непонятны в тексте? 3. работа.(работа Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика изумилась                         громко сказала, крикнула воскликнула                      удивилась клякса                                 родственница             племянница                       пятно на листе бумаги – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: ста­ра­лась              – старалась не слу­ша­лись         – не слушались пе­ре­ссо­ри­лись     – перессорились раз­ма­хи­ва­ла         – размахивала и­зу­ми­лась              – изумилась вы­го­во­ри­ла           – выговорила вос­клик­ну­ла           – воскликнула пле­мян­ни­ца            – племянница V. Закрепление нового материала. 1.Учащиеся читают сказку цепочкой. ­ Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение. ­ Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная) ­ А если у сказки есть автор, то  такая сказка называется авторской, или литературной. ­ Помогите мне заполнить таблицу. По каким признакам мы будем определять: Народная сказка Автор­ народ. Первоначально создаётся в устной форме. Существует в нескольких вариантах. Литературная сказка Автор – конкретное лицо. Создаётся в письменной форме. Внесение   изменений   в   содержание   не допускается. Время написания известно. Время создания определить невозможно. ­ К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной) ­ Кто ее автор? 2.Анализ произведения. – Отгадайте слово:                               Мой первый слог                               В начале алфавита вы найдете.                               Второй мой слог                               Шестою нотой пропоете. (Аля.) – Легко ли давалось письмо Але? Почему? – Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки. – Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили? – Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и  старательная. – Какая буква была героем? (Буква «А».) – Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? – Почему буква «А» была взволнована? – Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». – О каком герое можно сказать, что он злой? – Каким вы представляете себе Кляксича? – Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича. – Какие  приключения  могли  бы  произойти  с героями этой сказки дальше? – Будет ли побежден Кляксич? – Кто поможет его победить? – Чем закончится эта сказка? ­Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки?VI. Итог урока. –Можете ответить,  с каким произведением вы познакомились? – Кто автор этой сказки?– Понравилась ли вам сказка? – Что помогло вам представить себе героев этой сказки? Домашнее задание: 1)Перечитать сказку.  Придумать продолжение сказки.Ирина Петровна ТокмаковаПриложение к уроку.Народная сказка.                           Литературная сказка.  Автор­ народ.                       Автор – конкретное лицо. Первоначально создаётся в устной форме.  Создаётся в письменной форме. Существует в нескольких вариантах.  Внесение изменений в содержание не допускается.  Время создания определить невозможно.  Время написания известно. Народная сказка.                         Литературная сказка.  Автор ­ народ.                        Автор – конкретное лицо. Первоначально создаётся в устной форме.  Создаётся в письменной форме. Существует в нескольких вариантах.  Внесение изменений в содержание не допускается.  Время создания определить невозможно.  Время написания известно.  Дополнительный материал к уроку 2 Ирина Петровна Токмакова         врача,     «Дома   заведующей Детский   поэт,   прозаик   и   переводчик   детских   стихов  Ирина   Петровна Токмаковародилась   в   Москве   3   марта   1929   года   в   семье   инженера­электротехника   и детского подкидышей». Стихи   Ирина   писала   с  детства,   но   считала,   что   писательских   способностей   у  нее   нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию,   она   хорошо   знала   английский,   немного   шведский   язык   работала переводчиком. сына. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник­иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.  Так   начался   большой   путь   Ирины Токмаковой в детской литературе. родила Вышла замуж,   Но   настал   момент,   когда   стали   сочиняться   и   собственные   стихи.   Первые стихи   Токмаковой   сразу   вошли   в   детскую   жизнь.   Теплые,   нежные,   лиричные   и веселые,  игровые,  они были  сродни  народным  песенкам  по мелодии  и интонации. Ирина   Токмакова   ­   лауреат   Государственной   премии   России,   лауреат   Российской литературной премии имени Александра Грина (2002). 1.      Речевая разминка.Буквы, буквы, буквочки,                               Эй, эй, эй!                               Ваши дверцы запирал                               Чародей.                               Кто умеет отпирать,                               Тридцать три замка,                               В эту книжку заходи –                               Вот моя рука. 2. Словарная работа.  (Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика) изумилась                         громко сказала, крикнула воскликнула                      удивилась клякса                                 родственница             племянница    пятно на листе бумаги 3.Прочтите  слова по слогам, целыми словами.  ста­ра­лась              – старалась не слу­ша­лись         – не слушались пе­ре­ссо­ри­лись     – перессорились раз­ма­хи­ва­ла         – размахивала и­зу­ми­лась              – изумилась вы­го­во­ри­ла           – выговорила вос­клик­ну­ла           – воскликнула пле­мян­ни­ца            – племянница