5
Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.
6
Как и Тютчева,
Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил.
Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.
7
Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.
8
Листопад
.
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
9
Они глумятся над тобою,Они, о родина, корятТебя твоею простотою,Убогим видом чёрных хат...Так сын, спокойный и нахальный,Стыдится матери своей -Усталой, робкой и печальнойСредь городских его друзей,Глядит с улыбкой состраданьяНа ту, кто сотни вёрст брелаИ для него, ко дню свиданья,Последний грошик берегла.
«Родине»
Тема России
10
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Определите тему и идею стихотворения.
«Настанет день…»
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
11
Философская лирика
«Настанет день…»
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
12
Философская лирика
13
...Зачем и о чём говорить?Всю душу, с любовью, с мечтами,Всё сердце стараться раскрыть —И чем же? — одними словами!И хоть бы в словах-то людскихНе так уж всё было избито!Значенья не сыщете в них,Значение их позабыто!Да и кому рассказать?При искреннем даже желаньеНикто не сумеет понятьВсю силу чужого страданья!
Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом.
14
В глубоких колодцах вода холодна,И чем холоднее, тем чище она.Пастух нерадивый напьётся из лужиИ в луже напоит отару свою,Но добрый опустит в колодец бадью,Верёвку к верёвке привяжет потуже.Бесценный алмаз, обронённый в ночи,Раб ищет при свете грошовой свечи,Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,Он ковшиком держит сухую ладонь,От ветра и тьмы ограждая огонь -И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.
«Поэту»
Тема поэта и поэзии
15
Любовная лирика
Всю душу, с любовью, с мечтами
…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!
Особенности поэтики стихотворений Бунина
1. сохранение традиций поэзии мастеров 19 в.
3. простота и естественность поэтического языка
4. приемы:
звукопись
цветопись
оксюморон
«три эпитета» - приём подбора трёх последовательных эпитетов, достаточно полно характеризующих образ
олицетворение
метафора
высокая лексика библейских цитат (для философской лирики)
5. экзистенциальные мотивы
2. чёткость и «меткость» подбора эпитетов
16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.