Предмет: Астрономия.
Класс: 10 -11
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики
Ваше слово, эрудиты!
Тема: Луна изменчива и противоречива…
Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова:
«Луна-загадка, странное созданье,
Покрыта тайной часть твоей души.
Уста твои опять хранят молчанье
Вуалью тёмною сокрытые в тиши.
И никому почти… совсем немногим
Поднять позволишь тонкую вуаль,
Чтоб тайну разгадать под взглядом строгим,
Понять души загадочную даль»
Сергей Есенин
Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Луна», развивать способности к поиску решения проблемы, самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться со строением Луны, лунной фазой.
Основные понятия: звездный (сидерический) месяц, фазы Луны, затмения.
-коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
-познавательные: умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений
Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Форма работы – групповая.
Организация образовательного пространства:
Межпредметные связи: астрономия, физика, литература, искусство, история.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Деятельность учителя:
Вы узнаете:
О движении Луны.
О четырех фазах Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть.
Каковы причины изменений фаз Луны.
В какой стороне неба надо искать Луну в первой четверти при заходе Солнца.
Почему происходят лунные и солнечные затмения.
Как предсказать затмения.
Видны ли с Луны те же созвездия, что и с Земли.
Почему Луна выглядит ярче остальных светил ночного неба.
Чем отличается история лунной геологической активности от земной.
Почему было бы полезно поместиь на Луне большой оптический телескоп.
Бывают ли годы без солнечных затмений? Без Лунных?
Сколько всех затмений может случиться в течение одного года.
На каком краю начинается затмение Луны – на правом или на левом.
Вспомните:
Как движется Солнце по эклиптике.
Молодой месяц виден вечером в западной части неба; старый – поутру в восточной части неба.
Луна сильнее притягивается Солнцем, а не Землей.
О видимых и невидимых сторонах Луны.
Что на Луне нет атмосферы.
Учитель: Луна дарует радость и надежду…
Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном явлении природы. Нет ничего удивительного, что Луна всегда притягивала внимание людей. Сегодня мы знаем о Луне больше, чем о каком – либо другом космическом объекте. Это самое близкое к нам небесное тело, расположенное на среднем расстоянии 384 400 км, средняя скорость ее движения по орбите составляет 1 км/с. Видя на небе неполный диск Луны, не всякий безошибочно определит, молодой ли это месяц или он уже на ущербе. Узкий серп недавно народившегося месяца и серп старой Луны различаются только тем, что обращены выпуклостью в противоположные стороны. В северном полушарии молодой месяц всегда направлен выпуклой стороной вправо, старый – влево.
Ведущий: Как запомнить надежно и безошибочно, куда какой месяц смотрит?
Учитель: По сходству серпа или полумесяца с буквами Р или С легко определить, растущий ли перед нами месяц (т.е. молодой) или старый.
Мнемоническая примета имеется у французов. Они советуют мысленно приставлять к рогам полумесяца прямую линию; получаются латинские буквы d или p. Буква d – начальная в слове «dernier» (последний) – указывает на последнюю четверть, т.е. старый месяц. Буква р – начальная в слове «premier» (первый) – указывает, что Луна в фазе первой четверти, вообще – молодая. У немцев тоже существует правило, связывающее форму Луны с определенными буквами.
Этими правилами можно пользоваться только в северном полушарии Земли. Для Австралии или Трансвааля смысл примет как раз обратный. В Крыму и в Закавказье серп и полумесяц сильно клонятся набок, а еще южнее они совсем ложатся. Близ экватора висящий на горизонте серп Луны кажется либо гондолой, качающейся на волнах («челнок Луны» арабских сказок), либо светлой аркой. Здесь не годятся ни русская, ни французская приметы – из лежачей дужки можно сделать по желанию обе пары букв: Р и С, р и d.
Чтобы и в этом случае не ошибиться в возрасте Луны, надо обратиться к астрономическим признакам: молодой месяц виден вечером в западной части неба; старый – поутру в восточной части неба.
Ведущий: Луна, участвуя в видимом суточном вращении небесной сферы, периодически меняет свое положение среди звезд, но не на протяжении года, а лишь на протяжении месяца. Луна изменяет при этом и свою видимую форму, бывает в различных фазах. Бывает, что Луна на небе совсем не видна всю ночь, хотя небо безоблачно. Почему?
Учитель: Это – новолуние. Через день-два после
этого можно заметить появившийся слева от заходящего Солнца узкий серп Луны,
который вскоре за Солнцем и заходит. Он своей выпуклостью обращен вправо, т.е.
к Солнцу. С каждым следующим вечером этот серп утолщается, отодвигается влево,
дальше от Солнца (к востоку) и все дальше задерживается на вечернем небе. Луна
перемещается на небе среди звезд по созвездиям зодиака. Через неделю заход
Солнца застает Луну на южной стороне в виде половины диска, и в течение всей
половины ночи Луна освещает Землю, заходя к полуночи. Это – первая четверть.
Ученик: Могло ли так быть? «Вечер был тих; в неподвижном
воздухе еще висела пыль. Тусклая ущербная Луна стояла в мглистом, отливающем
серебром небе».
Учитель: Ущербная Луна заходит до наступления вечера. Вернее всего, это была Луна после первой четверти.
Учитель: Через две недели после новолуния мы видим полный диск восходящей Луны около времени захода Солнца. Полная Луна светит всю ночь.
Ученик: Меняется ли положение полной Луны в зависимости от времени года?
Учитель: Зимой мы видим полную Луну в полночь всего выше подобно Солнцу в полдень летом, а летом в полночь полная Луна стоит значительно ниже подобно Солнцу в полдень. В последующие вечера, после того как была видна полная Луна, она восходит все позднее и появляется все более урезанной с правой стороны. Через три недели с небольшим после новолуния Луна опять обращается в полукруг выпуклостью с левой стороны, восходит около полуночи и к утру поднимается над точкой юга и освещает Землю во вторую половину ночи. Это – последняя четверть. После этого, сужаясь еще более, Луна вновь принимает вид серпа, но выпуклостью слева, который поднимается из-под горизонта все позже. К концу четвертой недели узкий серп Луны можно увидеть утром на востоке, выпуклостью к восходящему Солнцу, перед самым его восходом. Потом опять наступает новолуние.
Ученик: Какого цвета Луна? Луну мы видим белой; в телескоп поверхность ее кажется словно гипсовой. Наблюдения космонавтов, пробы лунного грунта и телепередачи с «Лунохода-1» показывают, что поверхность ее темно-серая. Как разрешить это кажущееся противоречие?
Учитель: Первым правильно объяснил причину этого явления Леонардо да Винчи: пепельный свет возникает благодаря солнечным лучам, отраженным от Земли, которая в это время обращена к Луне большей частью своего освещенного Солнцем полушария.
Луна рассеивает только 14-ю долю того света, который падает на ее поверхность. Поэтому поверхность спутника считают серой. Отраженный от темно-серой поверхности свет сохраняет тот цвет, какой имели падающие лучи. Если падающий свет был белый, то и отражающийся от поверхности Луны свет тоже будет белым. Солнечный свет, например, отраженный от черного предмета, останется белым. Если бы Луна была обтянута самым черным бархатом, она и тогда сияла бы на небе серебристым диском. Большую роль играет и контраст с темным небом, на фоне которого даже слабые источники света кажутся яркими.
Ученик: В поэме «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло есть такое место:
« В гневе солнце заходило,
Пролагая путь багряный,
Зажигая тучи в небе,
Как вожди сжигают степи,
Отступая пред врагами;
А луна, ночное солнце,
Вдруг восстала из засады
И направилась в погоню
По следам его кровавым,
В ярком зареве пожара».
Вопрос: В какой фазе была Луна?
Учитель: В полнолунии. Виден полный диск всю ночь.
Учитель: Луна проходит следующие фазы освещения: новолуние — состояние, когда Луна не видна; молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа; первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны; прибывающая луна; полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком; убывающая луна; последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина Луны; старая луна. Обычно на каждый календарный месяц выпадает по одному полнолунию, но так как фазы Луны сменяются немного быстрее, чем 12 раз в году, иногда случаются и вторые полнолуния за месяц, называемые голубой луной.
Учитель: Когда - то люди думали, сверкающая Луна непосредственно влияет на поведение людей. В полнолуние они совершали специальные ритуалы. Такие слова, как «помешанный» и «лунатизм», первоначально означали сумасшествие, которое менялось с фазами Луны.
Ведущий: Поэтов и писателей всегда очаровывала Луна. Тибетская притча "Учение о Луне".
«На горе около пещеры стоят два человека - монах и
крестьянин.
- Чему ты улыбаешься? - спрашивает один другого.
- Да вот, любуюсь Луной.
- Чем любуешься?
- Луной, - монах показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не
поднимает головы.
- Какой Луной? - спрашивает крестьянин.
- Да вот же она, - удивляется монах, - прямо перед вами, желтая такая.
- Желтая?! Надо кому-нибудь рассказать. Через полчаса вокруг первого монаха
собирается толпа.
- О, Гуру, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы.
- Что тут рассказывать? Поднимите головы и все увидите сами.
Кто-то, не отрывая от монах преданных глаз, торопливо царапает на свитке:
"Стоит лишь поднять голову - и взору откроется Луна, желтый круг на фоне
черного неба...".
- Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает монах.
- Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?
- Какое учение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!
"Поднять голову - не сложно, а просто..." - вновь начинает строчить
крестьянин, но монах бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами
пишущего мелькает желтое пятно.
- Что это было, Учитель???
- Луна.
- Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!
- Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего
подбородок луновидца хоровод. Монах, между тем, машет на все это дело рукой и
уходит прочь, любуясь полнолунием.
Через две тысячи лет кто-то читает "Лунную тантру" и тяжело вздыхает:
"А толку-то,- думает он. - В те времена Гуру был рядом и всегда мог
вовремя подсказать тебе нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной
книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому
можно верить в наше время?".
Ученик: Как загадочен лунный свет!
Что он в нас бередит непрошено?
Не пытайся найти ответ:
Это людям знать не положено.
Переулки, дома, мосты
В лунном свете меняют облики.
Приглядись: вдалеке кусты
Покрываются лунным облаком...
Учитель: У
Козьмы Пруткова есть изречение: «Если у тебя спрошено будет, что полезнее,
Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без
того светло; а месяц – ночью». Объясните, в чём неточность его рассуждений?
(Солнце само является источником света, а Луна светит отражённым светом).
Ученик: Ги де Мопасса́н «Лунный свет» (отрывок). «Он отворил дверь, но замер на пороге, взволнованный величавой красотой тихой и светлой ночи, пораженный сказочным, невиданно ярким лунным светом.
Шпалеры плодовых деревьев отбрасывали на дорожку тонкие узорчатые тени своих ветвей, едва опущенных листвой; огромный куст жимолости, обвивавшей стену дома, струил такой нежный, сладкий аромат, что казалось, в прозрачном теплом сумраке реяла чья-то благоуханная душа.
Долгими жадными глотками впивал он воздух, наслаждаясь им, как пьяницы наслаждаются вином, и медленно шел вперед, восхищенный, умиленный. Выйдя за ограду, он остановился и окинул взглядом всю равнину, озаренную ласковым, мягким светом, тонувшую в серебряной мгле безмятежной ночи. Поминутно лягушки бросали в пространство короткие металлические звуки, а поодаль заливались соловьи, рассыпая мелодичные трели своей песни, той песни, что гонит раздумье, пробуждает мечтания и как будто создана для поцелуев, для всех соблазнов лунного света. И почему-то сердце у него смягчилось. Он чувствовал какую-то слабость, внезапное утомление, ему хотелось присесть и долго-долго любоваться лунным светом, молча поклоняясь Богу в его творениях.
И смутная тревога, сомнение охватили его, он чувствовал, что у него вновь возникает один из тех вопросов, какие он подчас задавал себе.
Зачем Бог создал все это? Если ночь предназначена для сна, для безмятежного покоя, отдыха и забвения, зачем же она прекраснее дня, нежнее утренних зорь и вечерних сумерек? И зачем сияет в неторопливом своем шествии это пленительное светило, более поэтичное, чем солнце, такое тихое, таинственное, словно ему указано озарять то, что слишком сокровенно и тонко для резкого дневного света; зачем оно делает прозрачным ночной мрак?
Зачем самая искусная из певчих птиц не отдыхает ночью, как другие, а поет в трепетной мгле?
Зачем раскинуто вокруг столько волшебной красоты, которую люди не видят, потому что они спят в постелях? Для кого же сотворено это величественное зрелище, эта поэзия, в таком изобилии нисходящая с небес на землю?
Быть может, Бог создал такие ночи, чтобы покровом неземной чистоты облечь любовь человеческую».
Ученик: Толстой А.Н. «Русалочьи сказки»:
« Взвился месяц ущербный, свету невзвидел, укрылся за облако. А ведьмак жалобно завыл, и посыпались с деревьев листочки. У ведьмака в животе прыгает отгрызанный месяц, жжет; вертится юлой ведьмак, и так и сяк – нет покоя… Побежал к речке и бултыхнулся в воду… Выплюнь, выплюнь месяц – то. Понатужился ведьмак, выплюнул, повыл немножко и подох… А месяц, что за тучей сидел, вырастил новый бок, пригладился и поплыл между звезд по небу. Не впервые ясному бока выращивать».
Ведущий: (О полнолунии)
Я сегодня немного повою
На бесстыже нагую луну.
Для нее лишь в душе приоткрою
Эту странную волчью струну.
Пусть она хрипловата порою,
И нечесаной шерсти клочки
Желтый взгляд от луны мой укроют,
Но разжаты для песни клыки.
Мы друг друга всегда понимаем,
И меняем свеченье на вой.
Лишь тогда дружба полной бывает,
Если дружишь ты с полной луной.
Ученик: Луна – блестящая скиталица
Над светлой россыпью полей...
Селена – вещая красавица,
Богиня, вверенная ей. (Анна Ахматова)
Ученик: Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит Господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
«Луна», Иван
Алексеевич Бунин, 15.09.1917
Ученик: Луна богата силою внушенья,
Вокруг нее всегда витает тайна.
Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,
Но этот призрак дышит не случайно».
Своим лучом, лучом бледно-зеленым,
Она ласкает, странно так волнуя,
И душу побуждает к долгим стонам
Влияньем рокового поцелуя.
Своим ущербом, смертью двухнедельной,
И новым полновластным воссияньем,
Она твердит о грусти не бесцельной,
О том, что свет нас ждет за умираньем.
Но нас маня надеждой незабвенной,
Сама она уснула в бледной дали,
Красавица тоски беспеременной,
Верховная владычица печали!
Константин Бальмонт.
Ведущий: Очевидцы рассказывают, что во время лунного затмения им случалось наблюдать на одной стороне неба у горизонта диск Солнца и одновременно на другой стороне – затемненный диск Луны. Возможно ли это?
Учитель: То, что Солнце и затемненная Луна видны на небе одновременно, обусловлено искривлением лучей света в земной атмосфере. Благодаря такому искривлению, называемому «атмосферной рефракцией», каждое светило кажется нам выше своего истинного положения. Когда мы видим Солнце и Луну близ самого горизонта, они геометрически находятся ниже горизонта. Поэтому диск Солнца и затемненная Луна видны оба над горизонтом в одно время.
Ученик: Сколько времени могут длиться солнечные и
сколько лунные затмения?
Учитель: Наибольшая продолжительность полной фазы
солнечного затмения 7¾ мин. (на экваторе; в высших широтах
меньше). Все же фазы затмения могут заходить до 3½ час. (на
экваторе).
Ученик: Сколько всех затмений может случиться в течение одного года?
Учитель: Число всех затмений в течение года – и солнечных и лунных – не может быть больше 7 и меньше 2.
Ученик: Бывают ли годы без солнечных затмений? Без лунных?
Учитель: Без солнечных затмений не проходит ни одного года: ежегодно случается не менее 2 солнечных затмений. Годы без лунных затмений бывает довольно часто, примерно каждые 5 лет.
Ученик: С какой стороны при затмении надвигается на Солнце черный диск Луны – справа или слева?
Учитель: В северном полушарии Земли диск Луны надвигается на Солнце справа налево. Первого соприкосновения Луны с Солнцем следует всегда ждать с правой стороны. В южном полушарии – с левой стороны.
Ученик: На каком краю начинается затмение Луны – на правом или левом?
Учитель: В северном полушарии Луна вступает в земную тень своим левым краем, в южном – правым.
Ученик: Почему пятна света в тени листвы имеют во время солнечного затмения форму серпов?
Учитель: Пятна света в тени листвы есть не что иное, как изображения Солнца. Во время затмения Солнце имеет вид серпа и такой вид должен иметь его изображения в тени листвы.
Ученик: Какая разница между формой солнечного серпа во время затмения и формой обычного лунного серпа?
Учитель: Лунный серп ограничен снаружи полукругом, изнутри – полуэллипсом. Солнечный серп ограничен двумя дугами круга одного радиуса.
Учитель: Отчего нас всегда опьяняет луна?
Оттого, что она холодна и
бледна…
Луна во все
времена вдохновляла людей. Ее писали художники, на картинах, ей писали стихи
поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром.
Вспомните картины Айвазовского, Куинджи, Лагорио, Сурикова, Левитана…
Айвазовский Иван
Константинович –
русский художник-маринист.
Такая разная Луна…
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин…
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает
холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…
Сумерки. Луна. Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.
Темза при лунном свете. Генри Петер
Генри Петер (1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.
Ночной пейзаж. Лагорио Лев Феликсович, 1886 год
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Суриков Василий Иванович, 1870 год
Луна изменчива и противоречива…
Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…
Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842 год
На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой. «На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).
Башня. Кораблекрушение
Морской вид при луне, 1899 год
Лунная ночь, 1899 год
Лунная ночь, берег моря, 1885 год
Буря на море лунной ночью
«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)
Учитель: Контроль за степенью усвоения проводится в форме игры-соревнования 2 – 3 команд, которые по очереди отвечают на вопросы.
Ведущий: А теперь вопросы командам.
I команда.
1. «Вряд ли можно было бы назвать ночью эту высветленную пожарами ночь, если бы не народился месяц на песчаной косой на самом пороге утра». Найдите допущенную здесь неточность.
Ответ: Это был не молодой, а старый месяц, так как месяц «нарождается» не утром, а вечером.
2. На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодою
Луна пред ней, как мертвая, бледна. (А. С. Пушкин)
Почему луна утром имеет белый цвет?
Ответ: Белая Луна бывает утром. К отраженному от поверхности от Луны свету добавляется голубой свет неба. Смешение этих цветов и воспринимается глазом, как чистый белый цвет.
3. Пусть тоща, как щепа,-
Вязь цветочного шипа,
Новолунью улыбаясь,
Как на шапке шалопая,
Сохнет краска голубая
На сырых концах серпа. (Б. Пастернак)
Найдите астрономическую ошибку.
Ответ: В новолунье Луна не видна.
4. Шаганэ, ты моя, Шаганэ,
Потому что я с севера что – ли,
Что Луна там огромней в сто раз. (С. Есенин)
Действительно ли на севере Луна огромней в сто раз?
Ответ: Максимальную высоту над горизонтом Луна имеет зимой, минимальную – летом.
5. И скрылся день; клубясь туманы
Одели темные поляны широкой, белой пеленой,
Пахнуло холодом с востока
И над пустынею пророка встал тихо месяц золотой. (М. Лермонтов «Беглец»)
Найдите астрономическую ошибку.
Ответ: Поздним вечером на востоке могла появиться Луна в фазе близкой к полнолунию, но никак не месяц.
6. Оцените с точки
зрения астрономии куплет из песни Ю. Кима:
А на Луне, на Луне – на голубом валуне, лунные люди смотрят, глаз не сводят,
как над Луной, над Луной шар голубой, шар земной, очень красиво восходит и
заходит.
Ответ: Поскольку Луна всегда обращена к Земле одной стороной, то на большей части ее видимого полушария, Земля видна постоянно и никогда не заходит.
7. Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна Луна, но еще не золотая, а белая. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Какую неточность допустил писатель?
Ответ: Речь идет о вечере, значит полная Луна должна была только что появиться из-за горизонта и никак не могла быть в высоте.
8. На небе сходились тяжелые,
Грозные тучи.
Меж них багровела луна
Как смертельная рана… (Н. Гумилев «Греза ночная и темная»)
О каком астрономическом явлении идет речь?
Ответ: Речь идет о лунном затмении.
9. В какой фазе должна быть Луна, чтобы произошло солнечное затмение?
Ответ: В фазе новолуния.
10. Каков минимальный промежуток времени между солнечным и лунным затмениями?
Ответ: Он равен промежутку времени между новолунием и полнолунием, т.е. примерно две недели.
11. Вечером после захода Солнца вы наблюдали узкий серп Луны. Более широким или более узким станет он на следующие сутки?
Ответ: Это растущая Луна. Серп станет более широким.
12. Какое полное затмение (солнечное или лунное) продолжительнее. Почему?
Ответ: Полное лунное затмение продолжительнее. Чтобы Луна прошла сквозь всю земную тень, требуется значительное время, тогда как лунная тень, имеющая меньшие размеры, быстрее проходит через данный пункт Земли.
13. Нарисуйте, как выглядит Луна в первой четверти. В какое время суток она видна в этой фазе?
Ответ: Освещенная половина Луны обращена выпуклостью вправо и видна вечером.
II команда.
1. « На западе давно погас закат, а на востоке поднялся прозрачный серп месяца». Что здесь неверно подмечено автором?
Ответ: Время указано вечернее, и в это время мог появиться только молодой месяц, а он появляется не на востоке, а на юге-западе.
2. У моста, поеживаясь спросонок
Две вербы ладошками пьют зарю
Крохотный месяц, словно, котенок
Карабкаясь, лезет по фонарю. (Э. Асадов «На рассвете»)
Найдите астрономическую неточность.
Ответ: На рассвете может быть видна только старая Луна.
3.
Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна
Справа – запад темно-красный
Слева бледная луна. (А.С. Пушкин).
Определите в какой фазе была Луна и почему она названа близкой?
Ответ: Фаза Луны – полнолуние, невысоко над горизонтом Луна кажется больше, следовательно, ближе.
4. «Еще месяц назад садилось Солнце, а в небе обрывком белого облака уже высоко стояла Луна, постепенно разгораясь и желтея». Могло ли так быть?
Ответ: Да. Если Луна в первой четверти, то она бывает высоко на небе еще ранним вечером.
5. Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует… (Н. Некрасов «Рыцарь на час»)
В какой фазе находится луна?
Ответ: Луна находится в фазе новолуния.
6. Только выше все всплывает
Месяц золотой,
Только стадо обегает
Пес сторожевой.
Редко, редко кочевая тучка
Бросит тень,
Неподвижная, немая ночь светла,
Как день. (А. Фет)
Найдите астрономическую ошибку.
Ответ: Чтобы ночь была светла, как день, Луна должна быть полной, а не в виде месяца.
7. «К полуночи выплыл месяц. Яркий, будто никелированный, опустив книзу остро оточенное жало кривого ножа, он катился и в то же время оставался на месте в дымчато-белых облаках». Найдите неточности в приведенном отрывке.
Ответ: Если месяц был похож на лезвие кривого ножа, то это был либо молодой, либо старый месяц. Однако, и тот и другой появляются на небе либо до полуночи, либо позже.
8. Шесть раз менялась Луна,
Давно окончена война. (М. Лермонтов «Песнь ингелота»)
Сколько времени прошло?
Ответ: Прошло полгода.
9. В какой фазе должна быть Луна, чтобы произошло лунное затмение?
Ответ: В фазе полнолуния.
10. Почему мы видим с Земли только одну сторону Луны?
Ответ: Потому что период ее вращения вокруг оси равен периоду ее обращения вокруг Земли.
11. В каком направлении происходит видимое движение Луны относительно звезд?
Ответ: В направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы.
12. Вчера наблюдалось лунное затмение. Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?
Ответ: Ближайшее солнечное затмение можно ожидать через две недели, когда наступит новолуние.
13. Нарисуйте, как выглядит Луна в последней четверти. В какое время суток она видна в этой фазе?
Ответ: Освещенная половина Луны обращена выпуклостью влево и видна утром.
III команда.
1. К рассвету все замолкло
Тишина
Медлительная, важная луна
Опутав звезды сетью золотой
Загадочно повисла над водой. (Э. Асадов «Дикие гуси»)
Почему Луна золотая?
Ответ: Такой цвет Луны обусловлен отражением солнечных лучей от поверхности Луны и бывает вечером.
2. Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря
Безмолвна долина глухая
В тумане пустынном клубится река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ними луна золотая. (А.С.
Пушкин)
Почему Луна золотая?
Ответ: Такой цвет Луны обусловлен отражением солнечных лучей от поверхности Луны и бывает вечером.
3. «По горизонту мутно-розовое от огней небо над заводом зазеленело, а в зените, в свежей вечерней глубине, неподвижно висел янтарный ломтик луны». Найдите неточности в этой картине. В какой фазе была в этот вечер Луна?
Ответ: На территории России Луна в зените никогда не бывает. Так как Луна сравнивается с «ломтиком», то она была в первой четверти, а Луна в этой четверти бывает в верхней кульминации.
4. «Ледяное красное солнце садилось где-то в снежной степи, далеко за городом, а высоко над головою белел детский ноготок новорожденного месяца». Дело происходило в январе в Одессе. Реальна ли описанная здесь картина?
Ответ: Так как месяц называется «новорожденным», то он не мог так далеко, почти на 90°, отстоять от Солнца.
5. Тиха, прозрачна ночь была,
Светила на небе блистали,
Луна за облаком спала,
Но люди ей не подражали. (М. Лермонтов «Черкесская песня»)
О каких светилах идет речь?
Ответ: Речь может идти помимо Луны о планетах Юпитер, Сатурн, которые видны ночью.
6. Были ранние осенние сумерки. Дерево против Андрея и Саши, более темное, чем небо, как врезалось в эту размытую синеву. И, повернув рожки к дереву, повис над ними неяркий прозрачный полумесяц». В какой фазе была Луна?
Ответ: Если Луна была в первой четверти (автор говорит о полумесяце), то никаких рожков у нее не было. Если же это был молодой месяц, то описание становится вполне реальным.
7. Так зверь безрадостных лесов
Почуявший весну
Внимает шороху часов
И смотрит на луну
И тихо крадется в овраг
Будить ночные сны
И согласует легкий шаг
С движением луны. (Н. Гумилев «Свидание»)
С какой скоростью должен двигаться зверь, чтобы его шаг совпал с движением Луны?
Ответ: Орбитальная скорость Луны 1 км/с, значит, такого зверя нет.
8. «Рано, еще по-зимнему, темнеет небо. На севере, отражаясь в водах залива, светит странный, перевернутый месяц». Где могла наблюдаться такая картина?
Ответ: Так как месяц был перевернут и, кроме того, еще находился на севере, то такая картина могла наблюдаться только в южном полушарии Земли.
9. Сколько времени можно видеть круглую, «неущербную» Луну?
Ответ: Столько же времени, сколько длится и полное солнечное затмение («новолуние»), т.е. от одного мгновения до 7,5 минут.
10. В поэме «Песнь о Гайавате» есть такое место:
«И Нокомис до заката
Просидела на прибрежье.
Вот и месяц, солнце ночи,
Встал над тихою водою,
Вот и чайки с шумным криком,
Кончив пир свой, поднялися
И сквозь зарево заката
Долго их мелькали крылья».
Вопрос: Сообразите, в какой фазе была Луна? В какую сторону был обращен берег? В какую сторону летели чайки?
Ответ: Луна была либо в фазе полнолуния, либо уже несколько на ущербе. Берег был обращен на восток. Чайки улетели на запад.
11. «…В комнаты проникал сероватый свет занявшейся зари… хрупкий месяц висел еще посветлевшем небе, ломкий рог его оперся на темную вершину старого ореха». В какой фазе была Луна? Найдите обмолвку автора.
Ответ: Луна уже прошла фазу третьей четверти. Автор неверно сказал: «хрупкий месяц висел еще», так как этот месяц не остался на небе с вечера, а появился только под утро и дальше должен был подниматься.
12. Каково существенное различие во внешнем виде «молодого» и «старого» месяца?
Ответ: Молодой месяц располагается на небе выпуклостью вправо. Первый похож на запятую (на букву Р), вторая – на букву С.
13. «В золотистой мгле всходило Солнце, а рядом с ним еще висел тонкий бледный серп Луны». Возможно ли такое соседство Солнца с Луной утром? С какой стороны от Солнца был расположен этот серп?
Ответ: Да, но чаще всего в ярком сиянии Солнца лунного серпа совсем не видно. Серп был расположен справа от Солнца.
Учитель: Подведем итоги.
Ведущий: Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!
Валентин
Берестов
Рефлексия.
Впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
1. «+» — все, что понравилось на уроке
2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
3. «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
этот урок показался мне…
за урок я бы поставил себе, потому что…
мое настроение после задуматься…
Литература.
1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя:/ И. М. Малахова, Е.К. Страут, - М.: Просвещение, 1989. – 96с.
2. Орлов В.Ф.: «300 вопросов по астрономии», издательство «Просвещение»,/ В.Ф. Орлов, - Москва, 1967.-101 с.
3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна./ Д. Моше – М.: Просвещение, 1985. – 255с.
4. Воронцов- Вильяминов Б. А.: «Астрономия»/ Б.А. Воронцов- Вильяминов, Е.К. Страут, Издательство «Дрофа».
5. Левитан Е.П.: «Астрономия» учеб. для 11 кл. общеобразоват. учр. / Е. П. Левитан: - М.: «Просвещение»,1994. – 207 с.
6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия»/ Я. И. Перельман / Д.: ВАП, 1994. - 208 с.
7. Ерпылев Н.П. Энциклопедический словарь юного астронома Э61/ Н.П. Ерпылев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с.
8. Астрономия. Е. П. Левитан, 1994 г.
9.Попов П.И. Астрономия. Учебник для географических факультетов/ П. И. Попов: Учпедгиз; Москва, 1959. - 256 с.
10.Чаругин В. М. : Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.
11.Тульчинский М.Е.: Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский – М., «Просвещение», 1971. -160 с.
12. Толстой А.Н. «Русалочьи сказки» (сб. сказок)/ А.Н. Толстой; ил. Я.М. Седовой. – М.: Нигма, 2016. -72с., стр. 18 («Ведьмак»).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.