ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Родина И.Ю.
THE GAME AS AN ELEMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN TRAINING ENGLISH LANGUAGE
Rodina I.Y.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка для укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.
Abstract. The article is devoted to the actual problem of using health-saving technologies in English lessons to improve and preserve the health of children with disabilities.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, игра, мотивация, релаксация, урок иностранного языка (английский)
Keywords: health-saving technologies, the game, motivation, relax, English lesson
Сохранение и
укрепление здоровья детей считается одним из приоритетных направлений
гуманизации школьного образования. В законе РФ «Об образовании» говорится
«…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся». Особое место занимает эта проблема и
в моей педагогической деятельности.
Я
преподаю английский язык для детей с ОВЗ в начальной школе и среднем звене.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и
характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации
внимания и напряжения сил в течение всего урока. Особенно трудно дается
изучение иностранного языка детям с ОВЗ поскольку у детей наблюдаются нарушения
памяти, внимания, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость,
эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные
и нескоординированные движения, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Вот почему столь
важно уделять внимание коррекционной направленности уроков английского языка и применению здоровьесберегающих
технологий [1].
Первым и главным вопросом, который я изучила, был вопрос о психолого-педагогическом взаимодействии педагога и детей в процессе обучения. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет.
Для эффективного обучения английскому языку, на мой взгляд, следует использовать такую систему психолого-педагогических условий, как:
ü создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.
ü создание ситуации успеха, которая позволяет учащимся находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий незнанием учебного материала.
ü использование личностно-ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.), применение стимулирующих оценок [2].
Выделив для себя основные принципы работы, я остановилась на том, что для успешного овладения иностранным языком, необходимо создавать мотивы для речевых действий детей, которые и направлены на радость познания предмета.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Самая главная задача – добиваться, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка, так как для детей с ОВЗ необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Большую помощь в решении данного вопроса оказывают игры. Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку [3].
Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться. Ведь одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока [1]. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Разнообразие форм проведения занятий – игровые, с перемещениями, со сменой статической позы и другие – позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность. Так на своих уроках я использую многие игры для проведения физкультминуток. При изучении темы «Глаголы движения», мы играем в игры «Повторяй за мной» («Repeat after me»), «Заморозка» («Freeze»), «Саймон говорит…» («Simon says…»), «Будь вежливым» («Be polite»), «Быстро, медленно, стоп» («Quickly, slowly, stop»).Все глаголы движения напечатаны на карточках. В ходе этих игр происходит не только актуализация и закрепление лексики, но и запоминание слова целиком.
Кроме того, часто проводим и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, буквы, числа, цвета, названия стран и т. д.). Игра называется «Шпион» («I spy»). В разных частях класса размещаю карточки по нужной теме (цветочки, буквы, числа, звуки) и говорю ученикам: «I spy the letter H in our classroom» или «I spy something green (black)». А в средних классах: «I spy the map of Great Britain (the USA/ Australia) ». При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”».
Игры с мячом являются прекрасными упражнениями для кистей. Очень активно младшие школьники играют с мячом, называя слова, задавая вопросы и отвечая на них. Так, при изучении таких лексических тем, как «Спорт», «Одежда», «Продукты», мы играем с мячом в игру «Переводчик». Игра «Бомба» («Bomb»). Ученики передают друг другу мяч, повторяя слово или отвечая на вопросы. Например, «How old are you?» – «I am…. How old are you? ». В определенный момент мяч «взрывается». Тот, у кого он находится в руках, выбывает из игры. «Взрыв» происходит по секундомеру или по остановке мелодии. Игра получается азартной и веселой. Часто играем в игру «Поймай и скажи» («Catch and say»). Условие может быть любым — назвать слово на определенную тему, дать ответ на вопрос, назвать антоним или синоним. Например, бросаю мяч и задаю вопрос «Do you like…?», ребята должны дать краткий ответ «Yes, I do./ No, I don’t.». Кроме игр с мячом также используем счёт по-английски, загибая и разгибая пальчики.
Поиграть в игру «Что пропало?» («What’s missing?») любят все. Разместив на доске картинки по любой теме, мы повторяем их названия. Затем дети по команде «Close your eyes» закрывают глаза, а я убираю одну картинку, дети должны отгадать, какая карточка пропала, и назвать слово. Также дети очень любят игру «Ты-счастливчик» («You’re lucky»). Берем парные карточки (цвета, животные), раскладываем рубашкой вниз, дети должны найти как можно больше пар и назвать их. Эти игры развивают зрительную память, дают время глазкам отдохнуть.
На уроках иностранного языка учащимся много приходится слушать иноязычную речь. Хорошим упражнением в этом плане является задание хлопнуть в ладоши, если услышали, например, среди названий животных домашнего или, наоборот, дикого зверя. Или необходимо услышать в словах нужный звук. Малышам очень нравится игра «Поймай комарика». Всегда эмоционально проходит игра «Угадай животное». Ребята с большим удовольствием показывают повадки и мимику разных зверей. Также играем и в другие игры – пантомимы. При изучении алфавита играем в игру «Угадай букву» (один изображает, другие отгадывают). При изучении темы «Мой день» изображаем действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Подобные игры используются
как способ развития координации рук и ног, других частей тела,
пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.
Все учащиеся при этом активно включаются в работу, проявляют
завидную изобретательность. Интерес к изучаемому предмету на таких уроках
заметно повышается. Эти игровые
технологии, помогают решать
не только проблемы мотивации, обучения и развития учащихся, но и
здоровьесбережения, социализации.
И
в заключение хотелось бы сказать, что перечень игр, используемых на уроках
английского языка можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что эти
игровые моменты должны служить достижению наших целей, а именно, созданию
благоприятного психологического климата на уроке для эффективного обучения,
повышения мотивации изучения предмета, качества образования в целом, а также
укреплению и сохранению здоровья школьников.
Игры наполняют смыслом и содержанием учебный процесс, так как иностранный язык для таких детей – это далёкая от жизни и очень схематичная теория. Игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является действенным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует форсированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
Литература
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
2. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004,152 с.
4. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках иностранного языка.- М.:АСТ Астрель,2004,80 с.
5. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004.№1-с.25
6. Julie Penn. Family and Friends 2. Teacher’s Book. Oxford, 2015.
7. Щербакова О. 6 веселых игр с мячом на уроках английского языка [Электронный ресурс] // URL: https://skyteach.ru/2018/02/17/6-veselyh-igr-s-myachom-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения 02.07.20)
8. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.