Игра как элемент здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку.

  • Игры
  • docx
  • 14.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад по теме "Игра как элемент здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку".
Иконка файла материала Родина И.Ю. доклад.docx

ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Родина И.Ю.

 

THE GAME AS AN ELEMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN TRAINING ENGLISH LANGUAGE

Rodina I.Y.

 

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка для укрепления и сохранения  здоровья детей с ОВЗ.

 

Abstract. The article is devoted to the actual problem of using health-saving technologies in English lessons to improve and preserve the health of children with disabilities.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, игра, мотивация, релаксация, урок иностранного  языка (английский)

 

Keywords: health-saving technologies, the game, motivation, relax, English lesson

 

  Сохранение и укрепление здоровья детей считается одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования.   В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.
               
Я преподаю английский язык для детей с ОВЗ в начальной школе и среднем звене. Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Особенно трудно дается изучение иностранного языка детям с ОВЗ поскольку у детей наблюдаются нарушения памяти, внимания, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и нескоординированные движения, недостаточно развитая моторика пальцев рук.  Вот почему столь важно уделять внимание коррекционной направленности уроков английского языка   и применению здоровьесберегающих технологий [1].

Первым и главным вопросом, который я изучила, был вопрос о психолого-педагогическом взаимодействии педагога и детей в процессе обучения. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет.

Для эффективного обучения английскому языку, на мой взгляд, следует использовать такую систему психолого-педагогических условий, как:

ü    создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.

ü    создание ситуации успеха, которая позволяет учащимся  находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий  незнанием учебного материала.

ü    использование личностно-ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.), применение стимулирующих оценок [2].

Выделив для себя основные принципы работы, я остановилась на том, что для успешного овладения иностранным языком,  необходимо создавать мотивы для речевых действий детей, которые и направлены на радость познания предмета.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Самая главная задача – добиваться, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка, так как для детей с ОВЗ необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Большую помощь в решении данного вопроса оказывают игры. Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ.  Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку [3].

 Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться. Ведь одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока [1]. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Разнообразие форм проведения занятий – игровые, с перемещениями, со сменой статической позы и другие – позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность. Так на своих уроках я использую многие игры для проведения физкультминуток.  При изучении темы «Глаголы движения», мы играем в игры «Повторяй за мной» («Repeat after me»), «Заморозка» («Freeze»), «Саймон говорит…» («Simon says…»), «Будь вежливым» («Be polite»), «Быстро, медленно, стоп» («Quickly, slowly, stop»).Все глаголы движения напечатаны на карточках. В  ходе этих  игр происходит не только  актуализация и закрепление лексики, но и запоминание слова целиком.

Кроме того, часто проводим и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, буквы, числа, цвета, названия стран и т. д.). Игра называется «Шпион» («I spy»). В разных частях класса размещаю карточки по нужной теме  (цветочки, буквы, числа, звуки) и говорю ученикам: «I spy the letter H in our classroom» или «I spy something green (black)». А в средних классах: «I spy the map of Great Britain (the USA/ Australia) ». При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”».

Игры с мячом являются прекрасными упражнениями для кистей. Очень активно младшие школьники играют с мячом, называя слова, задавая вопросы и отвечая на них. Так, при изучении таких лексических тем, как  «Спорт», «Одежда», «Продукты», мы играем с мячом в игру «Переводчик». Игра «Бомба» («Bomb»). Ученики передают друг другу мяч, повторяя слово или отвечая на вопросы. Например«How old are you?» – «I am…. How old are you? ». В определенный момент мяч «взрывается». Тот, у кого он находится в руках, выбывает из игры. «Взрыв» происходит по секундомеру или по остановке мелодии. Игра получается азартной и веселой. Часто играем в игру «Поймай и скажи» («Catch and say»). Условие может быть любым — назвать слово на определенную тему, дать ответ на вопрос, назвать антоним или синоним. Например, бросаю мяч и задаю вопрос «Do you like…?», ребята должны дать краткий ответ «Yes, I do./ No, I don’t.». Кроме игр с мячом  также используем счёт по-английски, загибая и разгибая пальчики.

Поиграть в игру  «Что пропало?» («Whats missing?») любят все.  Разместив на доске картинки по любой теме, мы повторяем их названия. Затем дети по команде «Close your eyes» закрывают глаза, а я  убираю одну картинку, дети должны отгадать, какая карточка пропала, и назвать слово. Также дети очень любят игру «Ты-счастливчик» («Youre lucky»). Берем парные карточки (цвета, животные), раскладываем рубашкой вниз, дети должны найти как можно больше пар и назвать их. Эти игры развивают зрительную память, дают время глазкам отдохнуть.

На уроках иностранного языка учащимся много приходится слушать иноязычную речь. Хорошим упражнением  в этом плане является задание хлопнуть в ладоши, если услышали, например, среди названий животных домашнего или, наоборот, дикого зверя. Или необходимо услышать в словах нужный звук. Малышам очень нравится игра «Поймай комарика». Всегда эмоционально проходит игра «Угадай животное». Ребята с большим удовольствием показывают повадки и мимику разных зверей. Также играем и в другие игры – пантомимы. При изучении алфавита играем в игру «Угадай букву» (один изображает, другие отгадывают). При изучении темы «Мой день» изображаем действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. Все учащиеся при этом активно включаются в работу, проявляют завидную изобретательность. Интерес к изучаемому предмету на таких уроках заметно повышается. Эти  игровые технологии, помогают  решать не только проблемы мотивации, обучения и развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.  
            И в заключение хотелось бы сказать, что перечень игр, используемых на уроках английского языка можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что эти игровые моменты должны служить достижению наших целей, а именно, созданию благоприятного психологического климата на уроке для эффективного обучения, повышения мотивации изучения предмета, качества образования в целом, а также укреплению и сохранению здоровья школьников.

Игры наполняют смыслом и содержанием учебный процесс, так как иностранный язык для таких детей – это далёкая от жизни и очень схематичная теория. Игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является действенным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует форсированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.  Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

 

Литература

1.       Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.

2.      Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

3.      Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004,152 с.

4.      Пучкова Ю. Я. Игры на уроках иностранного языка.- М.:АСТ Астрель,2004,80 с.

5.      Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004.№1-с.25

6.      Julie Penn. Family and Friends 2. Teacher’s Book. Oxford, 2015.

7.      Щербакова О. 6 веселых игр с мячом на уроках английского языка [Электронный ресурс] // URL:  https://skyteach.ru/2018/02/17/6-veselyh-igr-s-myachom-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения 02.07.20)


 

8.      Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также